КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ И ЭКСПЕРТНОЕ ЗНАНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Канайкина Даяна Олеговна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Сформировавшись на стыке социального и гуманитарного знания, культурология с течением времени выработала свой тезаурус, методологию и стала в стремительно меняющемся, динамично трансформирующемся мире незаменимой по части (культурологической) экспертизы, способной наиболее точно описать и проанализировать «культурные изломы» происходящих в обществе явлений и процессов (в том числе, в российской культуре, вписанной в глобальную). Чем обусловлены возможные сложности проведения культурологических экспертиз и какими они чаще всего "подменяются" в России? Рассмотрению этих вопросов посвящена данная статья.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Канайкина Д.О., Пятилетова Л.В. Культурология как социально-гуманитарное и экспертное знание об обществе и человеке. Культурологическая экспертиза // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85763 (дата обращения: 15.03.2024).

Формируясь на стыке социального и гуманитарного знания о человеке как таковом и его социальных «проекциях», культурология как наука, таким образом, обретает свой особый предмет, изучая культуру как единое целое, как специфический модус человеческого бытия (человек в культуре и культура «сквозь» человека): всевозможные способы, виды и характеристики существования и сосуществования, бытия и события человеческого существа.

До возникновения культурологии весь мир культуры «транспонировался» и, соответственно, интерпретировался сквозь призму либо биологии (физическая конституция людей), либо психологии (специфика психики), либо социологии (особенности функционирования общества).

Особенность вышеперечисленных подходов состоит в рассмотрении культуры как производного  от человека (и его деятельности) образования. Культурология, напротив, создаёт (иную) оптику «рассматривания» тандемной связки «человек – культура»: человек – производное от культуры, его поведение детерминировано «внешними» по отношению к нему культурными практиками, то есть является функцией культуры.

Самодетерминирующаяся культура становится «генеральным» предметом культурологии как науки: в процессе внутреннего взаимодействия составляющих её элементов, явлений, свойств и т.д. она определяет саму себя, при этом не игнорируя социально-психологический, биологический генезис возможных культурных изменений.

Таким образом, культурология, представляется, во-первых, ещё одной наукой о человеке «через культуру» (само происхождение термина «культурология» отсылает к Л. Уайту, который выделил её из антропологии в качестве самостоятельной, «автономной», науки (1949 г.)); во-вторых, культурология, находясь на стыке социального (выявляющего закономерные причинно-следственные связи, детерминирующие устойчивость/изменчивость различных социальных процессов) и гуманитарного (направленного на уникальное, неповторимое, связанного с личностью, способной на свободный выбор) знания, даёт интегративное знание о культуре и человеке в культуре, черпая материал из социологии, психологии, этнографии, истории, филологии, искусствоведения и. д., тесно взаимодействуя со всем спектром социально-гуманитарных дисциплин.

Культурология исследует весь мир «искусственных порядков» – мир артефактов под специфическим углом зрения: процессы генезиса культуры, её строения, динамики, сущностных смыслов, типологии и семантики.

Таким образом, у культурологии есть свой специфический арсенал понятий. Базовый тезаурус культурологии включает в себя следующий набор понятий: «культура, культурология, области применения культурологического знания, разделы культурологии, состав культурологического знания, цель и задачи культурологии, структура культурологического знания, методы культурологии (герменевтический подход, компаративистский, структурно-функциональный…), сферы культуры, функции культуры, основные подходы к изучению культуры (генетический, структурно-функциональный, аксиологический, семиотический, антропологический, феноменологический, системный, деятельностный…), артефакт, ценности культуры, видовое разнообразие культурных ценностей, нормы культуры, виды норм, идеалы, правила, регулятивы, культурные традиции, мораль, культурная динамика, задачи социологии культуры, задачи прикладной культурологии, задачи культурной и социальной антропологии и их специфика, социальный институт, функции социальных институтов, личность, традиция, социализация, ассимиляция, инкультурация, индивидуализация, культурная система, социокультурный институт, массовая культура, элитарная культура, нация, этнос, язык и виды языков (первичные, вторичные, естественные, искусственные), виды культуры (по разным основаниям) (субкультура, профессиональная культура, экономическая культура, этническая, контркультура, городская, сельская культура…), типология культур (по разным основаниям), этикет, религия, искусство, мифология, искусство, философия, наука, вера, доверие, знание, культурный код, знак, смысл, символ, семантика, культурный текст (виды текстов), материальная культура, духовная культура, культурная система, морфология культуры, история культуры, инновация, культурный шок, стратификация, культурный ландшафт, культурный процесс, культурные универсалии, творчество, культурогенез, реципиент, контекст, культура и цивилизация, пайдейя…» [1].

В силу чрезвычайно напряжённой содержательно насыщенной области изучения культурологии – культуры – на настоящий момент существует около двух тысяч её определений: от самых первых (культура как возделывание, обработка почвы; пайдейя…) до предельно широких (например, антропологический подход, где культура предстаёт как «всё, что создано человеком») [2, 3, 4].

Эти определения могут быть антитезами: могут взаимоисключать друг друга. Однако все определения одинаково важны для понимания всего спектра относящихся к неисчерпаемому миру культуры нюансов.

Однако, это, на наш взгляд, серьёзно осложняет проведение культурологической экспертизы, которая по многим позициям – в силу стремительной динамики современной культуры – подменяется порой другими видами социальных экспертиз, что не позволяет произвести адекватную аналитику происходящих процессов.

Зачастую культурологическая экспертиза вытесняется этической («морально-нравственной»), общим эффектом чего является остающееся в обществе социальное напряжение: «правильный» анализ, как минимум, приводит к снятию социального напряжения, максимум, – мобилизует общество на решение возникших противоречий-проблем.


Библиографический список
  1. Матюнин В.А., Пятилетова Л.В. Культурология как учебная дисциплина в современном техническом вузе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/01/24770 (дата обращения: 04.02.2018).
  2. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 04.02.2018).
  3. Антропова А.П., Пятилетова Л.В. Метафизика культуры: «генеральные» функции культуры в свете основных подходов к определению феномена «культура» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85339 (дата обращения: 04.02.2018).
  4. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Эволюция понятия «культура» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24577 (дата обращения: 04.02.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация