УДК 128

ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Романцов Андрей Юрьевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Вопрос о поиске смысла (индивидуальной) жизни остаётся неизбывным во все исторические времена: особенно в ситуации лишений (будь то реальность социальной революции или же революции технической). Напрямую зависимое от ответа на этот вопрос качество (духовной) жизни подразумевает владение элементарными навыками анализа и интерпретации жизненной (экзистенциальной) ситуации для продуцирования (аутентичных) смыслов (личного) бытия. Речь идёт, по сути, о гуманитарной технологии в вопросе поиска смысложизненных основ. Неплохим подспорьем на этом пути являются работы выдающихся представителей философии и психологии (логотерапии) ХХ века – С.Л. Франка и В. Франкла.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Поиск смысла жизни как гуманитарная технология // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85924 (дата обращения: 24.09.2018).

Является ли вопрос о смысле жизни в контексте рутинной, повседневной жизни или же он «подступает» к сознанию в периоды, явно обнаруживающие бессмысленные тяготы и суету жизни?

С. Л. Франк в своей работе «Смысл жизни» размышляет над этими вопросами в контексте общей судьбы русского народа на изломе исторических эпох (работа написана в 1925 году): «Так перед нами теперь, через увеличительное стекло наших нынешних бедствий, с явностью предстала сама сущность жизни во всей ее превратности, скоротечности, тягостности – во всей ее бессмысленности. И потому всех людей мучащий, перед всеми неотвязно стоящий вопрос о смысле жизни приобрел для нас, как бы впервые вкусивших самое существо жизни и лишенных возможности спрятаться от нее или прикрыть ее обманчивой и смягчающей ее ужас видимостью, совершенно исключительную остроту. Легко было не задумываться над этим вопросом, когда жизнь, по крайней мере внешне видимая, текла ровно и гладко, когда – за вычетом относительно редких моментов трагических испытаний, казавшихся нам исключительными и ненормальными – жизнь являлась нам спокойной и устойчивой, когда у каждого из нас было наше естественное и разумное дело и, за множеством вопросов текущего дня, за множеством живых и важных для нас частных дел и вопросов, общий вопрос о жизни в ее целом только мерещился где-то в туманной дали и смутно-потаенно тревожил нас. Особенно в молодом возрасте, когда разрешение всех вопросов жизни предвидится в будущем, когда запас жизненных сил, требующих приложения, это приложение по большей части и находил, и условия жизни легко позволяли жить мечтами, – лишь немногие из нас остро и напряженно страдали от сознания бессмысленности жизни. Но не то теперь. Потеряв родину и с нею естественную почву для дела, которое дает хотя бы видимость осмысленности жизни, и вместе с тем лишенные возможности в беспечном молодом веселии наслаждаться жизнью и в этом стихийном увлечении ее соблазнами забывать о неумолимой ее суровости, обреченные на тяжкий изнуряющий и подневольный труд для своего пропитания, мы вынуждены ставить себе вопрос: для чего жить? Для чего тянуть эту нелепую и тягостную лямку? Чем оправданы наши страдания? Где найти незыблемую опору, чтобы не упасть под тяжестью жизненной нужды?» [1].

Современная западная цивилизация, находящаяся перед лицом других проблем и реалий, обнаруживает, однако, сходную – смысложизненную – проблематику: наступающие массово процессы автоматизации и роботизации производства [2] грозят многим быть «исключёнными» из полноценной социальной жизни (вопрос заключается не в отсутствии дохода (в некоторых европейских странах уже проходят «превентивные» социальные эксперименты, касающиеся пожизненных выплат базового дохода населению), а именно в социальном статусе «лишнего»).

В свете стремительно изменяющихся реалий жизни человеку просто необходим «навык» поиска смысла жизни, возможно, на уровне (гуманитарных) «технологий». И здесь на помощь приходят «правильные» тексты, посвящённые проблематике смысла жизни [3]: правильные – с точки зрения адекватной времени рефлексии (как грамотно ставить вопрос, собирать и анализировать материал, касающийся «личной онтологии» (в контексте всеобщей), а также продуцировать смысл(ы)).

Речь идёт о навыках философской рефлексии – об особых компетенциях, на формирование которых направлен современный образовательный процесс в высших учебных заведениях (ОК-1: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции). Волей-неволей каждому приходится быть философом [4].

Важнейший момент, на котором подробно останавливается в своей работе «Смысл жизни» С. Л. Франк, это почти «выученная» – типичная, типовая реакция переноса взгляда с настоящего на будущее. На наш взгляд, философ подметил главную ошибку в решении вопроса о смысле жизни: что находится в фокусе зрения – «проблемное» настоящее или желаемое «беспроблемное» будущее (С. Л. Франк считает это свойство вытекающим из особенностей русского менталитета.)

Он пишет о том, что для русского человека свойственно полагаться на будущее, отказывая себе в интенсивной внутренней работе индивидуальной воли; надежда на судьбу, идеализация будущего, погружение в грёзы. Таким образом, русский человек игнорирует подлинное отношение к действительности, к задачам собственной жизни

Анализ данного типа рефлексии о смысле жизни позволяет увидеть подмену «временного континуума», что также ставит ищущего в позицию вненаходимости [3]. Смысл человеческой жизни, однако, эффект наличия которого ощущается и в будущем, всегда уже присутствует «здесь-и-сейчас». Его невозможно отложить: он собирает жизнь воедино.

Особенно остро вставая перед человеком в минуты крайней нужды, вопрос о смысле жизни может быть подменён погружением в грёзы о фантастическом будущем.

В ХХ веке появились работы, помогающие человеку устоять в стихии жизненных неурядиц и бед, позволяя грамотно распорядиться жизнью путём её осмысления/переосмысления.

Такой выдающейся работой стала книга представителя логотерапии В. Франкла «Человек в поисках смысла», узника лагерей Освенцима и Дахау.

Из всех возможных типов ситуаций, в которых человек способен пережить укореняющие его в бытии типы ценностей (ценности переживания, созидания и отношения) особое место В. Франкл отводит ценностям отношения: он замечает, что без надежды на будущее не обойтись, однако смысл необходимо найти – всегда тот самый, всегда уникальный и аутентичный смысл, который содержится в любой ситуации; особенно показательны ситуации преодоления.

Именно эта «технология» поиска смысла жизни, на наш взгляд, наиболее соразмерна для человека, находящегося в сложной жизненной (экзистенциальной) ситуации.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Франк С.Л. Смысл жизни [Электронный ресурс]. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/frank-s-l/smisl-zhizni (дата обращения: 20.02.2018).
  2. Форд М. Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы. – М., 2016.
  3. Романцов А.Ю., Пятилетова Л.В. Смысл человеческой жизни: к постановке вопроса // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=24833 (дата обращения: 21.02.2018).
  4. Винкельман А.М. Выживут только философы: о книге М. Форда «Роботы наступают» // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. Т. 1, № 4. – С. 218 – 225.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация