ПРАЗДНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РАСПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Федорова Нина Ивановна
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
студентка кафедры режиссуры

Аннотация
Рассматриваются специфические особенности праздников Древнего Рима.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Федорова Н.И. Праздники Древнего Рима, как один из аспектов распада Римской Империи // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84067 (дата обращения: 19.04.2024).

Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций античности, внесшая огромный вклад  в мировую историю. Именно она подарила современному миру римское право, некоторые  архитектурные формы (например, арку  и купол) и ряд других новшеств.

Многое в Риме принадлежит эллинистической Греции и странам греческого мира вообще. Именно здесь возникают земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе, здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли  институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города. Здесь начинается практика разъездных судей и многое другое, с чем мы еще столкнемся в истории государства и права федеральной Европы и что в том или ином виде удержалось до сих пор.

Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усилие индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влиянием.

«С эпохи Возрождения строгого разграничения между культурой Древней Греции и Древнего Рима не проводилось. Они объединились в общее понятие- «греко-римская культура». Со временем римская культура, обрела свою индивидуальность, перестала копировать греческие образы.» (http://otvet.mail.ru/question/10537398)

Самым ранним является празднование Римских игр. А, начиная с 3 века до нашей эры, утверждаются новые представления. И особо значимыми становятся Плебейские, Акцейские и Капитолийские игры. Появляются драматические представления. Одним из видов этого представления является Ателлана (народный фарс комического характера). Здесь присутсвовало 4 постоянных персонажа: Макк (влюбчивый дурак, обжора), Буккон (болтун), Папп (богатый человек, которого всегда обманывала женщина) , Дарсен (главный негативный персонаж). Ателлану обычно показывали в перерывах и прологах.

Итак, в 4 веке происходит распад Римской империи. Почему? Во-первых, «вширь разрастаться она больше не могла, а варварские племена созрели для создания собственных государств, и вместе им было тесно;»[7] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F) при этом “варвары” были более активны, чем устоявшиеся структуры империи. Во-вторых, уже невозможно было удерживать в одном государстве столько разных народов, культур и конфессий.  Это был не столько конец империи, сколько конец античной цивилизации вообще.

На смену веселым и забавным драматическим представлениям (ателлана, па, либералии) приходят жестокие кровопролитные зрелища-гладиаторские бои навмахии, бои со зверьми.

Гладиаторские бои особо почитались римлянами, ведь на них постоянно проливалась кровь, слышались стоны побеждённых и крики победивших. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым. Именно поэтому, прежде чем выйти на арену, гладиаторы проходили специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. «Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на арену выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой с щитом и ножом, которым нужно было первым порезать ловца. Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх даровал несчастному жизнь, если палец опускали вниз, побеждённого добивали. Гладиаторские бои просуществовали половину тысячелетия (105 год до нашей эры-404 год нашей эры). И все это время они пользовались большой популярностью.

Еще одним интересным представлением этого периода были навмахии – это гладиаторское морское сражение, позднее — любое шоу с имитацией морского боя. Считались особой роскошью среди зрелищ. «В воде плавали настоящие боевые суда, палубы которых были заполнены вооруженными воинами в незнакомых одеждах. Как только император подал знак, начиналось действие: корабли начинали таранить друг друга, а воины начинали сражение между собой. Все действие сопровождалось криками. Проклятиями и предсмертными стонами.»[8] (http://www.letopis.info/themes/dancing/tantsy_v_drevnem_rime.html)

Такое «потешное» морское сражение пришлось зрителю по вкусу и неоднократно повторялось.

Возможно, именно поэтому пала великая Римская империя. Я считаю, что народ устал терпеть и страдать от такого варварства. Жестокость, безжалостность по отношению к простым людям. Не каждый современный человек, даже с устойчивой нервной системой, сможет смотреть на это, а в Древнем Риме подобные мероприятия считались популярными и приветствовались публикой. Люди,  смотрели, как проливалась кровь, слушали крики победителей и стоны побежденных. Это ужасно. Нравственные устои общества были подорваны. Я уверена в том, что это одна из причин распада такой мощной и несокрушимой державы.


Библиографический список
  1. Лазарева, Л.Н. История и теория праздников [Текст]: учеб. пособие по спец. 053300 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / Л.Н.Лазарева.- [2-е изд., испр.].- Челябинск: [б.и.], 2007.- 278 с.
  2. Разаков, В.Х.  Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие / В. Х. Разаков; Мин-во культуры Волгогр. обл., ГОБУК ВПО “ВГИИК”; [рец.: Н.Б.Шипулина, О.Н.Иванова]. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. – 390 с.
  3. Разаков, В.Х. Мировая художественная культура [Текст]: XX век: учеб. пособие / В. Х. Разаков; ГОУ “ВГИИК”; [рец.: Н.Ф.Щербина, Е.Ю.Качанова]. – Волгоград: [б.и.], 2006. – 186 с.
  4. Рябков, В.М. Антология форм культурно-досуговой деятельности [Текст]: древний мир, Древняя Греция и Рим ,Западная Европа до начала XVII века : учебное пособие для студ. вузов . – Челябинск, 2006 . – 472с.
  5. Скворцова, Ю.С. История массовых праздников. Ч.1. Ранние цивилизации. Античность. Средневековье [Текст]: учебно-метод. пособие (курс лекций) для студ. очного и заочного отд-ний, обучающихся по спец. 070209.65 – Режиссура театрализованных представлений и праздников, преподаватель / Ю. С. Скворцова. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. – 121 с.
  6. http://otvet.mail.ru/question/10537398
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F
  8. http://www.letopis.info/themes/dancing/tantsy_v_drevnem_rime.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федорова Нина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация