ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА С ФЕДЕРАТИВНЫМ ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Агаева Севиндж Иззаталы Кызы
Российский государственный социальный университет
магистр кафедры государственно-правовых дисциплин, факультет юриспруденции

Аннотация
В данной статье был проведен краткий обзор деятельности правоохранительных органов в некоторых зарубежных странах. Было рассмотрено законодательное регулирование деятельности правоохранительных органов – каким образом и на каком уровне осуществляется нормативное регулирование организации и функционирования правоохранительной системы, а также, систему органов, выполняющих правоохранительную функцию, – какие органы и на каком управленческом уровне исполняют правоохранительные функции. Правоохранительные органы могут называться по-разному, иметь различный организационно-правовой статус и различную функциональную нагрузку.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агаева С.И.К. Деятельность правоохранительной системы в некоторых странах мира с федеративным формой государственного устройства // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85789 (дата обращения: 19.04.2024).

В контексте текущей реформы МВД России, которая получает разные оценки, поэтому анализ принципов организации правоохранительных органов за рубежом является актуальным. Очевидно, что первоначально принятая стратегия реформирования российской правоохранительной системы не полностью использовала возможности, предлагаемые анализом аналогичного зарубежного опыта. В конце концов, существует множество вариантов организации правоохранительной деятельности как на уровне принципов создания, так и на уровне практической реализации. Для реализации этой задачи было решено рассмотреть систему правоохранительных органов тех стран, имеющих федеративное устройство.

Система полиции и спецслужб Соединенных Штатов состоит из федеральной полиции, государственной полиции, местной полиции.

Федеральная полиция, входящая в состав большинства федеральных министерств и ведомств, действует на основе федерального законодательства и включает в себя: полицейские управления Министерства юстиции, специальную федеральную полицию по защите американского капитала, Парламент и резиденция президента США, полицейских подразделений Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Федерального управления полиции Департамента почты, а также военной полиции Министерства обороны.

Система функционирования полицейских служб в федеральных правоохранительных органах Соединенных Штатов является универсальным (он основан на принципе отраслевой специализации с учетом административно-территориального деления страны), но он организован с учетом американской специфики – множественности, исторически созданных различных полицейских департаментов, и особенностей задач, связанных с включением в них традиционных полицейских служб. Этот принцип является основой для организации и деятельности всех частей полицейской системы Соединенных Штатов, независимо от ведомственной принадлежности конкретного полицейского агентства, как на федеральном, так и на региональном уровнях [1].

В состав государственной полиции входят полицейское управление государственной полиции, службы государственной безопасности, и другие полицейские подразделения.

Кроме того, правоохранительная деятельность осуществляется местной полицией, железнодорожной и промышленной (частной) полицией.

Федеральная система США предполагает независимость местных органов власти от государственных органов, которые, в свою очередь, не зависят от федерального правительства. Каждый из этих трех уровней государственной власти имеет свои собственные автономные следственные органы. Федеральные органы расследуют преступления, законно связанные с юрисдикцией и юрисдикцией федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, которые относятся к компетенции государственных органов.

В Соединенных Штатах нет национального министерства с функциями главного штаба полиции, а также федеральной полиции как таковой, то есть центрального агентства с традиционными полицейскими функциями. Каждое государство, крупный город, меньший поселок имеет собственный отдел полиции, независимый от других. Все государственные органы, имеющие право вести оперативную и следственную работу, производить аресты, обыски и изъятия, инициировать и преследовать в судебном порядке, называются правоохранительными органами в Соединенных Штатах [2].

В Германии существует следующая полицейская система:

-          Федеральное министерство внутренних дел Германии, которое отвечает за обеспечение внутренней безопасности и защиты конституционного строя, защиту гражданских лиц от стихийных бедствий и терроризма, административных вопросов и спорта.

-          Федеральная полиция отчитывается перед Министерством внутренних дел и выполняет сложные задачи в соответствии с Федеральным законом «О полиции» и рядом других законодательных актов. Федеральная полиция тесно взаимодействует с организованной сетью различных служб безопасности федерального и сухопутного подчинения и на основе партнерства с другими полицейскими федеральных земель и пограничных служб зарубежных стран [3].

Территория Федеративной Республики Германии состоит из 16 федеративных штатов с их собственными полицейскими формированиями, чья организация на каждой земле отличается. Это связано с тем, что, согласно Конституции Германии, формирование и управление полицейскими структурами является прерогативой правительств федеральных земель.

Особое место в системе правоохранительных органов Германии занимает Федеральное управление уголовной полиции. Это центральный орган, ответственный за координацию действий федеральных и земельных структур во всех вопросах, связанных с деятельностью полиции; выступает в качестве главного разведывательного агентства и хранит информацию о деятельности немецкой полиции; является учредителем Национального центрального бюро Международной организации уголовной полиции (Интерпол) Федеративной Республики Германии.

Как уже было сказано в ФРГ функции поддержания общественного порядка законодательно разделены между соответствующими полицейскими структурами на федеральном уровне, а также на уровне земли. Основными правоохранительными органами являются Федеральная полиция, Земельная полиция и Федеральное управление уголовной полиции [4].

Швейцария имеет следующую систему швейцарских полицейских органов:

-          Федеральный департамент юстиции и полиции Швейцарии – отдел занимается вопросами безопасности в стране, борьбой с преступностью и терроризмом, политическим убежищем, иностранцами, полицейским и судебным международным сотрудничеством в казино и контроль за лотереями и соблюдение авторских прав.

-          Федеральное бюро полиции сотрудничает со своими международными и кантональными партнерами и выступает в качестве информационно-координационного и аналитического центра по вопросам, связанным с внутренней безопасностью Швейцарии.

-          Правоохранительные органы кантонов – обеспечивают правопорядок на территории соответствующего кантона. Кантональная полиция также служит уголовной полицией и отвечает за координацию действий в случае крупных аварий или стихийных бедствий. Кантоны также в основном определяют структуру своих полицейских сил. Также следует отметить государственную полицию, которая была создана в кантонах, которые либо территориально фрагментированы, либо где местные общины традиционно имеют высокий уровень автономии (например, в Берне и Цюрихе) [5].

Эта структура отражает федеральную систему государства и трехуровневое административное разделение территории Швейцарии.

Конституция Швейцарии признает юрисдикцию кантонов в вопросах полиции. В каждом из 26 кантонов суверенные правоохранительные органы несут ответственность за обеспечение общественного порядка на своей территории.

В Бразилии существуют следующие основные полицейские подразделения:

-          Федеральная полиция, выполняющая аналогичные функции ФСБ России, например, паспортный контроль, визовую поддержку внутри страны и многое другое;

-          Федеральная автомагистраль специализируется на инспекции безопасности дорожного движения;

-           федеральная железнодорожная полиция (полиция) транспорт;

-          гражданская полиция, которая является относительным аналогом нашей расследование преступления;

-          военизированная полиция (военная полиция) и военизированные пожарные команды (военные огневые бригады) – первый имеет подчинение и регуляторный контроль уровня персонала и обеспечения правопорядка (включая патрулирование, быстрое реагирование, силовые действия и т. д.); второй ответственный за противопожарную безопасность. Военизированная полиция и военизированные пожарные команды относятся к вспомогательным силам бразильских вооруженных сил, но могут быть мобилизованы в случае военных конфликты и т. д. В дополнение к полувоенной полиции специальные полицейские органы в армии, ВМС и ВВС. Таким образом, военизированная полиция не является военной [6].

Также в Бразилии существует специальное совместное Управление общественной безопасности, образованные представителями военной полиции, которые прошли тщательный отбор и призваны решать сложные проблемы обеспечения общественной безопасность.

Конституция Бразилии выделяет две части союзной компетенции (ст.21 и ст.22): предметы ведения и полномочия административного характера и предметы ведения, по которым только Союз может законодательствовать. Вторая часть предусматривает исключительное право Союза на законодательные акты по таким вопросам, как гражданское, коммерческое, уголовное, процессуальное право и т. д. Что касается исключительной компетенции государств, несмотря на его остаточный характер Конституция по-прежнему контролирует некоторые органы власти.

Таким образом, анализ международного опыта по правовому регулированию правоохранительных органов дает основания сделать вывод о том, что зарубежный опыт является основой для международного сотрудничества, с целью обмена позитивных передовых практик [7]. Конституционно-правовые основы деятельности отдельных правоохранительных органов указывают на существование определенной концептуальной модели организации и деятельности правоохранительных органов в демократическом государственном режиме и в гражданском обществе.


Библиографический список
  1. Быков А. В. Место и роль вооруженных сил в полицейской системе современного демократического государства // Военно-юридический журнал. – 2007. – № 10. – С. 42.
  2. Губанов А. В. Полиция зарубежных государств. – М., 2001.
  3. Айрих В.А. Соотношение общественной безопасности и превенции в полицейском праве ФРГ // NB: Национальная безопасность. – 2013. – 1. – C. 254 – 289. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_312.htm
  4. Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран. – М., 2001. – С. 25.
  5. Акулов В.И., Соломатина Е.А. Полицейские силы зарубежных стран. // Полицейская деятельность. – 2011. – 1. – C. 58 – 63.
  6. Шилова Н.П. Современные юридические модели регулирования создания и деятельности кооперативов в зарубежных странах // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – 2. – C. 174 – 181
  7. Хамула П. Международный опыт по вопросам правового. Регулирования правоохранительных органов [Электронный ресурс] IANUARIE 2015 URL: https://ibn.idsi.md


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аболмасова Алина Эдуардова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация