Введение. Информационные процессы и компьютеризация присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею. Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика. Вопросы организации информационного пространства медицинского учреждения сегодня очень актуальны не только в Узбекистане, но и во всем мире.
Наше общество характеризуется как информационное пространство, которое сосредоточит общность и интересы людей с различными профессиональными и жизненными навыками. Сейчас ученики школы очень рано сталкивается с компьютером и быстро осваивает компьютерную технику и это становится уже обычное, повседневной деятельности людей. С возрастом у человека в эпохе компьютеризации возникает все больше потребностей и задач, которые он может разрешать только с помощью компьютера. Сегодня все аспекты мирового общество характеризуется качественно новым уровнем развития, основанным на использовании информационно-коммуникационных технологий. В качестве основного элемента информатизации выступают информационные системы и ресурсы, которые отличаются от общетехнических приложений и становятся предметом повседневной необходимости.
Информационное обеспечение деятельности любого медицинского учреждения – сложный и трудоемкий процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и социальных задач. Это, прежде всего, формирование и структурирование информационного пространства медицинского учреждения с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях оптимизации деятельности организации.
Благодаря правительству Узбекистана образование и здравоохранения стали как общенациональной политикой Узбекистана. На сегодняшний момент в Узбекистане учебные и медицинские заведения оснащаются самым современным оборудованием для модернизации и резкого подъема уровня образования и здравоохранения. Несмотря на это, нехватка учебников и учебных материалов по биомедицинской информатике, препятствует в развитии этой области.
Актуальность. Информатизация – это организационно-технический, технологический, социально-экономический процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей с использованием информационных ресурсов, технологий и систем. Связи с этим, с Указом Президента Республики Узбекистан вышли ряд законы и постановления о дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий в здравоохранения. Информационное обеспечение деятельности любого медицинского учреждения – сложный и трудоемкий процесс, направленный на решение профессиональных, организационных и социальных задач. Это, прежде всего, формирование и структурирование информационного пространства медицинского учреждения с использованием всей совокупности информационных ресурсов и информационных технологий в целях оптимизации деятельности организации.
В настоящее время в вузах Узбекистана, почти не существует конкретной учебной программы биомедицинской информатики. В этом смысле, медицинская информатика является самым молодым предметом в Узбекистане, и свое время нуждается разработки учебников и учебных материалов. Недостатка учебных материалов в местном языке является самой большой проблемой при преподавании этого предмета. К сожалению, есть и другие существенные проблемы, это уровень информатизации и использования информационных технологий в медицинских учреждениях и вузах, то есть они отличается друг от друга, нет единообразной платформы программного обеспечения, нехватка финансовых средств и др. Основным недостатком является учебно-материальная база для студентов и преподавателей в этой области.
Цель и задачи. В настоящее время быстрыми темпами увеличивающиеся объёмы информации при решении диагностических и терапевтических задач вызывают необходимость создания информационных систем в учреждениях здравоохранения. И это непосредственно касается процессу обучения студентов медицинских вузов. Информационные технологии дают следующие преимущества медицинским учреждениям:
1) работа врача становится более эффективной и удобной;
2) экономит значительные денежные средства и время пациентов и врачей;
3) качество медицинских услуг повышается на разы;
4) улучшается доступность и скорость предоставления медицинской информации;
5) повышают эффективность медицинских служб;
6) совершенствуют обмен информации внутри учреждении;
Эти задачи являются основными задачами медицинской информатики. Таким образом, медицинскую информатику, можно называть предметом обучающей приемы создания, обработки, хранения и защиты медицинской информации с помощью компьютерной техники и технологии.
Новизна. Как мы знаем, основным объектом преподавания предмета или курса является учебная программа. Учебные программы создаются на основе учебных материалов. Учебные материалы состоится из учебников и учебных пособий, которые охватывает весь теоретический и практический материал данного предмета.
Министерство образования Узбекистана видит следующие пути вхождения в мировой образовательный уровень:
– совершенствование базовой подготовки студентов медицинских вузов по этому направлению;
– переподготовка преподавателей;
– информатизация процесса диагностики и терапии;
– оснащение медицинских учреждении и учебных заведении техническими средствами информатизации;
– разработка учебников и учебно-методических материалов в области медицинской информатики.
Заключение. Выбранная проблема очень актуальна в реформах высшего образования Узбекистана, повышения уровня наглядности и интерактивности информации, улучшения качества учебных материалов. Анализируя все вышеизложенные, придем к общим выводам.
a) Определение содержания учебника по медицинской информатики.
b) Немедленно разрабатывать учебно-методические материалы, учебники и пособие.
c) Медицинская информатика должна постоянно обновляться, т.е. параллельно с клиническими процессами, должна усовершенствовать свою техническую базу.
Для разрешения этих задач, необходимо обратить внимание на следующие пункты.
- Разработать единую рабочую учебную программу (программу обучения сотрудников). Нужно использовать опыт и достижения ведущих университетов мира, т.е. их научную литературу;
- Перевести учебную литературу ведущих университетов в области медицинской информатики на профессиональном уровне;
- Создать учебные методические пособия, научную литературу и учебники по данному предмету;
- В следующих этапах, отправлять педагогов для повышения квалификации в ведущие высшие учебные заведения мира как США. Япония, Корея, Россия и страны Европы.
Библиографический список
- Гулиев Я.И., Белышев Д.В., Кочуров Е.В. Медицинская информационная система «Интерин PROMIS Alpha» – новые горизонты. // Врач и информационные технологии, №6, 2016.
- Демидов А.В. Информационные технологии для мобильного здравоохранения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения, № 1, 2013.
- Концепция развития информатизации в Республике Узбекистан, 2005.
- Кореньков В. В., Достижения информационных технологий и их влияние на человека// «Вестник Международной академии наук. Русская секция», №2, 2012.
- Кузнецов П.П., Шелехов П.В. Мобильная медицина: интеграция данных с приложений и устройств mHealth и IoT // Информационно измерительное и управляющие системы, № 10, 2015.
- Лактионова Л.В., Матюхина О.М., Фигурин И.М. Информационное обеспечение деятельности медицинского учреждения // Клиническая практика №1, 2013.
Количество просмотров публикации: Please wait