СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ ЭКО-МАРКЕТИНГА В ЛОКАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ

Безпалова Анна Григорьевна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и рекламы

Аннотация
Специфика консалтинга позволяет наделять его многочисленными функциями и разделять на множество видов, которые имеют исторически сложившуюся основу, профессиональные компетенции, стандарты обслуживания и действуют в соответствии с нормативно-правовой базой. Влияние на современный бизнес эко-маркетинга дает возможность утверждать, что консалтинг, являясь одной из сформированных сфер услуг, должен развиваться в соответствии с современными требованиями и тенденциями рынка. Учитывая высокое воздействие концепции «эко» на все аспекты деятельности компаний, в том числе на менеджмент, маркетинг и пр., предположим, что многогранный эко-маркетинг может стать сегодня широко востребованным в консалтинге, нацеленным на формирование и позиционирование миссии и ценностей компании рынку. Цель заключается в раскрытии сущности эко-маркетинга в консалтинге на основе утверждения, что услуга в консалтинге является сложным, высокоинтеллектуальным продуктом деятельности консалтинговых компаний, с присущей только им спецификой продвижения, реализации и защиты. Утверждается, что эко-маркетинг выступает гарантом эффективного продвижения, реализации и защиты консалтинговых услуг.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Безпалова А.Г. Специфика интеграции эко-маркетинга в локальный консалтинг // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85328 (дата обращения: 19.03.2024).

Сформированная клиенториентированная компания старается подстроиться под предпочтения и интересы каждого из своих клиентов, формируя при этом для себя особые правила и стандарты поведения, существенные для выполнения своих функций и реализации профессиональных компетенций своих сотрудников. Расширяя или напротив, упрощая комплекс услуг, чтобы быть востребованными на рынке, консалтинговые компании усиливают менеджмент и маркетинг за счет инновационных подходов, решений и технологий в развитии бизнеса таким образом, чтобы отстраиваться от многочисленных конкурентов и соответствовать тенденциям своего рынка.

На фоне всеобщей эко-трансформации консалтинговый бизнес претерпевает определенные, но чаще всего, негативные изменения, которые отражаются на конечном консалтинговом продукте.  Именно в такой ситуации эко-маркетинг как инструмент, интегрирующий все функции консалтинга, может способствовать инновационному развитию этой сферы на отдельно локальном рынке.

Защита прав клиентов, первоклассное обслуживание, эффективность конечного продукта – все это сегодня является приоритетными направлениями бизнеса и предпринимательства. Тем не менее не все компании готовы абстрагироваться от своих коммерческих интересов и вести бизнес таким образом, чтобы нивелировать негативное воздействие на своих клиентов определенным функционалом компании. Во многом это относится к консалтинговым компаниям, которые более чем другие, ориентированы на оказание интеллектуальных, нестандартных услуг, востребованных в различных отраслях и сферах деятельности и сложно оценимых одномоментно. Результат консалтинговых услуг, как правило, пролонгирован во времени и судить о консалтинговом продукте (консалтинговом проекте) можно только спустя некоторое время. Это предопределяет то, что каждый консалтинговый продукт должен быть защищен как во времени, так и по своей сути и не только юридически этот аспект очень важен, но и экологически.

Тема эко-маркетинга не является новой или возникшей сегодня и сейчас. Многолетний опыт производства товаров и услуг предопределил появление стыковых, а порой и взаимозаменяющих понятий – «социально-этичный (социально-этический)» и «социально-ориентированный маркетинг». Разница не совсем очевидна для обывателя, но в теории маркетинга дается несколько вполне обоснованных и существенных трактовок. Так Ф. Котлер выделил концепцией социально-этического маркетинга – «достижение целей предприятия с учетом удовлетворения потребностей как отдельного потребителя, так и общества в целом» [1].

Интегрируя концепцию социально-ориентированного маркетинга в деятельность консалтинговой компании, отметим, что неотъемлемыми условиями при этом могут являться:

  • сформулированная цель компании, состоящая в удовлетворении специфических и разноплановых потребностей клиентов в соответствии с интересами не только других субъектов консалтингового процесса, но и общества в целом;
  • инновационная деятельность, направленная на совершенствование консалтинговых услуг и конечного консалтингового продукта таким образом, чтобы удовлетворять интересы клиентов и требования конкретного рынка;
  • коммуникационная работа компании с клиентами и партнерами на таком уровне коммуникаций, который соответствует требованиям этих субъектов рынка и сообщает о компании открытую, этичную и достоверную информацию.

Что касается определения социально-ориентированного маркетинга, то в работе Ф. Котлера и соавторов говорится, что «социально-ориентированный маркетинг предполагает выполнение дополнительных функций управления для донесения товаров, услуг, программ или информации до общественности или определенной группы людей. Его основной целью является решение социально значимой проблемы методом ознакомления людей с нужным им продуктом, услугой или программой; а также с тем, кто занимается продажами, как и где люди могут получить то, что им нужно» [2].

Также «концепция социально-ориентированного маркетинга» исходит из того, что маркетинговая стратегия компании должна предоставлять ценность клиентам таким способом, который поддерживает на должном уровне или даже повышает благосостояние как отдельных потребителей, так и общества в целом» [3].

Более того, как пишет Иванов М.: «главной задачей консультационной фирмы в области маркетинга является обеспечение таких коммуникаций с целевыми группами потребителей, которые позволят продемонстрировать уровень компетенции ключевых специалистов компании. Поэтому важную роль в процессе продвижения продуктов и услуг консультационной фирмы играют ее ведущие специалисты, консультанты и партнеры – лидеры практики в определенных функциональных областях или отраслях экономики» [4].

Обращаясь к концепции социально-этичного и/или социально-ориентированного маркетинга, можно предположить, что его реализация в конкретной консалтинговой компании может исходить из используемого коммуникационного инструментария. Еще ранее обозначено, что мы в данном контексте не затрагиваем коммерческие или управленческие цели компании как таковые, поскольку это само собой подразумевающиеся бизнес-стратегии. Наш подход заключается в том, чтобы вывести социально-этичный маркетинг на коммуникационный уровень. Сегодня коммуникации с компанией приобретают все более высокое значение и их осуществление должно выстраиваться по-новому.

В этом разрезе эко-маркетинг в консалтинге ориентирован на создание вокруг конкретной компании имидж-пространства, охватывающего заинтересованных в ее деятельности субъектов рынка.

Сравнение направлений маркетинговой деятельности в рамках традиционного и социально-ориентированного маркетинга показывает, что их принципы управления рыночной активностью клиентов консалтинговой компании неодинаковы (таблица 1).

Таблица 1. Параметральное сравнение маркетинга в консалтинге

Параметр сравнения

Классический маркетинг

Социально-ориентированный маркетинг

Эко-маркетинг

Консалтинговые услуги/конечные продукты деятельности услуга и/или продукт как объекты продажи идея, миссии, ценности компании, персонал и клиенты, материализация неосязаемых качеств услуги ценности компании, клиенты и, прежде всего, клиенты, деловая репутация компании
Цель деятельности увеличение материальной стоимости компании на рынке, в том числе прибыли социальная направленность, коммуникационная активность – создание образа и деловой репутации компании защита клиента, формирование благоприятного имиджа и создание предпосылок для перспективного развития бизнеса клиента и собственной деятельности
Объект воздействия конкуренты, партнеры, клиенты – все процессно-участвующие субъекты рынка социальные проблемы, корпоративные отношения, законотворчество корпоративные отношения, социально-ориентированные проблемы, законотворчество, образовательные учреждения
Сложность использования невысокая для всех форм и масштабов деятельности консалтинговых компаний достаточно высокая для средних и малых консалтинговых компаний, в том числе сугубо локальных высокая степень внедрения в деятельность в виду неразвитости консалтинга, в частности, на локальных рынках

Источник: составлена автором по материалам [5; 6; 7; 8; 9].

Несмотря на сложность использования, т.е. внедрения концепции для консалтинга, социально-ориентированный маркетинг, а вкупе с ним и коммуникации, наиболее эффективны и приемлемы. Классический маркетинг более подходит для товарного, материального производства. В то же время практика реализации профессиональных и эффективных социально-ориентированных проектов для средних и малых локальных компаний – невелика.

Если рассматривать эко-маркетинг абстрагировано от традиционной маркетинговой деятельности, то мы увидим, что выгода от его внедрения в деятельность консалтинговых компаний фактически постоянна. В таблице 2 представлена специфика эко-маркетинга в локальном консалтинге.

Таблица 2. Отличительные особенности эко-маркетинга в деятельности локальной консалтинговой компании

Параметр

Описание параметров

Цель благополучие отдельно взятой локальной компании в долгосрочном периоде за счет решения социально-экономических проблем отдельных субъектов рынка, формирование деловой репутации и благоприятного имиджа самой компании перед обществом
Место в политике социально-ориентированной консалтинговой компании первичное по отношению к обществу, но не к бизнесу
Мотивация деятельности компании (чаще бескорыстная) решение проблем перед обществом, в том числе среди социальных групп, решение внутрикорпоративных проблем
Инициатива внутренняя – внутрифирменная (реже внешняя)
Критерии отбора получателей социальной помощи общественные предпочтения, корпоративные предпочтения в зависимости от миссии и ценностей компании
Ресурсы/механизмы финансирования внутренние, но возможно привлечение инвестиций, спонсорской поддержки с целью решения общих бизнес-задач, с целью формировании деловой репутации
Выгода (экономическая или психологическая) для консалтинговой компании пролонгированная во времени, но постоянная (авторский мониторинг рынка)

Источник: составлена автором.

В теории существенными признаками применения компаниями концепции социально-ориентированного маркетинга выделяют:

  • про-активную позицию компании в отношении улучшения качества жизни, превосходящего ожидания общественных групп в отношении социальной ответственности;
  • изменение конфигурации маркетинга-микс добавлением инструментария внутреннего маркетинга;
  • изменение традиционного инструментария маркетинга-микс за счет внедрения социальных инноваций;
  • присутствие связи осуществляемых маркетинговых коммуникаций со стратегическими целями организации;
  • вовлечение в формирование маркетинговых отношений всех заинтересованных сторон;
  • открытость и интерактивность маркетинговых коммуникаций [10].

Авторский комплекс социально-ориентированных коммуникаций локальных консалтинговых представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Комплекс социально-ориентированных коммуникаций как составляющей эко-маркетинга локальной консалтинговой компании

Источник: составлен автором.

В этом векторе социально-ориентированные коммуникации, как основа эко-маркетинга консалтинговой компании, раскрывают сущность следующего:

  • корпоративную ответственность, т.е. ориентацию сотрудников консалтинговой компании на создание внутреннего и внешнего образа компании, благожелательного для всех субъектов рынка;
  • service-коммуникации – мероприятия, направленные на защиту клиентов от непрофессионального поведения сотрудников компании, что выражается, как правило, в разработке стандартов обслуживания;
  • PR-мероприятия, в частности, благотворительность и спонсорство. Они традиционно входят в структуру продвижения, но в социально-ориентированных коммуникациях акцент на них сильнее;
  • digital-коммуникации, которые необходимы на современном этапе развития продвижения отдельно взятой компании и не только облачают смыслом все коммуникации с социумом, но управляют внутренней и внешней маркетинговой средой компании;
  • corporation-коммуникации – партнерские связи, которые и как политика менеджмента, и как маркетинговый, и как коммуникационный аспект – очень важны для каждой консалтинговой компании;
  • эко-коммуникации, которые направлены на защиту социума от негативного воздействия некоторых моментов деятельности компании.

Все проанализированные направления социально-ориентированных коммуникаций являются сегодня важными для успешного развития деятельности консалтинговых компаний и работы на перспективу, т.е. опережение своих конкурентов. Ориентированность на потребности общества, консервативного в своем выборе, дает локальным консалтинговым компаниям выигрыш не только в позициях на рынке, экономических показателях, количестве партнеров или контрагентов, но и в приверженности каждого отдельного клиента.

Эко-маркетинг, как видно, можно лаконично интегрировать в деятельность локальных консалтинговых компаний, подводя их к осознанию важной социальной ориентированности и формирования такого понятия, как «эко-консалтинг».

Сегодня на смену устоявшимся принципам и правилам ведения бизнеса приходят новые стандарты разработки консалтинговых продуктов. В частности, в статье «Концепция понятия цветной консалтинг» автор связывает такие понятия, как «зеленый и экологический консалтинг», приставки «эко и био». В консалтинговой сфере зеленый может вполне объективно проявляться при разработке проектной документации, антикризисных проектов, бизнес-планов и других консалтинговых продуктов, которые в той или иной степени направлены на защиту социума от негативного воздействия окружающей их среды. Правомерно также говорить и о защите бизнеса-клиента, о разработке законодательно правильной документации, на не ущемление прав и возможностей клиента в его профессиональной деятельности и т.п.» [6].

Кроме того, что можно обрисовать определенным цветом, но и также важно выделить приоритеты в этом направлении, осуществление которых требует инновационных методов их внедрения. Именно в этом проявляется эко-маркетинг, во множественных ранее неиспользуемых ипостасях, в том числе при его уникальной интеграции в консалтинг, создавая пространство для формирования нового понятия – «эко-консалтинг».

Для того, чтобы проследить взаимосвязь между эко-маркетингом и эко-консалтингом в реальной практике консалтинговых компаний, автор провел независимое исследование на локальном рынке, цель которого сводилась к выявлению знания и представления о существовании эко-консалтинга.

Исследование проводилось в марте-мае 2017 года посредством опроса клиентов компании (г. Ростова-на-Дону) в Facebook и деловой сети Профессионалы.ru. На обращение с одним вопросом («Существует ли такое понятие, как «эко-консалтинг?»), были получены ответы от 184 человек. Помимо всего, респонденты были сегментированы по таким характеристикам, как сфера деятельности, какой статусу по отношению к локальной консалтинговой компании, стаж работы в одной компании. Стаж работы в компании и/или в отрасли нами был установлен исходя из внутренней базы данных консалтинговой компании (г. Ростов-на-Дону – автор является независимым консультантом по маркетингу). На рисунке 2 отражено, что в консалтинговую компанию в большей степени обращались представители сферы услуг – 83 %.

Рисунок 2. Сегментационные характеристики респондентов, участвовавших в опросе в г. Ростове-на-Дону, 2017 г.

Источник: составлен автором.

Следует отметить, что сфера услуг по сравнению с производством является превалирующей и это на сегодняшний день является одной из экономических тенденций локального рынка. Тем не менее большую часть респондентов составили не собственники бизнеса (всего 23 %), а наемные работники – 77 %. В то же время мониторинг социальных сетей позволил сделать вывод, что чаще всего именно 23 % – это владельцы или руководители среднего и высшего звена, со стажем работы от 10 и более лет. Их понимание и осознание сущности эко-маркетинга и эко-консалтинга оказалось намного выше, чем у сотрудников компаний, проработавших от 5 до 10 лет. Что касается возраста респондентов, то эти данные автором суммированы, исходя из информации на собственных страницах респондентов в социальной сети Facebook, а также на основании базы данных консалтинговой компании (г. Ростов-на-Дону).

Заключение и выводы исследования. Основная структура аудитории – это мужчины, наемные работники из сферы услуг, которые, возможно, слышали понятие «эко-консалтинг», но, тем не менее, смещают его понимание в сторону «эко-маркетинга». Сами к услугам консалтинговых компаний не обращались, что в процентном отношении в контексте локальной консалтинговой компании составило – 10 % (т.е. только клиенты – 18 человек).

Что касается деловой сети «Профессионалы.ru», которой предопределялась ведущая роль в надежде получить более профессиональные и компетентностные ответы, то результаты, напротив, оказались довольно посредственные – 1 % (2 чел.) от общего количества респондентов (184 чел.).

Поясним, каким образом проведенный опрос содействовал достижению цели и задачам, поставленным в работе. Во-первых, удалось установить, что разные по своим сегментационным характеристикам аудитории неодинаково относятся к знанию и пониманию понятия «эко-консалтинг», в то время как понятие «эко-маркетинг» давно бытует в практике, в том числе консалтинговых компаний [10;11]. Во-вторых, от сферы деятельности и ее вовлеченности в маркетинговую деятельность напрямую зависит осознание роли социально-ориентированной концепции маркетинга и, в конечном итоге, эко-маркетинга. В-третьих, эко-маркетинг может быть интегрирован в деятельность консалтинговой компании при условии, что она клиенториентированная до степени возвышения интересов клиентов, деловой репутации и общественно-значимых направлений деятельности над собственными коммерческими целями.

Основные шаги, которые нами предприняты в аспекте формирования политики эко-маркетинга, интегрируемого в основную деятельность консалтинговой компании г. Ростова-на-Дону, были направлены на совершенствование внутрикорпоративной культуры, экологии обслуживания клиентов (общепринятое понятие – «качество обслуживания») и пр., т.е. создания атмосферы эко-консалтинга и предпосылок для его развития.

В дальнейшем на основании авторского подхода был разработан внутрифирменный стандарт обслуживания, четко прописаны миссия, ценности и стратегия деятельности консалтинговой компании г. Ростова-на-Дону, в виду чего, число клиентов с июня по сентябрь 2017 года, увеличилось на 20 %. Для сугубо локальной компании такой показатель считается эффективным. Данный факт был установлен не только на основе авторских эмпирических исследований, но и посредством изучения и анализа звонков в компанию, по обращениям в группу в соцсети Facebook, по личным контактам руководства компании с потенциальными клиентами.

Авторское исследование позволило:

  • привлечь внимание к консалтинговой компании г. Ростова-на-Дону;
  • заинтересовать концепцией эко-консалтинга новых клиентов компании г. Ростова-на-Дону;
  • активизировать внутреннюю работу консалтинговой компании г. Ростова-на-Дону и вывести ее на новый компетентностный уровень.

Разработка социально-ориентированной стратегии деятельности, которую автор обозначил эко-маркетингом, интегрированным в консалтинг, не является уникальной для крупных региональных и федеральных компаний и многие годы внедряется и дает положительные результаты. Была предпринята попытка выделить деятельность локальных консалтинговых компаний среднего и малого масштаба с более узким анализом специфики деятельности отдельно взятой компании в г. Ростове-на-Дону.

Таким образом, анализируя целесообразность интеграции эко-маркетинга в деятельность консалтинговых компаний локального рынка, нам удалось вызвать интерес к достаточно новому для локального рынка понятию «эко-консалтинг» у представителей бизнес-среды. Аргументировано, что отдельно взятая консалтинговая компания г. Ростова-на-Дону, осуществляя собственную деятельность на основе эко-маркетинга, может профессионально презентовать себя на рынке, выделяя приоритеты в деятельности и формируя о себе представление как о клиенториентированном бизнес-субъекте.

Издержки внедрения социально-ориентированной концепции маркетинга в консалтинг предопределили разработку интегрированной в деятельность консалтинговых компаний структуры социально-ориентированных коммуникаций, которая является новой для локального консалтинга и формирует такое понятие, как «эко-консалтинг», исходящее, прежде всего, из сформированного в научном мире направления «эко-маркетинг» и достаточно эффективно внедряемого в различные сферы деятельности. Под эко-консалтингом понимается деятельность, направленная на защиту бизнеса от негативного влияния факторов экономического, социального, профессионального характера, формирование благоприятного имиджа и создание предпосылок для перспективного развития бизнеса клиента и собственной деятельности консалтинговой компании на принципах эко-маркетинга (таблица 1).


Библиографический список
  1. Концепция социально-ориентированного маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: /http://21apc.ru/blog/474-2012-04-19-16-32-40 (дата обращения: 26.04.2017)].
  2. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. – 5-е изд. – М.: Вильямс, 2017. – 752 с.
  3. Социально-ориентированный маркетинг //Консультирование в сфере маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: / http://idea-marketing.ru (дата обращения: 07.07.2017).
  4.  Иванов М. Руководству по маркетингу консалтинговых услуг. [Электронный ресурс]. URL: / http://www.e-reading.club/bookreader.php/151200/Ivanov%2C_Ferber_-_Rukovodstvo_po_marketingu_konsaltingovyh_uslug.html (дата обращения: 01.08.2017).
  5.  «Зеленый консалтинг». [Электронный ресурс]. URL: / http://greenevolution.ru/enc/wiki/zelenyj-konsalting/ (дата обращения: 20.10.2016).
  6. Безпалова А.Г. Концепция понятия «цветной консалтинг» [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE. – 2016. – №38 (октябрь). URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1477242584 (дата обращения: 24.04.2017).
  7. Цветной консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: / http://www.uniok.ru/tsvetnoy-konsalting.html (дата обращения: 17.06.2017).
  8. Бобров А. Консалтинг в цвете. [Электронный ресурс]. URL: / http://www.executive.ru/education/proeducation/1483237-konsalting-v-tsvete (дата обращения: 26.04.2017).
  9. Теоретические основы социально-теоретического маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: / http://studme.org/39663/menedzhment/sotsialn (дата обращения: 25.04.2017).
  10. Безпалова А.Г. Маркетинг в сфере услуг (сервисная деятельность): Учеб. Пособие. – Москва: Ваш полиграфический партнер, 2014. – 243 с.
  11. Безпалова А.Г., Симонян Т.В. Маркетинговый аспект термина «Цветной консалтинг» [Электронный ресурс]. URL: https://internetnauka.ru/index.php/journal/article/view/276 (дата обращения: 24.04.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Безпалова Анна Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация