В ходе развития рынка информационных технологий появился новый термин «облачные» технологии, используемый с 2008 года. В настоящее время практически каждый человек хоть раз пользовался облачными технологиями: электронная почта, общение в социальных сетях, передача файлов через файлообменники, перевод текстов с помощью интернет – переводчиков, онлайн покупки, сдача отчётности и т.д.
Облачные технологии стали возможны за счет бурного развития аппаратного обеспечения: постоянный рост мощности процессоров, развитие многоядерной архитектуры, увеличение объема жестких дисков, да и интернет-каналы стали гораздо быстрее и шире. Облако – это не сам Интернет, а вся совокупность аппаратного и программного обеспечения, обеспечивающего обработку и исполнение заявок клиентов.
Таким образом, суть облачных технологий заключается в следующем:
- пользователю не обязательно иметь специальные программы на компьютере, ему необходим только выход в сеть Интернет;
- облачные технологии помогают экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования;
- удаленный доступ к данным в облаке: пользователь может работать из любой точки планеты, где есть доступ в Интернет. [1]
В таблице 1 приведен сравнительный анализ облачных и традиционных технологий.
Таблица 1 – Сравнение традиционных и облачных технологий
Традиционные технологии |
Облачные технологии |
Электронная почта: Outlook. При запуске программы письма скачиваются на компьютер пользователя и хранятся там. | Браузерная почта: Yandex.ru, Mail.ru, Rambler.ru и т. д. Пользователь может читать письма, скачивать вложения, но физически все данные хранятся на сервере. Прочитать содержание письма можно с любого компьютера, который подключен к сети Интернет. |
Музыка: Чтобы прослушать музыку пользователь должен скачать/купить файлы. Т.е. физически диски/файлы хранятся у него. | Музыка: Пользователь слушает музыку через сайт. |
Видео: Пользователь должен скачать/купить диск с фильмом. Каждый скаченный фильм занимает на жестком диске до нескольких гигабайт памяти. | Видео: Пользователь смотрит фильмы онлайн. Сегодня существует множество сервисов, которые обеспечивают хорошее качество воспроизведения. При этом не нужно ждать, пока фильм скачается. |
Облачные технологии активно используются во всех развитых странах, обеспечивая принципиально новые, экономически эффективные возможности для бизнеса, управления, образования и научных исследований. В связи с этим, их изучению в настоящее время уделяется особое внимание.
В современном мире информационные технологии в сфере образования являются обязательным условием поступательного развития общества. Совершенствование и информатизация технологий учебного процесса является одним из главных среди множества новых направлений развития образования. Актуальность использования облачных технологий в образовании заключается в том, что они не только выполняют функции инструментария, но и придают качественно новые возможности обучения, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Современное информационно-образовательное пространство вуза анализируется в контексте электронного отражения в сети Интернет различных сторон деятельности университета. Выделяются разные планы проектирования электронно-образовательной среды, которые учитывают интересы всевозможных групп пользователей интернета. В социально-психологическом отношении раскрывается роль электронной образовательной среды вуза в совершенствовании образовательных технологий, появлении новых аспектов деятельности преподавателей, условий самореализации студентов.
В настоящее время существует три наиболее распространенных способа работы с облачными технологиями в образовательных учреждениях:
1) дистанционное обучение;
2) совместная проектная работа студентов;
3) совместная работа над документами.
В интернет-технологиях дистанционного обучения выделяют несколько основных направлений:
- создание сайтов дистанционного обучения;
- использование интерактивных ресурсов, размещенных в интернете, с возможностью пользоваться ими дистанционно;
- создание условий для облачного дистанционного обмена данными между отдельными учебными ресурсами сети Интернет;
- использование социальных сетей для достижения целей дистанционного обучения. [2]
Как сказано выше, образовательные облачные сервисы применяются не только в дистанционных, но и в традиционных формах обучения. Они позволяют управлять процессами виртуального пространства университета. Виртуальное пространство обозначает среду, нацеленную как на поддержку дистанционного обучения, так и на управление и оптимизацию бизнес-процессов самого вуза, который представляет собой огромный механизм с отлаженными алгоритмами взаимодействия: тесная связь с процессами обеспечения учета персонала, бухгалтерского учета, договорными отношениями.
Поэтому облачные технологии следует рассматривать как средство консолидации внутренних подсистем и создания виртуальной среды, которая обеспечивает взаимодействие преподавателей и студентов, делает доступными следующие процессы:
- размещение новостей, объявлений и анонсов мероприятий;
- проведение вебинаров и интернет-конференций;
- создание виртуальных лабораторий в сети Интернет;
- обмен электронными сообщениями между пользователями, централизованно или отдельным категориям;
- удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление учебно-методических материалов в электронном виде, тестирование, онлайн-консультации, информирование о расписании экзаменов и занятий;
- электронное взаимодействие с абитуриентами, включая консультирование, информирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов. [3]
К применению облачных технологий перешло множество зарубежных образовательных учреждений. Так в университете Хофстра (США) используют облачные сервисы, предоставляемые Google Apps. Европейские университеты, например, Каунасский Технологический Университет (Литва) использует облачные сервисы, которые предоставляет Microsoft Live@edu.
Образовательные учреждения России также поддерживают тенденцию использования облачных технологий. Московский финансово-юридический университет перешел к применению технологии Office 365.
Донецкий национальный и Сумской государственный университеты, первыми среди украинских вузов внедрили облачный офисный пакет Microsoft Office 365 для обеспечения совместной работы студентов и преподавателей, а также расширения возможностей дистанционного обучения.
Таким образом, облачные технологии представляют собой новый способ организации учебного процесса и предлагают альтернативу традиционным методам. Кроме того, появляется возможность для персонального обучения, коллективного преподавания и интерактивных занятий. Использование облачных технологий в процессе обучения приводит к оптимизации учебно-методической деятельности сторон, повышению эффективности коммуникационных связей, минимизации затрат образовательного учреждения. Повышается мотивация студентов к учебной деятельности, создаются более комфортные условия для нее.
Использование данных технологий облегчает интеграцию образовательных учреждений в мировое образовательное пространство, содействует развитию связей с зарубежными партнерами на равноправной основе. [4] Это важно для всех специальностей и направлений подготовки технических, гуманитарных, классических вузов и знаменует собой переход отечественной системы образования на новый качественный уровень.
Библиографический список
- Макаров С.В. Социально-экономические аспекты облачных вычислений // Монография – М.: ЦЭМИ РАН, 2010.
- Дятлов С.А., Толстопятенко А.В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество. №5. – С. 29–37. 2010.
- Ананченко И.В. Облачные технологии в высшем образовании // Современные наукоемкие технологии. № 5. – С. 48-52. 2015.
- Широкова Е. А. Облачные технологии // Современные тенденции технических наук: материалы Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето. – С. 30-33. 2011.
Количество просмотров публикации: Please wait