УДК 7.05

МОДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье представлено описание влияния моды на здоровый образ жизни, в частности, молодежи. На сегодняшний день мода находит своё отражение в предметах внешнего облика, преимущественно в одежде. К тому же, в современном обществе подтвердилась особенная значимость социального института средств массовой информации в ходе влияния фактора моды на здоровый образ жизни молодежи и процесс его развития. Выявлена характерная черта подростков, то есть их доминирующая поведенческая направленность, зависимая от медиапредпочтений. Мода, являясь одним из важнейших средств дифференциации, интеграции и социализации, а кроме того содействуя социальному взаимодействию, выработке стандартов в области потребления и определению сферы вкуса, представляет собой средство становления и развития молодого человека в обществе.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85487 (дата обращения: 22.01.2018).

Изучением моды занимались и занимаются специалисты во многих областях знания: социологии, философии, культурологии, психологии. Всеобщий интерес к изучению моды в качестве социального феномена не утихает и доныне. Существенные изменения представлений о нем мы обязаны концепции, с позиции которой мода рассматривается в качестве механизма социальной регуляции поведения людей. Мода – значимый регулятор различных сфер жизни общества: политических, экономических, социальных, культурных, психологических и некоторых других. Неслучайно А. Б. Гофман указывает на то, что мода оказала довольно сильное влияние на социально-экономическую область и культурную жизнь.

К огорчению, в настоящий период почти отсутствует научная публицистика, в которой мода рассматривается в качестве фактора, влияющего на образ жизни. Инновационные исследования в основном сконцентрированы на проблеме воздействия совершенствовании социума на появление моды и ее институционализацию. Нередко многие ученые указывают в качестве главного предмета изучения жизнедеятельности людей здоровье. На сегодняшний день эта тематика мало исследована, изучение воздействия фактора моды на здоровый образ жизни способно корректировать поведения людей в контексте здорового образа жизни. Значимость проблемы разъясняется тем, что фактор моды комплексно влияет на всю процедуру развития здорового образа жизни. Значимость исследования фактора моды в ходе формирования здорового образа жизни связана также с реализацией ценностей в популяризации моды. Взаимосвязь между следованием моде и поддержанием здорового образа жизни прослеживается в силу социальной значимости моды в обществе.

Молодое поколение является потенциалом общества. Процесс сокращения численности молодежи и проблематичная обстановка, сформировавшаяся в отношении здоровья российских молодых людей, остро ставит вопрос об образе жизни данной группы, его воздействия на здоровье. Исследование моды как фактора здорового образа жизни молодежи и процесса его формирования сопряжено с присутствием проблемной ситуации образа жизни этой общественно-демографической группы, которая проявляется в некоторых направленностях. Подчеркнем здесь неоднородный, разнообразный переходный характер социального статуса, то что считается предпосылкой стабильных, постоянных изменений статусных позиций и ролевых функций. Незначительный общественный статус молодого поколения влечет несамостоятельность. Этот вопрос актуализируется на современном этапе формирования отечественного общества, а непосредственно в условиях экономической непостоянности, финансовой нестабильности и упадка ценностей. В таком случае увеличивается желание следовать моде. Кроме того многие общественно-возрастные характерные черты молодежи вызывают склонность моде. Можно утверждать, что стиль существования нынешней российской молодежи характеризуется дезориентацией и неимением устойчивости и постоянства в своих действиях, поведении. Особенно остро стоит проблема курения, употребления спиртного и наркотических веществ. Наравне с этим стоят региональные исследования, позволяющие определить противоречия между настоящим поведением молодежи и пониманием значимости общественно-одобряемых модификаций поведения, что указывает на декларативный характер значимости как здорового образа жизни в единичных его составляющих, так и целом. Помимо этого, социологические изучения свидетельствуют об ограниченном понимании молодежью здорового образа жизни. Данный факт устанавливает значимость выбора социального института средства массовой информации с целью изучения моды как фактора формирования здорового образа жизни молодого поколения. СМИ распространяет те или иные образцы поведения. Отметим, что так именуемый «эрезультат» от влияния СМИ увеличивается за счет того, что в современном российском обществе общественные учреждения формирования базы здорового образа жизни не справляются с выполнением функции его целостного отображения, ограничиваясь стимулированием к поддержанию единичных конфигураций самосохранительного поведения[1].

Теоретические основные принципы исследования моды с позиции социологического подхода были заложены Кантом. Особое значение имеет работа Г. Зиммеля, как первая социологическая работа, посвященная исследованию данного феномена. В начале XX столетия изучение моды стало осуществляться в рамках социально-экономического подхода. Начиная со второй половины XX века, в контексте социально-ориентированного подхода выдвинута функционалистская концепция. В исследовании сформулированы концептуальные основы социологического изучения моды в качестве механизма социальной регуляции человеческого поведения, а также содержатся важные положения, касающиеся влияния моды на здоровый образ жизни[4]. Рассматривая моду в рамках концепции универсализации, существует возможность не только раскрыть всеобщность данного феномена, проявляющуюся в стирании социально-возрастных и половых границ, но и изложить более широкое ее понимание в качестве социально-знакового феномена. Обращаясь к социально-семантическому значению моды, мы рассматриваем данный феномен в качестве фактора здорового образа жизни. Интерес к вопросу несформированности принципов здорового образа жизни у молодежи возник еще в середине XX века. Первым кому удалось исследовать влияние моды на молодежь, был Г. Зиммель. Он утверждал, что молодежь, как социально-демографическая группа, склонна к подражанию. Поведенческая направленность подростков определяется модой. Концепция подражания, сформировавшаяся в рамках социально-психологического подхода, позволяет обосновать мотивы поведения участников моды.

Концепции социального регулирования социокультурных сторон жизнедеятельности и концепция универсализации позволили рассмотреть моду в качестве фактора здорового образа жизни. В данной связи методологически значимым явилось также обращение к теории не утилитарности моды. Мода напрямую зависит от социально-возрастных характеристик индивидов. Используя данные Министерства здравоохранения Российской Федерации и Росстат (Федеральной службы государственной статистики). Статистико-социологический подход позволил расширить анализ молодежи как социально-демографической группы, отразив обусловленные возрастом различия в ролевых и статусных функциях. Мода, выражаясь в различных типах поведения в контексте процесса развития здорового образа жизни, наделяет их модным значением[4].

Ведущая роль СМИ, как социального института, благодаря которому мода выступает в качестве фактора здорового образа жизни молодежи и процесса его развития. Установлена особая роль определенной молодежной медиа-продукции в формировании типов поведения в контексте процесса развития здорового образа жизни молодежи. Анализ моды как фактора здорового образа жизни основывается на понимании моды в качестве регулирующего аппарата поведения людей, а также учитывая универсальные качества моды, которые проявляются в актуализации знакового характера исследуемого феномена. Такой подход позволил рассмотреть моду как знак, который не только проявляется в поведении, но и оказывает на него влияние. Важное значение при анализе моды как фактора здорового образа жизни приобретает связь моды и ЗОЖ[3]. Установившиеся связи позволяют более точно и глубоко определить сферы проявления моды на современном этапе развития российского общества, ее место. Исследование фактора моды требует выявления механизма воздействия моды на здоровый образ жизни. Он строиться с учетом отличительных черт моды, а кроме того взаимосвязи со здоровым образом жизни, и реализуется с поддержкой обращения к рассмотрению значимости подражания, лежащему в основе моды, популяризации компонентов здорового образа жизни и формирование популярных модификаций поведения, соизмеряемых со здоровым образом жизни, в зависимости от общественно-групповых характеристик индивида. Обоснована общественная значимость моды для молодого поколения. Мода, являясь одним из важнейших средств дифференциации, интеграции и социализации, а кроме того содействуя социальному взаимодействию, выработке стандартов в области потребления и определению сферы вкуса, представляет собой средство становления и развития молодого человека в обществе. Обращение к двойственной ориентированности процесса формирования здорового образа жизни (стимуляция самосохранительного и минимизирование саморазрушительного направления поведения), а кроме того учет многоцелевого характера моды, явились причинами для рассмотрения фактора моды, как результативного метода комплексного воздействия на указанный процесс. Помимо этого, мода рассматривается как способ, позволяющий обнаружить предпосылки и требования развития саморазрушительной поведенческой направленности в молодежной сфере. Мода содействует развитию взаимоотношения к той или иной поведенческой активности, в таком случае осуществляет оценочно-интерпретационную функцию. Молодые люди принижают пагубность саморазрушительного поведения и, наоборот, увеличиваю важность самосохранительного, при условии модности данных типов поведения. Помимо этого, указанная стереотипная нацеленность значимости единичных видов самосохранительного поведения в сознании молодого поколения обуславливается обширной информированностью[2].

В процесс изучения моды были обнаружены области сформированного воздействия моды в ходе развития здорового образа жизни молодого поколения. Преобладающее влияние моды как фактора, исполняется в ходе изменения внешних атрибутов характеристики, а кроме того присутствие привычно-стандартных конфигураций питания, противоречащих основам здорового образа жизни. Экспериментально подтвердилась особенная значимость социального института СМИ в процессе воздействия фактора моды на здоровый образ жизни молодого поколения и процесс его развития. Умение института средства массовой информации пропагандировать модные тенденции в современном российском обществе проявляется в ходе популяризации среди молодежи определенных типов поведения саморазрушительной ориентированности. Процедура интеграции молодежи в современном молодежном медиапространстве представляется в виде предпосылки вовлечения в саморазрушительную поведенческую динамичность. Выявлена характерная черта подростков, то есть их доминирующая поведенческая направленность, зависимая от медиапредпочтений.

Здоровый образ жизни является проявлением целостности, равно как полезного поведенческого направления человеческой деятельности, так и комплексом операций, нацеленных на преодоление деструкций. Подобная интерпретация здорового образа жизни предоставляет вероятность наиболее четко изложить процедуру развития. Определение моды в качестве фактора развития здорового образа жизни и представление основ ее функционирования непосредственно сопряжено с распространением в обществе модных стандартов с помощью института СМИ с применением элементов подражания и внушения. Помимо этого, невозможно никак не учитывать общественную значимость СМИ в современном обществе[4]. Подробное и детальное изучение СМИ в качестве основного института распространения моды в народ предоставило нам вероятность обнанаружить массивную сторону моды, презентованную посредством популяризации в социальном пространстве образцов поведения и передачу популярных образов. В данных обстоятельствах возможно заявлять об управлении механизмами функционирования моды как медиаявления. Таким образом, анализируя трудности воздействия моды на здоровый образ жизни нереально в отрыве от медиаконтекста. За основу при описании моды как фактора здорового образа жизни и его формирования была заимствована теория общественного регулирования модой социокультурных сторон жизнедеятельности. В совокупности это разрешило представить моду в качестве механизма общественного регулирования поведения человека. Совместно с этим на базе взаимосвязи моды и здорового образа жизни была выявлена система воздействия моды на здоровый образ жизни, что считается сознательно значимым  при изучении фактора моды в процессе формирования здорового образа жизни[3].

Участники моды были установлены многофункциональной базой. Другими словами, выражение молодежи в качестве участников моды происходит в силу реализации всей совокупности функций этого парадокса в молодежной среде. Для молодежи мода: 1) способ сближения индивидов; 2) способ дифференциации; 3) способ социализации и взаимодействия с обществом; 4) способ развития области вкуса и потребительских стандартов. Проблема здорового образа жизни молодежи актуализируется в условиях современности, во-первых, в взаимосвязи со снижением уровня здоровья данной группы в Российской Федерации за последние годы, что подтверждается результатами многочисленных исследований. Во-вторых, существенную значимость имеет процесс сокращения численности молодежи. Вместе с тем, в-третьих, среди молодежи имеет место тенденция к дезориентации и нестабильности здорового образа жизни, что находит отражение, в том числе, и в усеченном понимании здорового образа жизни, и в декларативном характере его значимости.

Перенос акцента на молодежь определен, во-первых, особенностью возрастной группы. Отличительной особенностью несовершеннолетних является формирование процесса развития и становления личности, что нередко отражается в увеличении числа общественно-неблагополучных подростков, а кроме того в формировании негативных качеств личности. Во-вторых, несовершеннолетние характеризуются закомплексованностью, более восприимчивы к доминирующим общественно-ценностным нормативным стереотипам, непосредственно сопряжены с улучшением собственной  телесности и актуализацией эстетической основы, нацелены на динамизм, нововведение и подражание. Все без исключения указывает на немаловажное значение моды именно для данной социальной группы. И, в-третьих, мы придаем значительную важность недостаточной результативности основной стратегии развития здорового образа жизни среди подростков, а именно воспитательной и просветительской. Обращение к моде существенно повысило эффективный процесс формирования и развития здорового образа жизни среди подростков. Анализируя моду, можно утверждать, что данный феномен в глазах подростков осуществляет оценочно-интерпретационную функцию во взаимоотношении тех или иных действий. А их оценки влияют на развитие взаимоотношений к той или иной поведенческой активности. Помимо этого, анализ итогов доказал основную гипотезу о воздействии моды на выбор поведенческой ориентированности подростков в контексте здорового образа жизни и процесса его развития.

Таким образом, мода имеет значительное влияние в человеческой жизнедеятельности, а именно  в сфере здоровья. Модность тех или иных направлений поведения считается основной причиной, из-за которой молодежь вносит ее в свое бытие. Кроме того, мода может воздействовать на подрастающее поколение как основания здорового образа жизни как  косвенно, так и напрямую [4].

Мода как фактор развития здорового образа жизни молодежи в соответствии с условиями общества на данном этапе исторического развития требует последующих преобразований социальной политической деятельности в области сохранения здоровья социализирующегося поколения:

1. переориентирование парадигмы управления здоровьем с общественно-педагогической на социально-психологическую. Так, ведущим субъектом, формирующим социальную установку на здоровый образ жизни, в данной ситуации должны выступить СМИ;

2. целенаправленное придание статуса модности. Здесь необходимо использовать механизмы воздействия и управления сознанием индивидов в форме подражания и внушения, широко использующиеся в СМИ;

3. создание профилактических программ учебных заведений с включением предметной ориентированностью «здоровый образ жизни – модный образ жизни»;

4. последующее осуществление социологических исследований моды в качестве фактора здорового образа жизни и процесса его формирования и развития.

Проблема моды как фактора формирования здорового образа жизни требует особенного, более детализированного исследования. Помимо этого, поднимается вопрос изучения общественной важности моды в сознании различных общественно-демографических групп населения.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Луков, В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ: науч. монография / В. А. Луков. М: Канон, 2012. – 528 с.
  2.  Социология молодежи: энцикл. словарь /ред. Ю. А. Зубок, 2008, С. 608
  3.  An overview of prevention of multiple risk behavior in adolescence and young adulthood / C. Jackson et al. // Journal of public health. 2012. -Vol. 34, № l.-P. 131-140.
  4. Кэлли Блэкман 100 лет моды: Изд-во КоЛибри.–2013.–С. 400


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: