ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Владимирова Наталья Васильевна1, Коваленко Елена Петровна2
1Омский государственный технический университет, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Философия и социальные коммуникации»
2Омский государственный технический университет, студент магистратуры 1 курс, факультет Элитного образования и магистратуры

Аннотация
Статья посвящена электронным учебникам в современном образовательном процессе. Описаны особенности восприятия информации школьниками и студентами и связанные с этим актуальные проблемы образования. Электронный учебник рассматривается как инструмент, помогающий преодолеть некоторые существующие трудности. Выделены и описаны специфические характеристики этого средства обучения. Данная статья подготовлена в рамках дисциплины «Основы мировоззренческой безопасности».

Ключевые слова: геймификация, личностно-ориентированный подход, Непрерывное образование, образование, образовательная среда, Электронный учебник


ELECTRONIC TUTORIAL AS AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Vladimirova Natalia Vasilevna1, Kovalenko Elena Petrovna2
1Omsk State Technical University, candidate of philological sciences, docent, associate professor of "Philosophy and social communication"
2Omsk State Technical University, first year student of master course, faculty of elite education and magistracy

Abstract
The paper is dedicated to using training software in contemporary teaching process. The learning style and challenging issues for students are described. Training software is considered as tool which helps to overcome some difficulties. Specific features of this training tool are distinguished and described. This paper is prepared within the compass of "The fundamentals of philosophical security".

Keywords: education, educational environment, gamification, learner-centered approach, lifelong learning, training software


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Владимирова Н.В., Коваленко Е.П. Электронный учебник как образовательная среда // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/80352 (дата обращения: 15.03.2024).

Современные школьники и студенты оказались в ситуации, когда информационная среда вокруг персонифицирована и существует возможность мгновенного переключения как между темами изучаемых материалов, так и между способами подачи (текст, изображения, подкасты, видео, игры и т.д.). То есть для усвоения информации требуются меньшие усилия воли и концентрации внимания.

Благодаря интернету и новейшим «гаджетам» сформировались «цифровые» привычки и особенности работы с контентом: неспособность воспринимать большие объёмы информации, тенденция к визуализации материалов,  «клиповое мышление», нацеленность на немедленный результат. Авторы вынуждены признать, что «механизмы восприятия и мышления нового поколения студентов не совпадают с имеющимися технологиями преподавания в высшей школе» [1, c. 116], подобные проблемы отмечаются и для школьного образования [2, c. 45-47].

Традиционные формы обучения не соответствуют сложившейся ситуации. Образовательный процесс, несмотря на попытки составления индивидуальных образовательных траекторий, продолжает отличаться унифицированным подходом и малой гибкостью, отсутствием возможностей самопознания и самореализации. «Практическое занятие направлено в основном на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов студентов» [3, c. 225].

В качестве решения проблемы рассматривается использование в учебном процессе компьютерных средств, таких как информационно-образовательная система, электронный учебно-методический комплекс, электронный учебник и другие. В публикациях, посвящённых компьютерным обучающим системам, нет терминологического единства. Подчёркивается, что размытость термина «электронный учебник» обусловлена изменившимся назначением учебника в электронном образовании, который «становится не носителем информации, а инструментом организации учебной деятельности педагога и обучаемого с акцентом на самообучение» [4, c. 100]. Изменение роли компьютерных пособий отражается не только в терминологическом поле, но и в возрастающей потребности в системах, хотя бы частично имитирующих работу преподавателя (против цифровых учебников, состоящих из текста, мультимедийных иллюстраций и элементарных тестов) [3, c. 225-226,  5, с. 415].

Кроме того, существует ещё несколько тенденций, определяющих интерес к  компьютерным средствам обучения как для формального, так и для неформального образования. Первая тенденция, о которой следует упомянуть, – непрерывное образование в течение жизни (lifelong leaning), в соответствии с которым человек продолжает повышать свой профессиональный уровень, а также может получать фоновые знания постоянно, вне зависимости от даты окончания учебных курсов или заведений [6, с. 105]. Вторая – высокая доступность и всё возрастающая производительность мобильных устройств, а также повышающиеся качество и скорость мобильного интернета, позволяющие пользователям работать с учебниками фактически в любом месте и в любое время. Сами компьютерные обучающие системы всё больше становятся интернет- и мобильно-ориентированными [5 с. 225, 7, с. 319], «от электронного обучения (e-learning) совершается переход к мобильному (m-learning). В ряде стран реализуется концепция u-learning (ubiquitous learning – всеохватывающее, всепроникающее и повсеместное электронное обучение) и, в перспективе, намечается становление интеллектуального smart-е-learning» [6, с. 105].

Таким образом, цифровые средства обучения, имеющие в своём составе модули, имитирующую работу преподавателя, способны удовлетворить некоторые образовательные потребности и восполнить пробелы существующей системы. Это возможно не только благодаря фактору всё повышающейся доступности, но и потому, что электронная образовательная среда соответствует «цифровым» привычкам обучающихся. Она обладает рядом необходимых для этого специфических характеристик:

  • ориентированность на личность;
  • ориентированность на самостоятельную работу;
  • психологическая комфортность;
  • геймифицированность.

Перед тем, как кратко описать перечисленные характеристики, необходимо сделать замечание, что электронные средства обучения могут довольно сильно отличаться программной архитектурой, наполнением и методическими подходами. Поэтому приведённая функциональность может отсутствовать, а её реализация в разных системах может значительно варьироваться.

Ориентированность на личность. Во время усвоения материала с помощью электронного учебника человек сам может выбирать темп работы в соответствии со своими психофизиологическими особенностями, степенью концентрации внимания, настроением. Зачастую в электронных учебниках присутствует дополнительный материал или ссылки на него, что позволяет при желании интенсифицировать изучение заинтересовавшего раздела [8, с. 702].  Кроме самостоятельного определения объёма необходимой для изучения информации, нередко существует и возможность варьировать род и количество практических задач для закрепления материала. Таким образом, за счёт права выбора реализуется принцип индивидуализации и поддерживается возможность следовать индивидуальным образовательным траекториям [9, с. 80].

Другой стороной использования личностно-ориентированного подхода является встраивание экспертной системы, которая выполняет функции преподавателя. Такая система на основе входного тестирования, успешно выполненных упражнений, допущенных в ходе работы ошибок, времени выполнения задания, обращений к справочной системе и других параметров составляет персональные рекомендации обучающемуся [10, с. 1-2]. Подобные системы сложны в разработке и дороги, а потому встречаются нечасто, но являются одним из перспективных направлений в разработке электронных учебников.

Ориентированность на самостоятельную работу. Электронная образовательная среда предполагает максимальное использование активного, «откликающегося» контента взамен традиционному пассивному и поддерживает комфортные, интуитивно понятные условия для взаимодействия с ним, вовлекая пользователя в самостоятельное активное обучение и решение своих познавательных задач [8, с. 701, 11, с. 43]. Электронный учебник должен наполнять деятельность учащихся и при этом позволять им самостоятельно «конструировать» свой образовательный маршрут, тогда «самостоятельная работа обучающихся охватывает как процессуальную, так и содержательную составляющие обучения». У обучающегося не возникает потребности в контроле преподавателем, «усвоение содержания образования оказывается связанным, прежде всего, с самостоятельной целенаправленной деятельностью субъекта образовательного процесса, поддерживаемой средствами хранения и доставки информации» [12, с. 126].

Основой работы с электронным учебником является рефлексия: обучающийся  достигает цели, осознавая, какие усилия приложил и какие ошибки совершил в процессе.

Психологическая комфортность. Для современных школьников и студентов работа за компьютером привычна и иногда бывает комфортнее классического обучения. При занятии с информационно-образовательной средой у пользователя есть возможность работать в собственном темпе и обращаться к справочному материалу столько раз, сколько потребуется. В этом случае «компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях». Зачастую учебные задачи регулируются по степени трудности, а правильные решения поощряются. В некоторых системах каждая тема состоит из небольших, мгновенно проверяемых упражнений, где ошибки детально комментируются и даётся попытка выполнить задание заново. Таким образом, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь [3, с. 226, 12, с. 126].

Геймифицированность. В некоторых электронных учебниках, чтобы обеспечить постоянное внимание пользователя, бесперебойную и измеримую обратную связь, а сам процесс обучения сделать более функциональным, приятным и мотивирующим, используется технология геймификации – применение игровых методик в неигровых ситуациях. Под геймифицированностью же подразумевается насыщенность электронного учебного пособия такими методиками. За счёт игровой легенды, сценария и эстетики у пользователей появляется эмоциональная сопричастность, интерес к достижению каких-либо вымышленных целей [13, с. 13]. Кроме того, при геймификации поэтапно усложняются задачи по мере приобретения пользователями новых навыков и компетенций, что «обеспечивает развитие эксплуатационных результатов при сохранении пользовательской вовлечённости» [14, с. 1160].

В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Без сомнения, электронные средства обучения не решают всех проблем, которые существуют в современной системе образования. Однако личностный подход, создание условий самостоятельного поиска решений тех или иных задач, игровой принцип, думается, смогут расширить образовательные программы в школах и вузах, предоставить обучающимся условия для более продуктивного и комфортного самообразования.


Библиографический список
  1. Карпушкина Г. И., Лясина И. Ю., Дьяконова К. С., Соколов Р. В. Особенности восприятия информации современными российскими студентами // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-1
  2. Осмоловская И.М. Учебники нового поколения: поиск дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4 (19)
  3. Кочмар О.Н. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку // Вестник науки Сибири. 2012. №5 (6)
  4. Макушкина Л. А., Рыбанов А. А., Приходько Е. А. Электронный учебник как знаковое средство построения и организации обучения // Известия ВолгГТУ. 2009. №6
  5. Зайцева Л. В., Попко В. Н. Разработка и использование электронных учебников // Образовательные технологии и общество. 2006. №1 С.411-421.
  6. Стародубцев В. А., Велединская С. Б., Шамина О. Б. Электронный учебно-методический комплекс как персонализированная образовательная среда // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10
  7. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2
  8. Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. 2013. №3
  9. Конышева А. В. Специфика формирования индивидуальной образовательной траектории в электронной дидактической среде // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013.
  10. Лю Юн. Компьютерная обучающая система китайской письменности: Автореф.дис. канд. техн. наук: 05.13.11. – М., 2006.
  11. Бондарев М.Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10
  12. Иванова Е.О. Дидактический потенциал информационно-образовательной среды для организации современного процесса обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4 (19)
  13. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21)
  14. Никитин С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №9.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Коваленко Елена Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация