УДК 37

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Клокова Екатерина Александровна1, Мокрова Ангелина Александровна1, Трубникова Ксения Дмитриевна1, Чережонова Вера Николаевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье рассматривается понятие и значение термина «педагогика», прослеживаются основные моменты в развитии педагогики. Также сформулированы основные изменения в системе просвещения XVIII века.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Клокова Е.А., Мокрова А.А., Трубникова К.Д., Чережонова В.Н. Особенности развития образования в России в XVIII веке // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85361 (дата обращения: 23.09.2018).

Педагогика в любые времена служит основой для развития человека. Поэтому данная тема актуальна не только в XVIII веке, но и в современном мире. Грамотное воспитание и обучение ребёнка является залогом успеха в дальнейшей его жизни. Процесс образования – это неотъемлемая часть нашей жизни. Человек с самых малых лет познаёт мир: изучает цвета, геометрические фигуры, учится рисовать. Затем, когда родители уже заложили в своё чадо какие-то основы знания, ребёнок «поднимается» на ступень выше и начинает усваивать более сложные процессы и вещи: биология, физика, химия, астрономия. После этого он отправляется в высшие учебные заведения, чтобы познать одну из наук подробнее. Именно в XVIII веке образовательный процесс в России начинает развиваться как самостоятельно, так и по европейскому образцу. Создаются первые гимназии, академии и университеты, одним из них был государственный университет имени Ломоносова, который и по сей день не прекращает свою работу и является одним из престижных ВУЗов страны.

Наука о воспитании сложилась в то время, когда уже существовали другие науки, например, геометрия, астрономия и другие. Именно сейчас воспитание начинает играть важную роль в жизни населения. Выяснилось, что общество совершенствуется быстро или медленно и зависит это, прежде всего, от воспитания подрастающих поколений. Появляется потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Педагогика сформировалась на протяжении многих веков. Зарождение данной науки началось ещё до нашей эры в таких древнейших цивилизациях как Китай, Египет, Индия, Греция. Именно там великие умы человечества основали азы воспитания и преподавания.

Начало педагогике дали такие люди как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Развивая философию, они сформировали основные идеи и положения по формированию личности посредством воспитания. Позднее начали появляться учебные пособия по педагогической мысли – «Образование оратора» Марк Квинтилиан, сочинения Цицерона.

Церковь во время Средневековья монополизировала духовную жизнь всего общества, направив воспитание в сторону религии.

Педагогика долгое время  была одним из разделов философии. Только в XVII веке она смогла  выделиться в отдельную самостоятельную науку, но при этом педагогика оставалась связанной с философией. Педагогика связанна с философией потому, что они обе изучают человека, его бытие и развитие.

Но что же такое педагогика? В основе общего понятия «педагогика» лежат такие слова, как воспитание, обучение, детство. Иные же думаю, что педагогика – это процесс самообразования, саморазвития. Обобщив все эти термины, можно сказать, что педагогика – это обмен знаниями между поколениями, усвоение младшим поколением основных знаний.

Рассмотрим подробнее события петровских и послепетровских времён в области просвещения. XVIII век в истории России был самым производительным в области политики, экономики и социально-культурной жизни общества.

Культура в России XVIII века была главным звеном в развитии государства. Именно это столетие является временем просвещения и разума. Так говорили о нем самые великие умы того времени. Культура России того времени считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов.

Благодаря развитию мануфактурного производства и металлургической промышленности заметно повысился уровень международного положения страны. Но, несмотря на эти изменения, государство продолжало отставать от ведущих западных государств. Для увеличения роста производительности труда в стране и укрепления ее обороноспособности Петр I совместно с правительством провёл некоторые реформы в области просвещения, которые стали базой для дальнейшего развития страны.

После правления великого императора, его приемники также продолжали реформы в области культуры, науки.

XVIII век – век Петра I, прорыв Российского государства к Европе. Это век характеризуется, прежде всего, укреплением государственного устройства, установлением абсолютной монархии в стране. Также происходило строительство множества заводов, фабрик, городов, развивалась промышленность, внутренняя и внешняя торговля. Во время войны против Швеции и Турции началось создание с нуля великого российского флота, а также заметно усилилась армия страны. В этот период обществу было необходимо введение новых квалифицированных специальностей, например, офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, уче­ных, государственных служащих, учителей. Влияние церкви на образовательный процесс в этот век заметно снизилось.

Время развития просвещения в Российской империи с XVIII до второй половины XIX века обычно называют государствен­ной педагогикой. Поэтому главной чертой этого столетия является влияние госу­дарственной власти на развитие педагогики и образования.

В процессе всех этих изменений заметно поменялась цель образования, а именно главным стало формирование личности образованного человека, который обладает широким взглядом на мир. Поэтому 18 век вошел в историю под названием век Просвещения.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Суренская М. С. Образование и воспитание дворянских девушек в XVIII начале XIX // Статья. Тамбов, 2012


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Клокова Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация