ПРОБЛЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Манохина Александра Руслановна
МКУ "Центр обслуживания муниципальных общеобразовательных учреждений"

Аннотация
Доля работников госучреждений и госкомпаний в общей численности работающего населения Российской Федерации составляет 30,6%. В связи с этим организация оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации является важнейшей проблемой. Работнику устанавливается заработная плата, которая состоит из: должностного оклада, компенсационной и стимулирующей выплат. Кроме того, работникам могут выплачиваться премии. Должностной оклад и компенсационные выплаты - достаточно строго регламентированные категории, в то же время стимулирующая надбавка и премия во многом зависит от руководителя и размер их не ограничен нормативными актами. Такое положение приводит к коррупции и напряжению в обществе. Цель данной статьи показать проблемы оплаты труда в бюджетных учреждениях и предложить варианты, которые уменьшат коррупцию и снимут напряжение в обществе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Манохина А.Р. Проблемы заработной платы в бюджетном учреждении // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83517 (дата обращения: 29.03.2024).

Одним из условий построения эффективной системы материального стимулирования персонала является установление заработной платы на уровне не ниже стоимости воспроизводства рабочей силы. Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств, нужных работнику для восстановления затраченных им на работу энергетических (физических, интеллектуальных и т.д.) ресурсов. Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, в работнике будет укрепляться неудовлетворенность по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда.

Система оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации построена так, что четко определенная часть заработной платы – должностной оклад не позволяет работнику компенсировать затраченные ресурсы, а чтобы устранить этот недостаток вводятся различные доплаты.

Основные доплаты – это стимулирующая надбавка и премия. Рассмотрим эти категории. Стимулирующая надбавка предусматривается с целью повышения мотивации высокоэффективного труда, трудовой и творческой активности работника. В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [1] предусмотрены стимулирующие выплаты. Однако их понятие и содержание не раскрываются. Отсутствует и научно обоснованная классификация стимулирующих выплат. Кроме того, в главе 21 Трудового кодекса Российской Федерации нет ни одной статьи, посвященной указанным выплатам. В части 1 статьи 144 ТК РФ закреплено положение о системах стимулирующих доплат и о праве работодателя (а не обязанности) устанавливать стимулирующие выплаты. Исходя из изложенного, можно сказать, что стимулирующие надбавки не урегулированы должным образом в законе. В соответствии с ТК РФ (статья 41, статья 45, статья 57) они должны определяться коллективным договором, соглашением, локальными нормативно-правовыми актами предприятия и трудовым договором. Обычно, во всех этих документах порядок и сумма стимулирующих выплат не расписывается подробно, а ограничиваются лишь одной фразой – «стимулирующие выплаты производятся в соответствии с действующим законодательством». Следовательно, можно сделать вывод, что основная решающая сила находится в руках руководителя, который, руководствуясь субъективным мнением, определяет стимулирующие надбавки сотрудникам.

Рассмотрим порядок назначения премий. Премия – это часть заработной платы, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения (успехи) в труде. Этот вид премий необходимо отличать от премий, выплачиваемых на основе общей оценки труда (ст. 191 ТК РФ) и не относящихся к заработной плате. Премии являются дополнительной (переменной) частью сдельно-премиальной или повременно-премиальной системы оплаты труда. С помощью премий можно, не меняя тарифной системы как основы заработной платы, обеспечить повышенную материальную заинтересованность в достижении высоких результатов в труде. Российское законодательство не имеет нормативных актов, регулирующих премирование руководителей, что приводит к коррупции и разворовыванию бюджетных средств [2].

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что руководитель предприятия может использовать стимулирующие надбавки для разворовывания бюджетных средств у руководимого им трудового коллектива. Обычно это делается так. Руководитель не устанавливает себе надбавку (ему устанавливает руководство вышестоящей организации), а он устанавливает надбавки близкому ему кругу лиц, которые затем ему отстегивают часть полученной суммы. С премиями дела обстоят еще более коррумпированно. Так как при начислении премий нет никаких нормативных актов, то руководитель свободен в своих действиях и не подлежит никакому наказанию [3].

Таким образом, стимулирующие надбавки и премии в бюджетной сфере порождают социальную напряженность в обществе. И если не решить эту важнейшую проблему, то это может привести к социальному взрыву. Для решения проблемы есть два пути. Первый путь – на законодательном уровне четко определить порядок выплаты стимулирующих надбавок и премий. Но это сделать очень сложно. Законодатели не пойдут по этому пути, так как сами получают премии и надбавки, в связи с этим они будут принимать такие законы и постановления, которые не решат эту проблему. Второй путь – зарплату в бюджетной сфере выплачивать только по тарифной сетке, согласно которой четко устанавливаются оклады от рядового клерка до президента. Премии выплачиваются по итогам года и не превышают оклад. Успешная работа работника способствует переводу его на более высокий уровень тарифной сетки (соответственно на более высокий должностной оклад). Это единственный путь решения этой актуальной проблемы.


Библиографический список
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Полетаев В. Криминальная премия. // Российская газета, 2016. 19 августа 2016.
  3. Проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы в России. Шарапова Н.В., Попова М.А. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы X международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Научно-издательский центр Академический, 2016 С. 132-136.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Манохина Александра Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация