УДК 37.015.3

КОНФЛИКТЫ В ВУЗЕ И КАК ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

Карпова Мария Александровна1, Масленникова Анастасия Сергеевна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1, Юрина Виктория Михайловна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье рассмотрены наиболее частые причины возникновения конфликтов в различных вертикалях взаимодействия в высшем учебном заведении: студент - студент, студент - преподаватель и преподаватель - преподаватель. Главным достоинством данного исследования является то, что в нем рассмотрены способы, помогающие избежать конфликтов в вузе, ведь проблему проще предотвратить, чем решить.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карпова М.А., Масленникова А.С., Чихутова А.Д., Юрина В.М. Конфликты в ВУЗе и как их предотвратить // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85354 (дата обращения: 28.09.2018).

Конфликты – это неотъемлемая частью жизни в любом коллективе, особенно в ВУЗе, где взаимодействуют люди различных возрастов, социального статуса, уровня образования, а так же играющие совершенно разные роли. Межличностные конфликты — это столкновения взглядов, интересов, мнений людей в процессе психологического и социального взаимодействия.

В ВУЗах можно выделить 3 типа конфликта: «преподаватель – преподаватель», «преподаватель – студент» и «студент – студент». Разберем каждый отдельно.

Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями преподавательского коллектива.

Чаще всего причины конфликтов в коллективе преподавателей следующие:

• различия во вкусах, интересах, отношениях к тем или иным вещам;

• различия в уровне профессионализма;

• конкуренция, борьба за высокооплачиваемые должности

• бестактность, неуважение при общении друг с другом;

• разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре.

Для предотвращения или минимизирования ссор с преподавателями–коллегами стоит пользоваться простыми правилами:

1. Не начинайте первым. Никогда не следует начинать ссору самим, потому что для окружающих виноватым обычно становится не тот кто спровоцировал конфликт, а тот, кто первый начал выяснять отношения.

2. Будьте вежливыми. Это правило свойственно для любых отношений, а человек науки, постоянно взаимодействующий со студентами и другими преподавателями, должен уважительно относится к своим коллегам.

3. Никогда не обсуждайте одних коллег с другими.

4. Никогда не обсуждайте других преподавателей со студентами.

5. Пытайтесь вести себя максимально уважительно со всеми членами коллектива. Неравнодушное отношение к любому из них легко чувствуется остальными коллегами.

Взаимодействие по линии «преподаватель — студент» является одним из главных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь совершается непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентации и т. д., имеющихся в системе высшего образования.

В значительной степени именно от преподавателя зависит та атмосфера, которая так необходима во взаимоотношениях студент-преподаватель. В личности преподавателя высшего заведения студента привлекает любовь к своему делу, внимание к студентам, умение творчески

подойти к процессу передачи знаний и опыта. При этом преподаватель не просто транслятор знаний, а целостная личность.

Наиболее часто конфликты с преподавателями, по мнению студентов, возникают из-за:

• необъективной оценки работы;

• придирчивости преподавателя;

• неуважительного, пренебрежительного или предвзятого отношения к студенту;

• низкого уровня преподавания;

• отрицательных личных качеств;

• а так же корыстных интересов некоторых преподавателей.

Конфликтные ситуации, создаваемые студентами, имеют следующие основания:

• небрежное отношение к учебе;

• низкие моральные качества студентов;

• слабая базовая подготовка и неготовность к обучению в ВУЗе;

• отсутствие у студентов способности верно формулировать и выражать свои мысли;

• низкий уровень воспитания и культуры;

• отсутствие интереса к учебе и к выбранной специальности;

• завышенная самооценка и завышенные ожидания.

Обязанность в предотвращении таких конфликтов обычно ложится на преподавателя, который для этого должен руководствоваться определенными требованиями:

• создать на экзамене (зачете) доброжелательную обстановку, помня, что экзамен сам по себе уже представляет стрессовую ситуацию;

• выставляя оценку, кратко обосновать ее исключительно с точки зрения соответствия ответа требованиям программы экзамена;

• ни в какой форме и ни по какому поводу не унижать студента;

• владеть собой и своими эмоциями в любой ситуации;

• все неудачи во взаимоотношениях со студентами, в возникновении конфликтов считать своими собственными ошибками. [1]

Но студенты в свою очередь должны уважительно относится к преподавателям, как минимум потому, что они старше и уже имеют высшее образование.

В учебной группе мотивов для возникновения конфликта типа «студент – студент» достаточное количество: личная неприязнь, соперничество между обучающимися, материальная обеспеченность, борьба за внимание преподавателей или противоположного пола, неспособность нахождения общего языка со сверстниками из-за личностных особенностей и многое другое [2, c. 93].

Во избежании конфликтов с другими обучающимися студентам необходимо предпринять следующие меры:

1. Организовывать общие мероприятия – это объединяет, сплачивает любой коллектив;

2. Сохранять спокойствия и самообладание – если студент спокоен, значит он уверен в себе и своей правоте, и вопросов к нему сразу становится меньше.

3. Не обсуждать внешность, стиль одежды, поведение и привычки своих однокурсников в коллективе;

4. Не обсуждать свою личную жизнь с теми, кому недостаточно доверяешь, так как в последствии это может стать причиной осуждений или сплетен.

5. Контролировать свои эмоции, так как их выражение может задеть чувства других.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Шейнов В.П. Управление конфликтами
  2. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 — 184 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чихутова Анастасия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация