УДК 519.862

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Седых Игорь Николаевич1, Симаков Дмитрий Владимирович1
1Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», студент магистратуры отделения социально-экономических наук

Аннотация
Одним из ключевых показателей, определяющих уровень социального развития принято считать уровень качества жизни населения. Исследования по данному вопросу включают в себя как формирование и анализ индикаторов качества жизни населения, так и попытки эконометрического моделирования. В данной статье рассматривается модель, в основе которой лежит количество учащихся и объем государственных инвестиций в образование, поскольку данная сфера в дальнейшем определяет качество жизни каждого гражданина. В качестве примера анализируется регион – Республика Карелия.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Седых И.Н., Симаков Д.В. Эконометрическая модель качества жизни населения региона // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/05/86478 (дата обращения: 23.09.2018).

1. Введение

В условиях реализации рыночных механизмов в экономике каждой страны возникает проблема увеличения уровня жизни населения, выступает приоритетной в социально-экономических исследованиях, поскольку ее решение может привести к оптимальному распределению и перераспределению финансовых потоков между разными группами населения, обеспечению стабильного развития регионов государства и, следовательно, устойчивости в обществе. Уровень жизни выступает сложной многоплановой экономической категорией, которая количественно характеризует степень удовлетворения различных потребностей всех слоев населения, обеспеченность граждан всеми необходимыми материальными благами общества [2].

На качество жизни людей каждого региона воздействует существенное число факторов.  Внедрение региональных социально-экономических программ подразумевает учет, научный анализ и экономическую оценку интегральных характеристик полного набора индикаторов качества жизни населения с тем, чтобы извлечь достоверную и обоснованную картину настоящей ситуации и сформировать научно обоснованную систему мер влияния на ключевые элементы качества жизни людей.

2.Методы измерения и факторы качества жизни

Ключевым фактором определения качества жизни населения выступает количество учащихся, а также качество полученного образования. По законам математической логики, для доказательства гипотезы «чем выше уровень образования, тем выше качество жизни» нужно доказать два утверждения: необходимость – если образование качественно, то качественна и сама жизнь человека; достаточность – если качественная жизнь, то качественное и образование.
Если образование является качественным (то есть человек способен использовать в практической деятельности знания, которые были получены в образовательном учреждении), то показатель качества жизни будет достаточно высоким. Следовательно, выполняется критерий качества жизни в виде получения работы и профессионального самоутверждения, далее человек будет иметь некоторое материальное благополучие, здоровье и социальный статус [4]. 

3. Эконометрическая модель зависимости качества жизни от количества учащихся и государственных инвестиций в образование.

Индикатором качества жизни населения, а также фактором, который способствует его увеличению, выступает количество учащихся на 10 тыс. населения региона. По Республике Калмыкия предложенный показатель за три анализируемых года имеет положительную динамику. Так, в 2015 году количество студентов в регионе составляло 328 человека на 10 тыс. населения, а в 2017 году 350. Если брать отдельную долю учащихся от общей численности молодежи до 24 лет, то эта доля составит в 2017 г. составила 65,3% [5].

Уровень образования населения зависит от следующих факторов: х9 – рентабельность образования, %; х10 – объем государственных инвестиций в образование, млн. руб. Технология построения модели отражает зависимость уровня образования населения (О) от х9 – рентабельности образования и х10 – объема государственных инвестиций в образование.

Таблица 1. Исходные данные для создания модели

Годы

О, %

х9, %

х10, %

2015

52,70

6,25

48,46

2016

58,40

8,34

53,84

2017

65,30

12,35

127,8

Степенной двухфакторной модели соответствует уравнение регрессии:

О = а * х9b * x10c         (1)

Построению модели предшествует процесс линеаризации переменных, который проводится путем логарифмирования обеих частей уравнения:

lnO = lna + b * lnx9 + c * lnx10         (2),

Для нахождения параметров уравнения 2 был использован метод наименьших квадратов (МНК).

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа

lnx9

lnx10

lnO

lnx9

1

lnx10

0,999517

1

lnO

0,99624

0,999253

1

Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции наглядно показывает, что между уровнем образования молодежи и факторами x9 – рентабельность образования и x10 – объем государственных инвестиций в образование присутствует связь, поскольку значения коэффициентов корреляции больше, чем 0,7.

Таблица 3. Результаты регрессионного анализа

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

y-пересечение

3,365433

0,146545

23,467741

lnx9

0,356442

0,116322

3,100362

lnx10

0,003240

0,001634

2,012350

Следовательно, уравнение линейной регрессии будет иметь вид:

y = 3,365 + 0,356 * x9 + 0,003 * x10

Модель степенной регрессии можно получить посредством потенцирования обеих частей:

O = 28,3632 * x90,356 * x100,003       (3)

Параметры уравнения 3 показывают, что при изменении рентабельности образования на 1% (при перманентном уровне инвестиций в образование) уровень образования учащихся повысится на 0,356%, а при повышении объема государственных инвестиций на 1% (при перманентном уровне рентабельности образования) результативный признак увеличится на 0,003%.

4. Основные направления увеличения качества жизни в регионе

Для увеличения уровня жизни граждан необходимо решать задачи целого комплекса проблем, как экономической, так и социальной направленности: сохранение политической стабильности в обществе, устойчивый рост производства, сокращение цен, увеличение заработной платы, улучшение качества и доступности образования. Неотъемлемой частью уровня жизни выступает качество образования и количество учащихся. Очевидно, что при достойном образовании, индивид способен реализовать собственный потенциал в полной мере. Безусловно для реализации себя необходим определенный фундамент, который и должно обеспечивать государство. В данный момент государством осуществляются три ключевых направления регулирования уровня жизни, в том числе, посредством государственных минимальных стандартов, мониторинга заработной платы и социального развития. Для комплексного преодоления отрицательных тенденций низкого уровня качества жизни необходима проработка государственной программы увеличения качества жизни, которая была бы адаптирована для конкретных регионов.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гефан Г. Д., Айвазян, Э. А., Кравченко А. В.  Эконометрическая модель социального, экономического и политического развития стран мира // Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. – 2015. – № 13. – С. 39-49.
  2. Иванова И.А. Моделирование региональной инновационной деятельности в России // Регионология. – 2014. – № 4. – С. 31-37.
  3. Прокофьев О.В. Эконометрическая модель индекса человеческого развития // Символ науки. – 2016. – № 1-1 (13). – С. 166-168.
  4. Учительская газета. Чем выше уровень образования, тем выше качество жизни. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.ug.ru/archive/51705 (дата обращения 04.05.2018).
  5. Федеральная служба государственной статистики. Образование. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.gks.ru (дата обращения 05.05.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Седых Игорь Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация