КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ВЫДАЧИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Потёмка Кристина Александровна
Российский государственный социальный университет

Аннотация
На основе изучения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов Российской Федерации в сфере института выдачи (экстрадиции) проводится анализ и особо уделяется внимание выявлению конституционно-правовых проблем реализации института выдачи (экстрадиции) в Российской Федерации.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Потёмка К.А. Конституционно-правовые проблемы реализации института выдачи в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83294 (дата обращения: 19.04.2024).

Одним наиболее важным международным и внутригосударственным правовым институтом является институт выдачи (экстрадиции). Посредством данного института обеспечивается неотвратимость ответственности и наказания лиц, совершивших преступление. По этой причине возрастает интерес к изучению и исследованию института выдачи. Так, теоретическим и практическим вопросам экстрадиции, истории, современному состоянию и перспективе развития посвящены не только многочисленные научные статьи, но и фундаментальные исследования, выполненные на монографическом уровне [1]. Однако, несмотря на высокий интерес со стороны ученых правоведов к данному институту ни в науке, ни в законодательстве, ни в практике его применения не сложилось единого понимания экстрадиции и ее правовой природы.

Понятие экстрадиции прямо не закреплено ни в одном национальном правовом источнике, но исходя из норм, которые закреплены в главе 54 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации [6] экстрадиция – это процесс передачи лица, совершившего преступление или обвиняемого в совершении преступления, одним государством другому государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, гражданином которого это лицо является, либо государству, против интересов которого направлено преступное деяние. Важным будет то, что экстрадиция распространяется на правонарушения, которые связаны с уголовно – правовой ответственностью.

Целями института выдачи являются уголовное преследование лица, который обвиняется в совершении преступления (в случае, если за совершенное уголовное деяние наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок не менее одного года) или исполнение вступившего в силу приговора (в случае, если данные приговор предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев, или более тяжкое наказание в отношении лица, не отбывшего данное наказание) [2].

Принципы института выдачи закреплены во внутригосударственных нормативно – правовых актах и в международных соглашениях.

Процедура выдачи в Российской Федерации обеспечивается работой органов Прокуратуры Российской Федерации, в частности Генеральной Прокуратурой Российской Федерации.

Официальной статистики по экстрадиции в России до сих пор не существует.

Российская Федерация начала накапливать значительный опыт в данном вопросе, только лишь с 1991г. За этот промежуток времени Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: за 1995 – 1996гг. – 3000; 2003г. – 926; 2004г. – 3942; 2005г. – 3745; 2006г. – 1064; 2007г. – 1101; 2008г. – 1173; 2009г. – 1390; 2010г. – 1300; 2011г – 1083; 2012г. – 1124; 2013г. – 1134. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации большинство запросов о выдаче поступают из стран бывшего СССР, а именно Украины, Республики Узбекистан, Республики Беларусь [3].

В свою очередь, Генеральная прокуратура России направила, в компетентные органы иностранных государств, с 2006г. по настоящее время около 4000 запросов о выдачи лиц. Именно таким образом, компетентными органами России удалось добиться выдачи ряда лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Ярким примером настоящего времени, является экстрадиция из Испании директора клуба «Хромая лошадь», в котором в 2009г. произошел пожар из–за нарушений правил пожарной безопасности, повлекший смерть 156 человек.

Анализируя данные, которые приведены выше, я прихожу к выводу, что компетентные органы, как России, так и зарубежа, к вопросу экстрадиции подходят ответственно и стараются в кратчайшие сроки разобраться с каждым запросом. С другой стороны, к сожалению, эти данные нам говорят о том, что криминогенная обстановка в странах имеет высокий показатель и с каждым годом не становится меньше.

Институт экстрадиции в Российской Федерации находится на стадиях становления и изучения, поэтому на практике компетентные органы сталкиваются с различными проблемами в области выдачи лица, совершившего преступление, иностранному государству.

Чрезвычайную актуальность приобрела проблема отсутствия отдельного закона об экстрадиции. На данный момент, существует приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи, но работники компетентных органов часто выступают с предложением о принятии единого федерального закона о выдачи лиц, совершивших преступление, запрашивающей стороне. Также, по мнению правоведов, требуются дополнения и в Уголовно – процессуальном кодексе Российской Федерации. Кроме этого, существует необходимость изучения данной темы более углублено. В отечественной науке и литературе вопросу экстрадиции уделено достаточно мало внимания. Необходимость изучения института выдачи обусловлено тем, что проблема выдачи преступников является сложным институтов международного и внутригосударственного права, потому что непосредственно затрагивает суверенитет и юрисдикцию государств.

Следующей немаловажной на современном этапе актуальной проблемой является реализация права запрашиваемого лица на защиту. Согласно нормам, регулирующим процесс выдачи, экстрадиция осуществляется относительно обвиняемого. Из этого следует сложность проверки обоснованности предъявленного обвинения со стороны государства, а также обеспечение права на защиту подозреваемого, что усложняет процесс принятия решения об экстрадиции органов прокуратуры России. Согласно Европейской Конвенции о выдаче 1957г., «нельзя судить дважды за одно и тоже правонарушение», а также выдача лица не производится, если оно не только уже осуждено, но и если оно оправдано или амнистировано согласно постановлению судебного органа страны, в которой требуют выдать правонарушителя.

Международные нормы об экстрадиции устанавливают запрет на применение в качестве наказания смертную казнь, пытки и дискриминацию по расовым, религиозным или иным основаниям. Но некоторые страны вопреки этому применяют такой вид наказания на своей территории. В таком случае запрашиваемое лицо либо не выдается, либо запрашивающая сторона должна предоставить гарантии того, что при вынесении смертного приговора, он не будет приведен в исполнение. Сложность этой ситуации в том, что при управлении экстрадиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, должны иметься квалифицированные сотрудники, обладающие знаниями в сфере иностранного законодательства. К сожалению, зачастую данных специалистов найти сложно. Приходится расширять аппарат работников, выделять дополнительные средства. В России с недавнего времени осуществляет свою деятельность высшее учебное заведение Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Она могла бы помочь разрешить данную проблему двумя способами: повышение квалификации работников или введение дополнительного предмета по этому профилю студентам.

Прокуратура России, занимаясь экстрадицией лиц, допускает нарушения требований Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. [4] и Европейскую конвенцию о выдаче 1957г. [5] других международно – правовые соглашения. В частности, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступают запросы с нарушением сроков их подготовки материалов дела, без приложения всех необходимых документов, с нарушением требований оформления документов, с нарушением сроков задержания запрашиваемого лица и так далее. В этом случае Генеральная Прокуратура Российской Федерации возвращает запросы и указания на доработку, запрашивает дополнительные сведения, контролирует процесс самостоятельно.

Экстрадиция осуществляется на основании международного договора или принципа взаимности как говорилось выше. Компетентные органы России при запросе экстрадированного лица сталкиваются со сложностью отсутствия, какого – либо основания осуществления экстрадиции. Между Россией и многими странами, например, Великобритания и Китай, не заключен договор выдачи и отсутствует принцип взаимности. В таком случае запросы правоохранительных органов России или иностранного государства остаются без рассмотрения и приостанавливаются. Так на протяжении нескольких лет Великобритания не хотела выдавать подполковник госбезопасности А.В.Литвиненко, а Россия, в свою очередь, А.Г.Лугового, который обвинялся в убийстве А.В.Литвиненко.

Зачастую на процесс экстрадиции имеет огромное влияние политика стран, сотрудничающих между собой. Страны в своих интересах идут на хитрости и усложняют этим работу Прокуратуре России. Бывает так, что иностранное государство в ускоренном режиме дает убежище или гражданство запрашиваемому лицу. Иногда так, что политические деятели пытаются добиться экстрадиции, не имея никаких оснований. Прокуратура России в этих случаях находится не в выгодном положении. Проблемы приходится решать мягко и без прецедентов.


Библиографический список
  1. Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2005г. С.15;
  2. Федеральный закон от 18.12.2001г. №174-ФЗ «Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации» (ред.от 08.06.2015г.) Ст.460;
  3. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации URL [genproc.gov.ru/ms] (дата обращения 17.05.2017г.);
  4. «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997);
  5. «Европейская конвенция о выдаче» (заключена в г. Париже 13.12.1957) (с изм. от 17.03.1978);
  6. Федеральный закон от 18.12.2001г. №174-ФЗ «Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации» (ред.от 08.06.2015г.)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Потёмка Кристина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация