СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ

Смогленко Ольга Николаевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
магистр, направление подготовки: менеджмент

Аннотация
Рассматриваются подходы к пониманию термина «социальная ответственность», анализируется модель и структура социальной ответственности бизнеса, определяется ее роль в развитии компании.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смогленко О.Н. Социальная ответственность бизнеса и её роль в развитии компании // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85718 (дата обращения: 15.03.2024).

Необходимость активизации внедрения принципов социальной ответственности в жизнь общества, его правовых и экономических институтов обусловлена привлечением России к процессам глобализации, экономической интеграции, важности создания положительного имиджа отечественных предприятий на международных рынках и на этой основе получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Все большее значение в обеспечении конкурентоспособности, достижении высокой производительности и прибыльности производства начинают приобретать социально-ответственные функции предприятия. А именно введение в его компетенции вопросов поддержки природоохранных мероприятий, разработки и реализации программ развития учреждений социальной инфраструктуры предприятия, формирование систем социального, образовательного и психологического обеспечения работников. Актуализация принципов социальной ответственности бизнеса вызывает необходимость активизировать исследования и использования в деятельности менеджмента отечественных предприятий результативных подходов, методов, технологий управления. Такая трансформация общественных ценностей и приоритетов требует внесение изменений в практике менеджмента, обеспечение интеграции принципов, методов и инструментов социальной ответственности в деятельности предприятий.

С ростом актуальности социальной ответственности бизнеса предприятий возникает потребность в научном обосновании и дальнейшей разработке форм и уровней ее обнаружения.

Участие бизнеса в решении социальных проблем стало предметом исследований, научных дискуссий российских и зарубежных ученых, представителей бизнес-элиты и общественных деятелей. Весомый вклад в развитие научных представлений о социальной ответственности бизнеса внесли труды П. Друкера, А. А. Дынкина, М. Кастельса, Кофи А. Аннана, М. Сапрыкина, А. Алексеева и др.

В общем виде социальная ответственность бизнеса является влиянием деятельности предприятия на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Заметим, что чаще всего определение социальной ответственности основывается на широком толковании категории «социальное», отождествление его с общественным. В этом аспекте социальность личности, любой социальной группировки, сообщества, рассматривается как многоплановая ее связь с обществом.

Однако понятие «социальное» следует рассматривать в значительно более узком социологическом аспекте, характеризующем отношения между социальными субъектами с разными статусными позициями, которые имеют разный доступ к социальным ресурсам, берут участие в управлении, в результате чего различаются по источникам и объемам доходов, по структуре личного потребления, по уровню и качеству жизни. Такой методологический подход позволяет рассмотреть социальную ответственность как сложное системное явление, которое раскрывает сущность социальных субъектов как представителей той или иной социальной группы, прослойки [5, c. 192].

Естественно можно толковать понятие «социальная ответственность» на основании сущности родового понятия – «ответственность». Как философская категория, ответственность отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, сообществами, социальными группами с позиции осознанного выполнения взаимных требований, обязанностей.

В психологии под ответственностью понимают различные формы контроля субъекта за своей деятельности с точки зрения выполнения принятых норм и правил.

Согласно различным критериям можно определить несколько видов ответственности. Так, по содержанию – экономическую, политическую, правовую, моральную, социальную и тому подобное. По субъектам – индивидуальную, групповую, коллективную.

Проанализировав составляющие понятия «социальная ответственность», к слову сказать, что ее нельзя свести только к одному из элементов сознания или деятельности личности. Это – системное, социальное качество личности, которое определяет особенности сознания и деятельности. Социальная ответственность основывается не только на понимании и принятии социально значимых интересов общества, но и на умении не нанести ущерба социуму своей деятельностью. Социальная ответственность бизнеса в определенной степени отождествляется с ответственным гражданином, который живет по принципу: «Если я не часть решения проблемы, то я сам являюсь ее частью» [1, c. 24]. Вместе с этим, возникает актуальная задача: обеспечить формирование социальной ответственности как личностного качества социального субъекта.

Системный подход позволяет рассмотреть социальную ответственность как внутреннее многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как систему ориентаций и ценностей, которая реализуется на нескольких уровнях хозяйствования, а именно: государственном, региональном, отраслевом и на микроуровне.

Рассматривая теоретические положения социальной ответственности предприятий, следует сосредоточить внимание на развитии социальной ответственности на микроуровне, поскольку другие вышеупомянутые уровне выявления социальной ответственности требуют детальных и глубоких исследований.

В рыночных условиях хозяйствования вполне подходящим является утверждение о том, что в бедном, слаборазвитом обществе или общине не может быть сильного экономического компонента, успешного бизнеса. Поэтому современные бизнес организации рассматривают социальную ответственность как одну из важных составляющих стратегического развития. Пришло время, когда бизнесмены воспринимают социальную ответственность не только как меры по оказанию пожертвований или гуманитарной помощи, но и как основную деятельность, направленную на внедрение собственных социальных инициатив [3, c. 17].

Сегодня понятие социально ответственного бизнеса распространяют и стремятся интегрировать во всю деловую активность прежде всего все крупные отечественные предприятия, банки, корпорации. В то же время она существенно влияет на малый и средний бизнес.

Как отмечает специалист по менеджменту П. Друкер, организация не может существовать в вакууме, а потому рассматривается как составная часть общества, которая функционирует для удовлетворения его потребностей. Поэтому, ведя основную деятельность, предприятие должно влиять на людей, иметь авторитет и власть над людьми, собственные цели и функции, которые пересекаются с потребностями общества. Предприятие является составляющей окружающей среды, источником рабочих мест, налоговых поступлений, а также оказывает негативное влияние на окружающую среду, загрязняя его. Оно должно не только заботиться о количественных экономических показателях общества, но и учитывать необходимость и принимать активное участие в улучшении его физической, духовной и социальной среды, то есть должно действовать социально ответственно.

Все вышеуказанные условия являются обязательными и учитываются на каждом уровне выявления социальной ответственности бизнеса, формирующих модель ее реализации на макроуровне.

Сложившаяся модель отражает основные функции, формы и уровни проявления социальной ответственности. Каждый из уровней характеризует направление и степень ответственности менеджеров предприятия. Так, базовый уровень предусматривает осуществление таких обязанностей: своевременная выплата налогов, заработной платы, расширение штата. На втором уровне – «Корпоративная ответственность» – менеджмент предприятия обеспечивает работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации персонала, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Третий уровень ответственности (высший) предусматривает благотворительную деятельность, а также внедрение международных стандартов и системы экологического менеджмента [6, c. 27].

Однако отметим, что предложение разделения социальной ответственности на три уровня требует некоторых уточнений. Это связано с определением уровня для некоторых элементов модели социальной ответственности бизнеса. Так, экологическую социальную ответственность предприятия следует относить к третьему уровню, однако третий уровень предполагает добровольную инициативу, а в России существует ряд обязательных норм, закрепленных законом, по охране окружающей среды. Это касается и такого элемента социальной ответственности бизнеса, как защита прав потребителей.

Реализуя принципы социальной ответственности бизнеса, менеджерам предприятия следует учитывать, что существует две формы ее проявления.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание достойного уровня заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование работников, развитие творческого потенциала работников через обучающие программы и программы повышения квалификации, оказание помощи в кризисных ситуациях. То есть внутренняя форма предусматривает все социально ответственные действия руководства в отношении своих подчиненных. Внешняя форма реализации социальной ответственности бизнеса требует от руководства следующих действий: спонсорство и корпоративная благотворительность, охрана окружающей среды, взаимодействие с местной общиной и властями, готовность помогать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями товаров и услуг (изготовление качественных товаров и предоставления качественных услуг) [2, c. 76].

Отметим, что преимущества социальной ответственности для бизнеса во многом зависят от приоритетов его экономического развития. Согласно матрицы бизнес-возможностей социальной ответственности бизнеса, созданной Sustani Ability International, для развивающихся рынков, характерны такие сферы практической пользы социальной ответственности бизнеса:

- совершенство экологических процессов – рост производительности и доходов, экономия расходов с использованием экологически безопасного оборудования;

- формирование репутации предприятия – повышение ценности бренда, экономия ресурсов на налаживании связей с органами власти и контроля;

- человеческие ресурсы – экономия ресурсов на привлечение и содержании квалифицированных специалистов;

- доступ к новым рынкам – стандартизация согласно международным критериям (ISO и т.д.);

- эффективное управление рисками – своевременный и оперативный доступ к информации из компетентных источников и возможность быстро реагировать на критические проблемы в регионе.

Конечно, перечень вышеупомянутых бизнес-возможностей социальной ответственности бизнеса можно было бы дополнить. Однако в экономических условиях России именно эти возможности являются наиболее приемлемыми и близкими для понимания бизнеса, главным приоритетом которого все еще, во многом, является выживание [4, c. 129].

Довольно часто руководство воспринимает социальную ответственность бизнеса как помощь тем, кто в ней нуждается, или как периодическое спонсорство. Если спонсорский проект не согласуется со стратегией предприятия, то покупатель воспримет участие компании в таком проекте как еще один способ саморекламы. В таком случае основной ошибкой компаний является то, что социальная ответственность в деятельности многих предприятий играет роль скорее однократного, чем системного мероприятия.

Итак, залогом успешной системы менеджмента в социальной ответственности бизнеса является создание соответствующей бизнес-стратегии, которая является комплексным, долгосрочным делом для любого предприятия. Главной целью такой системы является интеграция социальных и экологических приоритетов в деятельности предприятий на всех уровнях принятия решений, что должно улучшить качество менеджмента в целом.

Отметим, что единого универсального подхода к формированию социальной ответственности бизнеса предприятий и необходимой для этого структуры не существует. Каждый отдельный случай специфичен и должен учитывать особенности работы предприятия, цель его деятельности, размер,  культурно-географические особенности и тому подобное. Поэтому реализация социальной ответственности в управление деятельностью предприятий должна удовлетворить желание многих бизнесменов, поскольку она учитывает не только стремление общества и государства, но и интересы самой организации.

Выявление социальной ответственности во всех формах сопровождается не только дополнительными затратами предприятия, но и некоторыми преимуществами и новыми возможностями для него, а именно: укрепление репутации и имиджа, эффективнее ведения бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности организации и конкурентоспособности, благоприятные долгосрочные перспективы [7, с.137].

В рыночных условиях хозяйствования, на пути реализации новых возможностей любое предприятие часто испытывает влияние негативных тенденций в социуме. В такой ситуации миссия предприятия при внедрении социальной ответственности бизнеса заключается не только в их учете, а в разработке мероприятий по их уменьшению или приостановлению в будущем. Для достижения результативности этого процесса уместно было бы социальные проблемы превратить в идеи для социальных инноваций, которые способны обеспечить будущую прибыль предприятию. Если это невозможно, то основным социальным долгом предприятия является эффективное и ответственное выполнение функций, ради которых оно было создано.

Деятельность по социальной ответственности – сложная работа, требующая у менеджмента предприятия существенной стратегической и организационной перестройки, а также вложений, разработка корпоративных планов и корпоративных отчетов по социальной ответственности. Итак, идеи социальной ответственности занимают ведущее место в организации деятельности предприятий.

Итак, социальная ответственность как функция управления бизнесом помогает сделать его более эффективным с позиции процессов и понятным с точки зрения внешнего восприятия. А эффективный и привлекательный бизнес стоит гораздо больше.

Подводя итог, отметим, что социальная ответственность является важной составляющей частью эффективного управления предприятием. Причиной этого должно стать развитие отношений социального партнерства на уровне как всего общества, так и отдельных предприятий.

Основной целью деятельности предприятий в социальной сфере является повышение человеческого потенциала, а важным инструментом реализации должно стать социальное планирование. В условиях рыночного хозяйствования социальная ответственность предприятий является важной составляющей их деловой репутации, и зависит она как от целей владельца предприятия, так и от самого предприятия как организации. Однако необходимость социальной ответственности бизнеса для большинства российских предприятий все еще не очевидна, поскольку в них сегодня другие приоритеты.


Библиографический список
  1. Китчин Т. Корпора­тивная социальная ответ­ственность: в фокусе бренд / Т. Китчин. // Менеджмент се­годня. – 2003. – № 5. – С. 24.
  2. Кричевский Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. – М.: Дашков и К°, 2007. – 216 с.
  3. Палацци М. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе. / М. Палацци, Дж.Статчер. – 1997. -  С. 17.
  4. Симонова Л. М., Зыков В. В. Социальная ответственность бизнеса и устойчивая конкурентоспособность / Л. М. Симонова, В. В. Зыков. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2007. – 180 с.
  5. Стивен П. Менеджмент. / П. Стивен, М. Коул­тер // 6-е издание.: пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2004. – С. 192-195.
  6. Суева Ю. В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом / Ю. В. Суева // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 10. – С. 25-33.
  7. Чирикова А. Е. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция / А. Е. Чирикова. – М.: Независимый институт социальной политики, 2007. – 152 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смогленко Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация