ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Булгакова Дарья Максимовна1, Парфирова Алёна Алексеевна2, Тучкова Анна Сергеевна3
1Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, студент
2Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, студент
3Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, старший преподаватель

Аннотация
В статье разбираются ключевые аспекты понятия облачные технологии. Проведен их сравнительный анализ с традиционными технологиями. Основной упор делается на рассмотрении перспектив использования облачных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: интернет, информационные технологии, облачные технологии, образование


APPLICATION OF CLOUD TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Bulgakova Darya Maksimovna1, Parfirova Alyona Alekseevna2, Tuchkova Anna Sergeevna3
1Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, student
2Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, student
3Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, senior lecturer

Abstract
The article deals with key aspects of the concept of cloud technologies. Their comparative analysis with traditional technologies is carried out. The main focus is on considering the prospects for using cloud technologies in the educational process.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Булгакова Д.М., Парфирова А.А., Тучкова А.С. Применение облачных технологий в учебном процессе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79865 (дата обращения: 15.03.2024).

В ходе развития рынка информационных технологий появился новый термин «облачные» технологии, используемый с 2008 года. В настоящее время практически каждый человек хоть раз пользовался облачными технологиями: электронная почта, общение в социальных сетях, передача файлов через файлообменники, перевод текстов с помощью интернет – переводчиков, онлайн покупки, сдача отчётности и т.д.

Облачные технологии стали возможны за счет бурного развития аппаратного обеспечения: постоянный рост мощности процессоров, развитие многоядерной архитектуры, увеличение объема жестких дисков, да и интернет-каналы стали гораздо быстрее и шире. Облако – это не сам Интернет, а вся совокупность аппаратного и программного обеспечения, обеспечивающего обработку и исполнение заявок клиентов.

Таким образом, суть облачных технологий заключается в следующем:

- пользователю не обязательно иметь специальные программы на компьютере, ему необходим только выход в сеть Интернет;

- облачные технологии помогают экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования;

- удаленный доступ к данным в облаке: пользователь может работать из любой точки планеты, где есть доступ в Интернет. [1]

В таблице 1 приведен сравнительный анализ облачных и традиционных технологий.

Таблица 1 – Сравнение традиционных и облачных технологий

Традиционные технологии

Облачные технологии

Электронная почта: Outlook. При запуске программы письма скачиваются на компьютер пользователя и хранятся там. Браузерная почта: Yandex.ru, Mail.ru, Rambler.ru и т. д. Пользователь может читать письма, скачивать вложения, но физически все данные хранятся на сервере. Прочитать содержание письма можно с любого компьютера, который подключен к сети Интернет.
Музыка: Чтобы прослушать музыку пользователь должен скачать/купить файлы. Т.е. физически диски/файлы хранятся у него. Музыка: Пользователь слушает музыку через сайт.
Видео: Пользователь должен скачать/купить диск с фильмом. Каждый скаченный фильм занимает на жестком диске до нескольких гигабайт памяти. Видео: Пользователь смотрит фильмы онлайн. Сегодня существует множество сервисов, которые обеспечивают хорошее качество воспроизведения. При этом не нужно ждать, пока фильм скачается.

Облачные технологии активно используются во всех развитых странах, обеспечивая принципиально новые, экономически эффективные возможности для бизнеса, управления, образования и научных исследований. В связи с этим, их изучению в настоящее время уделяется особое внимание.

 

В современном мире информационные технологии в сфере образования являются обязательным условием поступательного развития общества. Совершенствование и информатизация технологий учебного процесса является одним из главных среди множества новых направлений развития образования. Актуальность использования облачных технологий в образовании заключается в том, что они не только выполняют функции инструментария, но и придают качественно новые возможности обучения, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, способствуют созданию новых форм обучения и образования.

Современное информационно-образовательное пространство вуза анализируется в контексте электронного отражения в сети Интернет различных сторон деятельности университета. Выделяются разные планы проектирования электронно-образовательной среды, которые учитывают интересы всевозможных групп пользователей интернета. В социально-психологическом отношении раскрывается роль электронной образовательной среды вуза в совершенствовании образовательных технологий, появлении новых аспектов деятельности преподавателей, условий самореализации студентов.

В настоящее время существует три наиболее распространенных способа работы с облачными технологиями в образовательных учреждениях:

1) дистанционное обучение;

2) совместная проектная работа студентов;

3) совместная работа над документами.

В интернет-технологиях дистанционного обучения выделяют несколько основных направлений:

- создание сайтов дистанционного обучения;

- использование интерактивных ресурсов, размещенных в интернете, с возможностью пользоваться ими дистанционно;

- создание условий для облачного дистанционного обмена данными между отдельными учебными ресурсами сети Интернет;

- использование социальных сетей для достижения целей дистанционного обучения. [2]

Как сказано выше, образовательные облачные сервисы применяются не только в дистанционных, но и в традиционных формах обучения. Они позволяют управлять процессами виртуального пространства университета. Виртуальное пространство обозначает среду, нацеленную как на поддержку дистанционного обучения, так и на управление и оптимизацию бизнес-процессов самого вуза, который представляет собой огромный механизм с отлаженными алгоритмами взаимодействия: тесная связь с процессами обеспечения учета персонала, бухгалтерского учета, договорными отношениями.

Поэтому облачные технологии следует рассматривать как средство консолидации внутренних подсистем и создания виртуальной среды, которая обеспечивает взаимодействие преподавателей и студентов, делает доступными следующие процессы:

- размещение новостей, объявлений и анонсов мероприятий;

- проведение вебинаров и интернет-конференций;

- создание виртуальных лабораторий в сети Интернет;

- обмен электронными сообщениями между пользователями, централизованно или отдельным категориям;

- удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление учебно-методических материалов в электронном виде, тестирование, онлайн-консультации, информирование о расписании экзаменов и занятий;

- электронное взаимодействие с абитуриентами, включая консультирование, информирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов. [3]

К применению облачных технологий перешло множество зарубежных образовательных учреждений. Так в университете Хофстра (США) используют облачные сервисы, предоставляемые Google Apps. Европейские университеты, например, Каунасский Технологический Университет (Литва) использует облачные сервисы, которые предоставляет Microsoft Live@edu.

Образовательные учреждения России также поддерживают тенденцию использования облачных технологий. Московский финансово-юридический университет перешел к применению технологии Office 365.

Донецкий национальный и Сумской государственный университеты, первыми среди украинских вузов внедрили облачный офисный пакет Microsoft Office 365 для обеспечения совместной работы студентов и преподавателей, а также расширения возможностей дистанционного обучения.

Таким образом, облачные технологии представляют собой новый способ организации учебного процесса и предлагают альтернативу традиционным методам. Кроме того, появляется возможность для персонального обучения, коллективного преподавания и интерактивных занятий. Использование облачных технологий в процессе обучения приводит к оптимизации учебно-методической деятельности сторон, повышению эффективности коммуникационных связей, минимизации затрат образовательного учреждения. Повышается мотивация студентов к учебной деятельности, создаются более комфортные условия для нее.

Использование данных технологий облегчает интеграцию образовательных учреждений в мировое образовательное пространство, содействует развитию связей с зарубежными партнерами на равноправной основе. [4] Это важно для всех специальностей и направлений подготовки технических, гуманитарных, классических вузов и знаменует собой переход отечественной системы образования на новый качественный уровень.


Библиографический список
  1. Макаров С.В. Социально-экономические аспекты облачных вычислений // Монография – М.: ЦЭМИ РАН, 2010.
  2. Дятлов С.А., Толстопятенко А.В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество. №5. – С. 29–37. 2010.
  3. Ананченко И.В. Облачные технологии в высшем образовании // Современные наукоемкие технологии. № 5. – С. 48-52. 2015.
  4. Широкова Е. А. Облачные технологии // Современные тенденции технических наук: материалы Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето. – С. 30-33. 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Булгакова Дарья Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация