ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Черников Антон Евгеньевич
Российский государственный социальный институт

Аннотация
В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели малого и среднего бизнесов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Черников А.Е. Правовые проблемы института предпринимательства и представительства в России // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85707 (дата обращения: 16.03.2024).

Институт предпринимательства и представительств в России, как и в других странах, является разрешенным и поощрительным родом деятельности. Особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу, а также представительствам, которые в рыночной экономике государства влияют непосредственно на экономический рост, качество и количество валового национального продукта, в 75% случаях определяют диверсификацию и насыщенность местных рынков, компенсирует безработицу и кризисные явления.

Роль малого и среднего предпринимательства в цифрах на 2015 год:

  • производство валового внутреннего продукта:
    • Европа – свыше 70%;
    • Япония – свыше 60%;
    • США – до 40%;
    • обеспечение трудовой занятости населения:
      • Европа – свыше 75%;
      • Япония – 80%;
      • Южная Корея – свыше 75%;
      • Италия – 73%;
      • Франция и США – свыше 50%.

Кроме формирования местного рынка малый и средний бизнес участвует в улучшении уровня научно-технического прогресса, формирует «средний» класс.

Малое и среднее предпринимательство появилось в России в X-XV вв. Первыми стали ремесленники и мелкие торговцы. В эту группу входила значительная часть населения, другая часть населения была привлечена к работе. После XVIII века предпринимательство разделилось на две группы: казенное и частное, предприниматели делились на купцов, ремесленников и других.

В XVIII веке для предпринимательства были созданы такие условия работы:

  • отмена пошлин;
  • отмена таможенные застав на территории страны;
  • повышение ставки налогообложение предпринимателей первой гильдии;
  • введение политики протекционизма.

За счет таких условий городские и сельские ремесленники, сельские промыслы, представители бытовых услуг получили хорошую почву для развития.

Историческое развитие предпринимательства в России

Первые современные предпосылки для развития предпринимательства в России появились в конце 90-х годов. Были приняты федеральные законы, определяющие и контролирующие деятельность субъектов данной категории, подзаконные акты, характеризующие государственную поддержку предприятий. Для информационной поддержки и помощи в управлении была создана определенная инфраструктура.

На сегодня деятельность предприятий в стране контролируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», принятым в 2007 году.

В 2009 году премьер-министром России были выдвинуты предложения, направленные на развитие действующих предприятий:

  • сократить выплаты в Пенсионный фонд предприятиям, занятым в высокотехнологичной сфере;
  • освободить предприятия, занятые в разработке и производстве энергоэффективного оборудования, от налога на имущество на 3 года;
  • отменить налог на прибыль для компаний, занятых в сфере образования и здравоохранения, на 3 года;
  • распределять большую часть доходов от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности между местными бюджетами;
  • увеличить срок приватизации арендуемой у государства недвижимости в льготном порядке на 3 года, а также избавит эти сделки от НДС;
  • сделать лицензии на осуществление предпринимательской деятельности бессрочными;
  • увеличить бюджетный пакет госпомощи до 13 млрд рублей.

Несмотря на проведенные реформы ситуация в стране с малым и средним бизнесом и представительством находится на неудовлетворительном уровне с точки зрения рациональной структуры рыночной экономики:

  • 1992 год – создано до 200 тысяч новых предприятий;
  • 1993 год – рост снизился на 1,5%;
  • 1994 год – рост всего 4%;
  • 2001 год – открыто до 120 тысяч новых предприятий.

Ситуация на 2017 год:

  • доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП – 20% (за рубежом – 50%);
  • предприятия, которые работают больше 3 лет – 3,4%;
  • количество открывшихся ИП – 4% от общего количества;
  • количество закрывшихся ИП – 11% от общего количества.

До 2015 года в России было зарегистрировано 3,5 млн ИП, прекратили свою деятельность – более 7,8 млн.

Нормативно-правовая база

Основное решение проблемы ведения бизнеса – индивидуальная региональная нормативно-правовая база. Так как малое предпринимательство редко имеет представительства в других городах и работает исключительно на свой регион, то есть отличается региональной ориентацией. Для продвижения работы необходима оптимизация региональной экономики с учетом специфики бизнеса.

Тем не менее, региональные власти, которые могут оказать содействие предпринимательским субъектам и дать возможность работать им в полную силу, не торопятся улучшать региональную экономику, тем самым ставя значимость этой категории бизнеса под неоднозначность.

На данный момент под закон «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса в РФ» попадают любые предприятия с определенными характеристиками, например, количеством персонала, производственными мощностями или выручкой. И под все эти параметры подходят фермерские хозяйства и ИП, занимающиеся противоположной деятельностью.

Для упрощения правового института бизнеса стоило бы разделить эти категории и для каждой внести свои поправки, учитывая их правовую природу, принципы работы, сферу производства, нормативную основу.

Регистрация и ликвидация

Процесс регистрации и ликвидации – сложные бюрократические процедуры, требующие немало документов и оплат госпошлин. Для решения проблемы необходимо упрощения процесса регистрации и добровольной ликвидации.

В отношении регистрации и ликвидации предприятий нет установленного порядка, так как само предприятие не является организационно-правовой формой юридического лица. Существующий порядок регистрации не учитывает особенностей предприятий. В отношении ликвидации остро стоит вопрос о добровольном уходе с рынка, что на данный момент невозможно в России.

Венчурное финансирование

В кодексе РФ нет определяющего закона о венчурном финансировании. О подобных капиталах инвестициях упоминается в нескольких статьях как в бюджетном, так и в трудовом кодексе, тем не менее нет главы, точно определяющей этот вид финансирования как исключительно рисковый (риск выше среднего). Если принять определяющий такой вид инвестирования закон, он позволит привлечь венчурные капиталы на другом уровне.

Отсутствие общепринятых принципов налогового регулирования и контроля в Налоговом Кодексе на сегодня сдерживает инвестирование и кредитование предприятий. Для устранения данных моментов стоит дополнить статьи 251, 252 и 254 НК РФ в отношении венчурного инвестирования и лизинговых операций.

Условия кредитования предприятий сильно мешают развитию бизнеса в России. Если заменить в ГК РФ § 6 гл. 23 сочетание «банковская гарантия» на «государственные» муниципальные» банковские гарантии» и дать определение роли и значения государственной и муниципальной гарантии, ситуация может измениться.

Микрокредитование

На сегодня не эффективно используются программы микрокредитования бизнеса, хотя такая финансовая поддержка может стать отличным началом для бизнеса. Если открыть доступ к финансовым услугам предприятий и расширить сеть микрофинансовых организаций и институтов, предприятия смогут получать больше вложений и инвестиций на начальном этапе.

Для решения ситуации с микрокредитованием стоит внести следующие изменения:

  • создать законодательные режимы по кредитным организациям и кооперативам;
  • указать ответственность юридических и физических лиц в организации;
  • выделить бюджет на развитие микрофинансовых организаций второго и третьего уровня;
  • допустить юридические лица состоять в кредитных кооперативах;
  • создать небанковские кредитные организации.

Для развития венчурного инвестирования в России нет отдельного закона или положения, за счет чего инвестирование не используется в полную меру. При этом, венчурные капиталы являются основным источником финансирования предприятий, в частности, малого бизнеса. Необходим закон, который даст определение венчурному финансированию, определит статус и функции венчурных фондов федерального значения.

Лизинг

Во многих случаях финансовые проблемы предприятий решает лизинг. Благодаря ему механизм предприятия получает активный толчок, а процент налогообложения на прибыль и имущество снижается. Для улучшения ситуации необходим лизинговый фонд, который будет финансировать лизинговые компании, которые в свою очередь работают с субъектами малого и среднего бизнеса.

Определение субъектов малого предпринимательства

Проблема состоит и в определении субъекта как предприятия малого или среднего бизнеса. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» использует всего 2 критерия для определения: структура уставного капитала и количество работников.

Тем не менее, можно насчитать до 50 критериев, определяющих предприятие как малый или средний бизнес:

  • доля рынка продукции;
  • численность работников;
  • объем активов;
  • размер уставного капитала;
  • годовой оборот и другие критерии.

В связи стоит отметить, что расширение понятия «малое и среднее предпринимательство» позволит предприятиям из других сфер, которые сейчас не подходят под параметры, занять свою нишу и работать официально.

Налогообложение

Налогообложение – отдельная проблема для предприятий с такими категориями. Остановим внимание на общей тенденции – сужаются права предпринимателей на налоговые льготы и упрощенную систему налогообложения. Тем не менее, это основополагающие условия, которые позволят бизнесу активно развиваться. Льготные условия и снижение ставки по налогообложению должны применяться ко всем объектам, которые попадают под категорию «малое и среднее предпринимательство».

В отношении налогообложения предпринимательства произошло немало изменений за последние 4-6 лет, тем не менее, нынешняя ситуация до сих пор не позволяет предприятиям работать в соответствии с НК РФ:

  • отменены налоговые льготы;
  • несмотря на появление упрощенной системы налогообложения налоговые ставки по-прежнему остаются высокими, из-за чего финансовые операции проводятся в теневой сфере;
  • для того, чтобы предприятие могло работать на условиях упрощенной системы налогообложения, выдвигаются высокие требования к его обороту, который порой не может достигаться предприятиями в сфере малого бизнеса;
  • установлены жесткие требования к бухгалтерскому учет;
  • предприниматели, которые работают по системе единого налога на вмененный доход, не имеют права выбирать между уплатой единого налога и УСН.

Для решения ситуации стоит добавить в ст. 143 гл. 21 НК РФ пункты о том, что:

  • предприниматели имеют определенно время для того, чтобы добровольно перейти на оплату НДС;
  • если предприятие работает по УСН, включить для него выплаты в пенсионный фонд в единый налог, тем самым снизив ставку на налогообложение;
  • разрешить предпринимателям добровольно переходить на уплату единого налога на вмененный доход.

Для того, чтобы предприятия в первые года работали активно и занимали свои позиции на рынке, необходимо создать благоприятные условия для их работы, в том числе и освобождение их от уплаты налогов в первые несколько лет, определенных государством, или установит специальные налоговые режимы, которые не вынуждали бы предприятия работать в теневой сфере. Кроме государственных финансовых ресурсов, открыть доступ к техническим и информационным ресурсам.

Правовой статус предпринимательства

Учитывая то, что сегодня многие малые предприятия не могут определить свой правовой и имущественный статус, из-за чего не могут выйти из теневой экономики, необходимо определить позиции бизнеса в рыночной экономике в качестве организационно-правовой формы. Для этого стоит исключить ИП и фермерские хозяйства из категории субъектов малого предпринимательства как единый тип субъекта в законе № 88-ФЗ. Несоответствие заключается в том, субъект получает права юридического лица, но при этом не является юридическим лицом.

Проблемы правового института предпринимательства и представительства на примере г. Москва

Как пример можно оценить предпринимательство в Москве. На сегодня в городе достигнуты оптимальные показатели в этой сфере в сравнении с другими крупными мегаполисами мира. Тем не менее, это относится только к Москве и нескольким другим крупным городам России. В отношении других городов показатели ровно в половину меньше.

Еще один сдерживающий фактор – наличие в городе сложной системы разрешительных и контролирующих органов. Основные – госслужба пожарного надзора, налоговая, санитарно-эпидемическая служба, полиция. Зачастую они проводят несанкционированные проверки предприятий. Разумеется, проверки предприятий и работы руководящего состава необходимы, но также должны быть внесены определенные изменения в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля».

В эту категорию проблем развития предпринимательства и представительств в России входит отсутствие развитой инфраструктуры для поддержки предпринимателей. Многие структуру имеют представительства в округах, другие юридически работают только в городе, но на основе договоров работают с территориальными подразделениями.

Для решения проблемы необходима интегрально-блочная система, представленная территориальными центрами развития предпринимательства. В них должны объединятся основные структуру, работающие с поддержкой малого и среднего бизнеса и представительствами. Кроме этого, такие центры должны обеспечивать полномасштабное и комплексное обслуживание юр. и физ. лиц соответствующего округа, обеспечить взаимодействие с органами власти и обеспечить полную поддержку предприятию вне зависимости от региона.

Вывод

Резюмируя, можно обобщенно вывести такие правовые проблемы института предпринимательства и представительства в Российской Федерации:

  • отсутствие нормативно-правовой базы, которая различала бы субъекты предпринимательства и представительств на категории в зависимости от области работы, от региона и другие параметров;
  • отсутствие упрощенной системы регистрации и добровольной ликвидации;
  • отсутствие возможности использовать венчурное финансирование как основной источник развития предпринимательства;
  • отсутствие выгодных и прозрачных условий микрокредитования, отсутствие внебанковских структур микрокредитования;
  • отсутствие устоявшегося лизингового фонда;
  • расширение категорий предпринимательств и представительств по большим категориям;
  • упрощенная система налогообложения, которая не вынуждала бы предприятия работать в теневой сфере;
  • льготные условия налогообложения для определенных предприятий.

Это лишь несколько пунктов, которые были выявлены в ходе исследования проблем правого института предпринимательства и представительства в России. В ходе исследования практически не используется опыт заграничных государств и их правовой системы, так как учитываются только местные условия, необходимые для развития отечественного бизнеса.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Черников Антон Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация