РОЛЬ ПРОТЕСТАНТИЗМА В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ КУ-КЛУКС-КЛАНА (1865-1871)

Мальчикова Маргарита Олеговна
Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королёва
Социально-гуманитарный институт, Исторический факультет, Кафедра всеобщей истории, международных отношений и документоведения, магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию источников и литературы о роли протестантизма и его месту в организации Ку-Клукс-Клана в первый период существования в 1865-1871 гг.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мальчикова М.О. Роль протестантизма в первом периоде существования Ку-Клукс-Клана (1865-1871) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85724 (дата обращения: 18.03.2024).

Американская государственная независимость была официально возведена и защищена в трех войнах: в войне за независимость, Англо-Американской и Берберских. Она основывалась на протестантской религиозной нравственности и морали [1]. Начиная со времен освоения территории современных Штатов, наибольшее распространение получил именно протестантизм. В протестантской догматике содержались такие положения, которые смогли привлечь большую часть американского населения. Так например, в отличие от главного конкурента, католицизма, протестантизм выступал за разделение церкви и государства, что не только способствовало развитию экономики, науки и образованию, но и ограждало церковь от политических дрязг и от превращения в политическую силу [2]. Таким образом, в XIXвеке большинство американцев относились к протестантизму и его течениям, которых уже тогда насчитывалось около семнадцати, а разделение данных институтов способствовало существованию конфессионального разнообразия и религиозности среди населения.

Как доподлинно известно, Ку-Клукс-Клан был создан шестью военными, принимавших участие в Гражданской войне: Д. Лестер, Д.Р. Кроу, Д. Кеннеди, К. Джонс, Р.Р. Рид, Ф.О. Маккорд. При изучении биографий лидеров были найдены два любопытных факта. Во-первых, они все имели высшее образование, четверо из которых являлись юристами. Во-вторых, была установлена религиозная принадлежность: трое –пресвитериане, двое – методисты, один принадлежал к епископальной церкви. Данные конфессии относятся к протестантским течениям [3, p. 13-46]. Из приведенных фактов в совокупности с тезисом о месте протестантизма в США следует, что организаторы Клана подходили к вопросу о создании Устава и самой его деятельности весьма серьезно и осведомленно. Распространенное, но стихийное движение выросло из разрушенного общества, не как «движение» изначально, а как схема для развлечения, источник развлечения среди молодежи, рожденной на Юге и беспокоящейся появлением посторонних. Также будучи религиозными людьми, создатели не могли не использовать в качестве подспорья религиозную догматику, поэтому и была выбрана протестантская, как лежащая в основе исповедуемых ими течений.

Главной целью Клана являлось возвращение к протестантскому государству с прежними устоями и восстановление порядка на территории Юга. По их мнению, существующий беспорядок был создан двумя категориями граждан: саквояжниками и афроамериканцами. Саквояжники, переехавшие с Севера, достаточно быстро осваивались и обогащались, что, конечно же, не просто шло в разрез интересов южан, но и забирало часть прибыли. С принятием тринадцатой поправки афроамериканцами давались права, а также земли и работа, что было непривычным для прежних господ, да и некоторые «новые» граждане с приобретением прав часто преступали закон. В общей сложности, изначально клансмены выступали против того населения, которое резко изменяло привычный уклад жизни, но это не имело никакой расовой или национальной подоплеки. Также в первоначальном Клане не существовало религиозных барьеров: в организацию мог вступить любой. Клан не делал никаких упоминаний о евреях и католиках. Уже впоследствии в ККК появилась религиозная и расово-национальная неприязнь [4, p.5-6].

В отечественной историографии можно выделить всего лишь одну обширную работу Иванова Р.Ф. и Лисневского Э.В. «Ку-клукс-клан», где авторы затрагивают религиозную составляющую данной организации. Для обозначения места религии в Клане они приводят точку зрения одного из руководителей алабамского штаба в середине XX века Шелтона. Авторы монографии разделяют эту оценку. По его мнению, религиозный символизм играет огромную роль в кланистской идеологии, т.к. Ку-Клукс-Клан всегда позиционировал себя последовательным носителем  христианского протестантизма и культивировал идею об особой миссии участников движения, где они должны исправлять нарушения общественной и индивидуальной морали. Данная позиция характерна для всех периодов и организаций Клана [5, с. 106].

В первых трудах о данном движении сложно найти точные упоминания об отношении к религии внутри Клана. Так, например, в монографии Роуз С.Е. «Ку Клукс Клан или «Невидимая империя»», посвященной первому периоду существования организации, Ку-Клукс-Клан обозначается как институт рыцарства, человечества, милосердия и патриотизма: воплощение принципов, которые являются гласными в поведении, благородными в чувствах, великодушными и патриотичными в целях. Среди столь романтичной трактовки можно узреть схожесть с точкой зрения Шелтона, где упор делается именно на нравственность и мораль. Тем более, дальше описываются основные цели, как защита слабых и невиновных, конституции Соединенных Штатов и всех законов, что также свидетельствует об основной миссии клансменов как исправление тех людей, которые являются угрозой обществу по мнению Клана [6, p. 40-42].

Говоря о самом уставе, Клоране [7, p.1] , который не может оставаться без упоминаний, т.к. служит основным источником информации о характере организации, стоит обратить внимание на начало данного свода законов, правил и вероубеждений, где в первую очередь идет признание божественного величия, превосходства, доброты и провидения. Анализируя речи, произносимые на собраниях[3, p. 189-198], и клятвы [8, p. 92-93], даваемые перед Кланом, можно выделить частые обращения к Богу – воззвания к услышанию или помощи. Все это указывает на особое место религии в организации и ее значение. В качестве примера данной точки зрения стоит привести обряд вступления в ККК. Вступающий в Клан приносил особую «клятву кровавого братства». Кандидат в клансмены становился на колени, и, кладя руку на библию, произносил клятву, в которой использовались обращения к богу. Затем надрезал запястье, кровью писал свои инициалы на бумаге, впоследствии торжественно сжигаемой. Так появлялся новый член Клана[5, с. 107]

Таким образом, произведенный анализ доказывает тезис о том, что Ку-Клукс-Клан однозначно являлся носителем христианского протестантизма в первый период своего существования, а также показывает американское общество XIX века как религиозное общество. Именно протестантизм можно выделить как фактор, сначала играющий организующую роль, затем объединяющую и сплачивающую данное движение. Многочисленные протестантские конфессии играли огромную роль в формировании самосознания американцев, в особенности среди южан в послевоенное время.


Библиографический список
  1. Юдович И. Протестантский век // Реальный «утопизм». URL: http://elenapyyhtia.blogpost.ru/2015/04/blog-post_827html?m=1
  2. Опарин А.А.Протестантизм в Северной Америке и Европе // Религии мира и Библия. URL: http://nauka.bible.com.ua/religion/index.htm
  3. Lester J.G., Wilson D.L., Fleming P.D. Ku Klux Klan. Its origin, growth and disbandment. New York and Washington, 1905.
  4. Cook E.A. Ku Klux Klan: secrets exposed. Chicago, 1922.
  5. Иванов Р.Ф., Лисневский Э.В. Ку-клукс-клан. М.: Наука, 1981.
  6. Rose S.E.F. Ku Klux Klan or Invisible Empire. New Orleans, 1914.
  7. The Kloran. Mississippi, 1898.
  8. Richardson W.T. Historic Pulaski: birthplace of the Ku Klux Klan, scene of execution of Sam Davis. 1913.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мальчикова Маргарита Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация