ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ (СОВРЕМЕННОГО) СЕКСИЗМА

Рассадникова Виктория Григорьевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена вопросу разнообразия форм сексизма, преимущественно современного. В эволюции сексизма (от «старомодного» сексизма до неосексизма) наблюдается тенденция к социальной «маскировке»: явление, существуя латентно, в утончённых формах, обнаруживает устойчивые характеристики воспроизводимости и живучести патриархальных сексистских установок. Постоянно мимикрируя (неосексизм) или же образуя идеологический симбиоз (патриархальные установки и либеральный капитализм), сексизм зачастую приобретает своих наиболее последовательных и рьяных сторонников в рядах объектов половой сегрегации.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рассадникова В.Г., Пятилетова Л.В. Видовое разнообразие (современного) сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82287 (дата обращения: 29.03.2024).

Практически любые социальные отношения «пропитаны» «мужским» и «женским», в целом подразделяясь на «публичные» и «личные» (интимные) отношения. Каждая сфера социального подчинена разной логике взаимополагания мужского и женского; амбивалентность при этом становится атрибутом их напряжённой онтологии: так, обладая разными социальными статусами, мужчина и женщина, вступая в интимно-личностные отношения, вынуждены искать новые основания продуктивного взаимоположения, определённые принципом «близости», исключающим социальную асимметрию [1].

В настоящее время публичная сфера взаимодействия мужчин и женщин пронизана разнообразными видами сексизма как (преимущественно) фундаментальной характеристикой мужских мировоззренческих установок, что выражается в дискриминации по половому признаку, негативных/амбивалентных социальных стереотипах.

Выраженный прежде всего в сексистских установках (современный) сексизм необыкновенно разнообразен [2] и не всегда очевиден: так, исследователи отмечают существование сексизма в виде негативно-пренебрежительного отношения женщин к представителям своего пола, чем мужчин по отношению к другим мужчинам. Или же – пренебрежительное отношение к мужчинам, если объекты негации (мужчины) не соответствуют параметрам «гегемонной маскулинности» («вторичный сексизм»).

По форме проявления сексизм бывает открытым и скрытым.

Явно обнаруживающие себя ситуации открытого («старомодного», замешанного на традиционном распределении социальных ролей/статусов) сексизма в современных обществах, прошедших трансформации вследствие достижений феминизма, встречаются не так часто. Сексизм сегодня в трансформировавшихся (по этому основанию) обществах существует, как правило, в завуалированных формах (скрытые сексистские установки, обнаруживающие «общепринятую норму», поэтому и остающиеся незамеченными). («Ситуация» сексизма, на наш взгляд, принципиально неизбывна, поскольку отражает «мужской путь идентичности» [3].)

Ещё один вид сексизма – неосексизм как воплощение по-настоящему современного «прогрессивного сексизма», принципиально отрицающего факт дискриминации женщин по половому признаку, негативно-враждебно относящегося к женскому равноправию, социальным программам в пользу женщин, при этом поддерживающего нетрадиционные гендерные роли и концепцию «равенства» (все эти крайности, между прочим, учтены и  метафизически преодолены в либеральном феминизме, лозунгом которого является «Мы не равны, но равноценны»).

Иногда сексизм может выглядеть как направленный на женщин, но при более внимательном анализе можно увидеть, что в целом он «бьёт» и по мужчине.

Однако при всём многообразии сексизма в разных обществах сегодня не зафиксирован факт отсутствия сексизма в каком-либо (современном) обществе как формы отношений между людьми, как социального явления: он является «естественным», а потому незаметным, в том числе для самих объектов сегрегации.

Исследователи бьют тревогу: для современной женщины сексизм настолько органичен, что именно она выступает против антисексистских установок: «антисексизм женщины сегодня открыто называют женоненавистничеством. Возможно, отчасти они правы. Но лишь отчасти. Потому как если речь и идет о женоненавистничестве, то лишь в том смысле, в каком справедливо ненавидеть и считать патологичным любой максимализм, в данном случае — гипертрофию пола, а точнее, гендера. Он — как болезнь — поглощает человеческую личность со всем, что есть в ней антропософского, глубинно-человеческого; он нивелирует ее сущностные свойства, сводит их к тем двум-трем аспектам, которые составляют гендерный функционал (наряжаться—любить—быть любимой—рожать—воспитывать—соответствовать нормам декоративности и привлекательности облика). Но эта болезнь, эта редукция, как выясняется, так приятны и необременительны для современных женщин, так желанны и вожделенны. И если прежде — в XIX и XX в. женщины отважно сражались за право быть воспринимаемыми как люди (и всячески стремились давать основания к такому восприятию!), то сегодня процент таких энтузиасток рухнул чуть ли не до средневековых показателей. В этом, похоже, и состоит причина, по которой женщинам больше не нужно освобождение: в своих гендерных микромирах им гораздо вольготнее, комфортнее. А чтобы такое положение вещей не выглядело уж совсем деградацией (каковой оно, безусловно, является), специалистами от системы была подведена под него нарядная квазифилософская псевдомораль о долге человека, который якобы сводится к долгу гендерному: долгу репродуктивности со всеми вытекающими из нее последствиями» [4].

Сегодня современная женщина предпочитает погрузиться/убежать в «женский микромир» частного пространства, добровольно избирая «беспроблемное» комфортное пространство женских социальных «рекреаций», следствием чего являются новые формы отчуждения [5, 6].


Библиографический список
  1. Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm.
  2. Шубина К.Н., Пятилетова Л.В. Культ женского тела как утончённый сексизм // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81914 (дата обращения: 02.05.2017).
  3. Пятилетова Л.В., Орлов Е.С. Природа мужской идентичности как условие гендерного неравенства: к вопросу о неизбывности сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69578 (дата обращения: 01.05.2017).
  4. Рахманинова М.Д. Формы сексизма: неожиданный поворот современности [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formy-seksizma-neozhidannyy-povorot-sovremennosti (дата обращения: 07. 05.2017).
  5. Адамченко В.А., Пятилетова Л.В. Одиночество мужское и женское: гендерные грани антропологической экспертизы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23601 (дата обращения: 29.04.2017).
  6. Александриди О.А., Пятилетова Л.В. Антропологическая экспертиза как необходимая составляющая общей диагностики одиночества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80623 (дата обращения: 29.04.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация