УДК 338.02

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Макаров Сергей Львович
Федеральный научно-производственный центр Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Полет»
заместитель начальника планово-экономического отдела, кандидат экономических наук

Аннотация
В статье описана общая схема бизнес-планирования крупного промышленного предприятия и обозначена задача автоматизации планирования как необходимое условие функционирования организации в современных экономических условиях.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаров С.Л. Автоматизация производства крупного промышленного предприятия как необходимый фактор успешного функционирования хозяйствующего субъекта в условиях формирующейся инновационной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/03/86060 (дата обращения: 02.04.2018).

Промышленность всегда являлась ключевой сферой экономики нашей страны. После ухода от плановой системы и сменой форм собственности, в связи с приватизационной компанией, крупных промышленных предприятий, они оказались в совершенно иных экономических условиях, характеризующихся открытой конкуренцией на свободном рынке, необеспеченностью государственными заказами, рыночным ценообразованием и переходом к полному хозрасчету.
Основной задачей социально-экономического развития страны последних лет является переход на инновационную траекторию, которая подразумевает максимальное использование принципиально новых факторов роста, что требует мощной активизации инновационной деятельности, прежде всего на уровне промышленных хозяйствующих субъектов. Требуется реорганизация национального хозяйства на основе наукоемкого производства.
При внедрении инноваций любое предприятие сталкивается с рядом трудностей, связанных с консерватизмом, недостаточным уровнем заинтересованности и подготовленности работников. Особенно сложно этот процесс протекает на крупных хозяйствующих субъектах, т.к. он нарушает процесс функционирования производства и связан с большими рисками.
Необходимым условием функционирования промышленного предприятия в современных экономических условиях является уровень автоматизации производства, который должен включать в себя не только направление непосредственно изготовления продукции, но и комплексно охватывать все сферы жизнедеятельности предприятия, такие как:- планирование и бюджетирование;
- система управления взаимоотношений с клиентами (CRM);
- маркетинг;
- закупки и продажи;
- управление складскими запасами и доставкой;
- управление производством;
- кадры;
- организация оплаты труда;
- казначейство.В отечественной литературе существует множество подходов к определению понятия автоматизации [1, с. 67-82; 2], наиболее целесообразно его определять в зависимости от степени участия человека в отдельном производственном процессе. Данный показатель можно представить в виде следующей формулы:

;

Числитель представляет собой сумму показателей уровня автоматизации по всем видам подготовительных, транспортных, основных, управляющих и обслуживающих работ при исполнении i-й группы операций.
m – число групп операций в технологическом процессе.
Уровень автоматизации j-ого вида работ при исполнении i-й группы операций рассчитывается по следующей формуле:

;

где – время, затраченное на j-й вид работ, выполненных автоматизированным способом;
 – общее время, необходимое для выполнения i-й операций (процесса).
Ключевым инструментом для автоматизации крупных промышленных предприятий является система Enterprise Resource Planning (ERP) – планирование ресурсов предприятия, где уже разработаны готовые решения автоматизации по многим направлениям хозяйствования, а также присутствует возможность гибкой настройки каждого модуля в отдельности.
Более подробно рассмотрим возможности автоматизации раздела планирования с помощью 1C ERP. В общем понимании планирование представляет собой систему принятия решений о том, что должно быть сделано в запланированный период,какие конкретно подразделения выполняют отдельные работы, в какие сроки и с помощью каких ресурсов. Именно планирование является связующим звеном между стратегическими целями предприятия, его подразделениями и внешней средой. Оно охватывает все сферы деятельности предприятия: производство, продажи, поставки и т.д.
Планирование можно разделить на отдельные уровни, для решения задач на каждом из которых есть свои инструменты в системе 1С ERP (табл.1).

Таблица 1.
Уровень планирования
Характеристики
Готовые модули системы 1С:ERP
1
Абстрактные планы (бизнес-идея) - не формализованный уровень. -
2
Стратегическое планирование - формализованные финансовые показатели;- ключевые показатели эффективности;

- укрупненное планирование по номенклатурным группам.

- подсистема «Бюджетирование»;- «План продаж по категориям».
3
Объемно-календарное планирование - детализация до номенклатуры. - «План продаж по номенклатуре»;- «План закупок»;

- «План производства»;

- «План сборки/разборки».

4
Оперативное планирование - совокупность конкретных заданий исполнителям (заказы на производство,заказы поставщикам и т.п.). - график производства;- «Заказ на производство»;

- «Заказ поставщикам»;

- «Заказы на перемещение»;

- «Заказы на ремонт».

5
Отражение факта оперативных планов - регистрация факта исполнения оперативного уровня в системе. - регистрация факта исполнения оперативного уровня в системе.

*каждый модуль имеет возможности гибкой настройки под специфику работы предприятия

Основные задачи планирования, которые можно в автоматическом (полуавтоматическом) режиме решить с помощью 1C ERP следующие:- поддержка многосценарного планирования;
- наличие различных вариантов заполнения планов;
- автоматическое планирование материалов под план производства;
- возможность использования сезонных коэффициентов;
- разделение целевых и управляющих планов;
- интеграция с подсистемой «бюджетирование»;
- анализ сбалансированности планов;
- наличие инструментов план/факторного анализа;
- низкая трудоемкость формирования.
Система планирования предприятия, в частности стратегическое планирование начинается с составления общего плана продаж и затем более детализированного плана по номенклатуре и направлениям. Это необходимо для организации труда на предприятии, а именно определении роли и задачи каждого сотрудника, который должен четко понимать, что его ждет в случае выполнения и невыполнения плана продаж. Также данный процесс может непосредственно влиять на увеличение прибыли, например в случае перевода сотрудников на минимальный оклад и установлении процента их прибыли от продаж.
Следующим шагом бизнес процесса планирования является составление плана производства, формирование которого должно происходить параллельно с анализом складских запасов и осуществляться на основании действующих контрактов и заявок от заказчиков. Уточнение данного плана должно происходить раз в месяц.
План производства на год в процессе формирования и реализации подвержен риску снижения запланированных объёмов, что приводит к прямым потерям прибыли из-за уменьшения выпуска продукции, а также к косвенным потерям по причине недопоставки продукции потребителям.
Факторами риска являются:
- не заключение договоров на планируемую продукцию, оформленную в плане производства на год в виде условных позиций, в составе которых учитываются проекты государственных контрактов, ориентировочные потребности потенциальных заказчиков (оформленные в виде писем, получаемых отделом маркетинга, с ориентировочными номенклатурой, количеством и сроками изготовления), а также данные по количеству изделий. Для снижения степени этого риска необходимо постоянное отслеживание поступающей из внешней среды информации и мониторинг потребностей заказчиков, осуществляемые отделом маркетинга. На основании данных этого мониторинга производится корректировка Плана производства на год, что позволит добиться снижения возможных негативных последствий для предприятия в планируемом году;
- снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию предприятия, в связи с неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры. Для снижения степени этого риска необходимо как можно более раннее достижение предварительной договоренности с заказчиками по фиксированию цен на продукцию;
- невыполнение сроков договорных обязательств;
- отсутствие необходимого финансирования для оплаты договоров с поставщиками исходных материалов. Для снижения риска необходимо отказаться от запуска продукции, не оформленной договорами;
- использование в производстве некачественных комплектующих, нарушения технологии производства, ошибок персонала в процессе выполнения работ, повлекших за собой дополнительные затраты по исправлению несоответствий. Предупреждающие действия: ужесточение входного контроля и контроля соблюдения технологической дисциплины, осуществление мероприятий по устранению несоответствий, выявленных при проведении контроля, проведение инструктажа;
- отсутствие результатов периодических или квалификационных испытаний на дату поставки произведенной продукции. Предупреждающие действия: заблаговременное составление и неукоснительное соблюдение графиков периодических и квалификационных испытаний, жестко увязанных с планом производства на год.
На основании плана производства составляется план закупок сырья и материалов, составление которого также должно сопровождаться анализом складских запасов.
Схематично этапы планирования можно представить следующим образом (рис.1).

ris1.png
Рис.1. Общая схема бизнес-процесса планирования крупного промышленного предприятия

Чем крупнее предприятие, тем сложнее составлять и взаимоувязывать различные планы между собой для выполнения экономических показателей. Для успешного функционирования в условиях формирующейся инновационной экономики необходим высокий уровень автоматизации, что позволит обеспечить сбалансированность производственных процессов и оперативно реагировать всем службам на изменение внутренних и внешних условий для принятия своевременных управленческих решений.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Филин С.А. Финансовая стабилизация инновационного предприятия // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция – 1999. № 2-3.
  2. Финансовый и инвестиционный анализ: учеб. пособие / С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2010. – 307 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макаров Сергей Львович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: