КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ

Полиэктова Дарья Борисовна
Российский государственный социальный университет
магистр кафедры государственно-правовых дисциплин, факультет юриспруденции

Аннотация
Статья раскрывает основные понятия конституционно-правовой защиты семьи, материнства и детства, а также рассматривает основные проблемы, с которыми сталкивается семья в настоящее время. Автор также перечисляет основные недостатки в системе правовой защиты конституционных прав и предлагает способы их устранения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Полиэктова Д.Б. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства: проблемы реализации и пути их решений // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/09/84358 (дата обращения: 18.04.2024).

Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства в настоящее время исходит из особенности семейной политики государство и опирается не только на законодательные акты, но и на теоретические представления о семьи и ее взаимодействии с государством в правовом плане.

Основным гарантов защиты интересов материнства и детства является в первую очередь Конституция Российской Федерации, содержащая положение о том, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Другими словами, государство признает, что семья, рождение детей, брак является общественно важным явлением, а не только частным делом каждого.

Конституционно-правовая защита –это комплекс гарантированных государством мер, направленных на реализацию законных прав граждан [5, с. 15]. Исполнение конституционно-правовой защиты позволяет каждому члену общества реализовывать основные права благодаря созданию надлежащих социальных и правовых условий.

В данной статье материнство и детство рассматривается как объект социально-правовой защиты государства, тем самым предполагает удовлетворение основных потребностей семьи, связанных с охраной здоровья, обеспечением безопасности, получением образование и материальным благосостоянием, а также созданием благоприятных условий для воспитания детей.

Рассмотрим основные проблемы, которые касаются всех типов семей.

  1. Финансовые проблемы. Пожалуй, одной из самых актуальных и первостепенных проблем является материально-бытовая проблема, так как в России многие семьи имеют достаток ниже среднего, или же вовсе находятся за чертой бедностью что ведет за собой экономию на одежду, еду, нормальные условия проживания и т.д. Это может происходить так же из-за невостребованности одного из члена семьи на рынке труда, что способствует ухудшению материального положения семьи и снижению уровня жизни населения страны в целом.
  2. Жилищная проблема, также является острой проблемой, так как около большинство семей в России не имеют собственного жилья, и как правило из-за высоких цен на недвижимость и невыгодных условий ипотечного кредитования.
  3. Выплаты пособий для нуждающихся граждан не соотносится с принципами социального страхования и с принципами права социального обеспечения, это можно наблюдать по установлению пособий, размер выплат, которых ниже прожиточного минимума. Другими словами, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом, а именно на адекватное получение помощи от государства.
  4. Правовое регулирование обеспечения граждан пособиями не отвечает ни принципам права социального обеспечения, ни принципам обязательного социального страхования (ограничение страховых пособий максимальными размерами; установление пособий в размере ниже прожиточного минимума и др.) [4, с. 43].

В качестве примера можно привести п 3. ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», который устанавливает пособия по беременности в размере минимального размера оплаты труда при страховом стаже менее 6 месяцев [1, с. 34]

Пособия по беременности в размере МРОТ юридически не позволяет молодым семьям, в том числе и студентам, обзавестись ребенком, так как недостаток денег и экономия на всем может негативно отразиться на здоровье матери и ее будущего ребенка.

Ситуация с размером выплаты пособий на самом деле очень печальная, и является прямым нарушением конституционных прав, а именно правом на достойную жизнь.

В 2017 в Российской Федерации определяется право на пособие по беременности и родам в размере 300 руб. тем женщинам, которые были уволены с организации в связи с ее ликвидации, в том числе прекращением физическим лицам деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, и любая другая деятельность, подлежащая государственной регистрации и лицензированию.

Размер пособий противоречит с принципами их предоставления, так как пособия должны выплачиваться за счет средств обязательного страхования, а преподносятся как минимальная поддержка от государства. Так как работник потерял работу не по своей вине, ему необходимо выплачивать пособие на общих основания, т.е. в размере 100% от среднемесячного заработка [7, с. 29].

Еще одним решением данной проблемы может стать введение права на родительское пособие, как для женщин, так и для мужчин, в случае если они зарегистрировались в качестве безработных в течении 12 месяцев после сокращения, и также выплачивать пособия в размере 100% от среднемесячного заработка.

Принципы обязательного социального страхования необходимо пересмотреть, так как они не соотносятся с жизненными реалиями: необходимо исчислять единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью застрахованным гражданам не в конкретно установленном размере, а соразмерно прожиточному минимуму, с учетом затрат на оплату жилья и коммунальных услуг, образование и здоровье детей и т.д., а также разработать механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующих детей, что будет соответствовать целям демографической политики [3, с. 54].

  1. Отсутствие на федеральном уровне гарантий предоставления ежемесячного пособия на ребенка, условия и размеры которого устанавливаются с 1 января 2005 г. каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Также изменило ситуацию в назначении ежемесячного пособия на ребенка принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в котором говорится о том, что предоставление пособия на ребенка переходит в компетенцию региональных органов государственной власти.

Одной из недостатков данной системы является то, что единых «тарифов» и правил нет: порядок и размер выплаты данного пособия определяются региональным законодательством в каждом субъекте РФ по-разному [1, с. 32].

  1. отказ в предоставлении жилищных субсидий, а также отказ в улучшении жилищных условия нуждающимся семьям.
  2. проблемы с обеспечением и оборудованием земельных участков, предоставленных государством семьям.

Несмотря на широкий список льгот предусмотренных законодательством, меры государственной помощи различным категория граждан нельзя считать адекватными и реально улучшающими положение семьи.

Немонетарные льготы также считаются не эффективным инструментом государственной помощи, потому что в большинство случаев, то, что предусматривается государством, а именно льготные кредиты, беспроцентные ссуды, на практике так и остается на уровне «содействие в предоставлении» и «помощь в выделении»

Другими словами, что около половины льгот существуют только на бумаге и их реализация находится в прямой зависимости от бюджета субъектов Российской Федерации. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из нуждающихся семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

В данной статье хотелось бы предложить меры по совершенствованию регионального законодательства, на примере Московского, регулирующего предоставление ежемесячного пособия на ребенка, свидетельствует о необходимости его совершенствования. Прежде всего в нем необходимо закрепить все общефедеральные гарантии, установленные Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, такие как:

  1. установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка;
  2. установление возрастного критерия, как условия определяющего размер пособия, также увеличение размера пособия в зависимости от его целевого назначения и возраста ребенка;
  3. расширение списка получателей пособий, включение в него фактических воспитателей и приемных родителей. Это также относится к расширению списка семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, то есть не только неполные семьи, состоящие из матери и ребенка, но и любые другие неполные семьи с одним родителем, приемным родителем, фактическим воспитателем, опекуном, попечителем и т.д.
  4. установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом, в силу обстоятельств невозможности получить нужный стаж для застрахованных лиц, предписанный законодательством [6, с. 76].

Также одним из решений проблем было бы использование методов общественного контроля за исполнением государственными учреждениями своих функций по охране материнства и детства. К примеру молодые семьи могут объединить свои усилия и создать общественную организацию.

Анализируя состояние семей в Российской Федерации, можно прийти к выводу, что законодательные акты в полной мере не гарантирую защиту прав семьей, а также не реализуется право на достойную жизнь.

Необходимо вносить не только изменения в Федеральные законы, для того чтобы они соответствовали жизненным реалиям, но и поддержать предложение о необходимости разработки и реализации нового федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, в котором бы закреплялись правовые, социальные и материальные меры поддержки семьи, гарантируемых государством [2, с. 6].

Новый Федеральный закон касался всех типов семей, представляется более справедливым и обоснованным, чем нормативно-правовые акты посвященные только многодетным или неполным семьям. Безусловно, такие семьи нуждаются в особой заботе, однако не стоит забывать о молодых семьях, студенческих, или просто о семьях, испытывающие временный кризис. Реализация и разработка закона должна предшествоваться научному обоснованию его разработки, однако на данном этапе участие должны проявлять не только экспертное сообщество, но и должны учитываться мнения самих семей с детьми, а также с использованием позитивного регионального опыта.

При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними.

Эффективному развитию семейной политики будет способствовать конструктивный и открытый диалог между обществом и государственной властью, а повышение эффективности предоставляемых мер поддержки улучшит демографическую ситуацию и уровень жизни в целом.

Исходя из написанного, можно сделать вывод, что государство на данном этапе своего развития нуждается в разработке современной государственной семейной программе, которая бы основывалась на концепции демографической политики и на стратегии социально-экономического развития. Наша страна нуждается в выработке современной комплексной государственной семейной программы, основанной на стратегии социально-экономического развития и концепции демографической политики. Также следует отметить, что внедрение новых пособий и льгот не решат полностью проблемы в реализации конституционных прав граждан, необходимо создать такие условия для граждан, в которой полной мере реализовывалось бы основное конституционное право: право на достойную жизнь.


Библиографический список
  1. Нагаев В.В. Охрана прав материнства и детства: социально-правовые комментарии. – М.: ЮРКНИГА, 2013. – 368 с.
  2. Корсаненкова Ю. Проблемы совершенствования законодательства о ежемесячных пособиях на ребенка//Трудовое право. 2014. № 3.
  3. Горшкова И.Д. Государственная поддержка молодой семьи: обзор региональных откликов // Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики: сборник материалов V Международного конгресса «Российская семья» ­– Москва, 2008 – С. 112-116.
  4. Шушания Ш.С. Конституционно-правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России: дис. канд. юрид. наук.– Москва, 2011. – 196 с.
  5. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2015. № 1
  6. Снежко О.А. Конституционно-правовая природа защиты прав граждан // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. №1. С.104
  7. Гурылева А.А. Проблемы правовой охраны семей с детьми в Российской Федерации // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 07 (19) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/19/2798/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аболмасова Алина Эдуардова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация