СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ И НОРВЕГИИ

Мухаметгалеева Альбина Равилевна
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
преподаватель

Аннотация
В статье проводится обзор осуществления прав граждан в области охраны здоровья в Российской Федерации и Норвегии, включая организационную структуру системы здравоохранения, мер по обеспечению качества медицинской помощи и доступности медицинского обслуживания.

Ключевые слова: охрана здоровья, право на здоровье, право на медицину, система здравоохранения


COMPARATIVE ANALYSIS OF CITIZENS' RIGHTS IN THE SPHERE OF RUSSIAN AND NORWEGIAN HEALTH

Muhametgaleeva Albina Ravilevna
Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov
lecturer

Abstract
The article reviews the rights of the health of citizens in the Russian Federation and Norway, including the organizational structure of the health system, to ensure the quality of care measures and the availability of medical care.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мухаметгалеева А.Р. Сравнительный анализ прав граждан в области охраны здоровья в России и Норвегии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/78863 (дата обращения: 19.04.2024).

Ежегодно система здравоохранения в каждом государстве совершенствуется, перенимая международный опыт или путем развития своих достижений в области медицины. Ценность прав определяется законом, имеющим высшую юридическую силу на всей территории государства. В России, Конституция закрепляет право граждан на охрану труда и здоровья, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь предоставляется и оказывается бесплатно как в государственных, так и в муниципальных учреждениях здравоохранения [1].

Каждый гражданин имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных прав, например в случаях нарушения конституционного права на охрану здоровья или личных интересов в области здравоохранения. В подтверждении нашего суждения обратимся к примеру судебной практики, так заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, где, считает что указание конкретных торговых наименований лекарственных средств в документации об аукционе является нарушением Закона о контрактной системе. С учетом, предъявленных доказательств и выслушанных суждений заявителя, жалоба была признана необоснованной, так как закупка лекарственных препаратов по торговому наименованию обусловлена необходимостью лечения пациентов ранее назначенным лекарственным препаратом (инсулином) с той же биологической активностью, тех же типа, вида и метода изготовления, размещение заказа на покупку инсулинов и может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами «или эквивалент» [6]. Следовательно, если гражданин предполагает что было нарушено его право или были затронуты его интересы, то законом не запрещено обращение в органы государственной или муниципальной власти [8, с. 479], в том числе и в суд.

Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в области охраны здоровья населения в Российской Федерации и определяет [2]:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны общественного здоровья;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных национальных групп в области охраны здоровья и гарантии этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий в области охраны здоровья.

Следовательно из норм указанного нами специального федерального закона, право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан [9, с.12], производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Права граждан в области охраны здоровья Российской Федерации, обеспечиваются Приказом Росздравнадзора, в котором установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения [4].

Говоря о предоставлении бесплатной медицинской помощи в России, можно согласится с Е.И. Расщупкиной, что несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, его нельзя признать достаточным для решения современных задач [5, с. 42]. Нормативные правовые акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые отношения в области медицины, вообще, не регулируются правом.

Причинами в нарушении прав граждан в области охраны здоровья могут быть несовершенство законодательства в сфере здравоохранения, халатное отношение государственных и муниципальных больниц в предоставлении качественной медицинской помощи, коррупция, неуважительное отношение к малообеспеченным гражданам и так далее [7].

Тем не менее, граждане, желающие получить медицинскую помощь в Норвегии имеют право на получение медицинской помощи в рамках специализированной службы здравоохранения в Норвегии. Оплата лечения производится из собственного бюджета, и любое возмещение является вопросом между гражданином и национальным страховщиком здоровья.

Норвежский национальный контактный пункт может предоставить информацию о правилах, применяемых к оказанию медицинской помощи в Норвегии. Служба здравоохранения хорошо развита, в случаях обращения иностранного гражданина в медицинские учреждения Норвегии может воспользоваться услугами государственного сектора здравоохранения или частного поставщика медицинских услуг [12].

Также присутствует и бесплатное лечение, оказываемое в рамках норвежской службы общественного здравоохранения. Для большого ряда видов лечения в Норвегии, составляется список пациентов ожидающих своей очереди в получении медицинских услуг. Каждый гражданин может присоединиться к списку этой очереди.

В случае большого спроса на лечение, существует риск того, что указанная больница не сможет принять пациента, в частности тех, кто проживет в отдаленных районах от этой больницы. И в данном случае пациент должен быть об этом уведомлен и обязан самостоятельно найти альтернативную больницу для прохождения лечения.

В Норвегии система здравоохранения требует от каждого гражданина при себе иметь направление от медицинского специалиста для дальнейшего получения консультации, которую предоставляет специалист службы здравоохранения.

Получить медицинскую помощь в рамках службы общественного здравоохранения в Норвегии, можно и путем электронной регистрации на сайте «Velg behandlingssted» (в переводе – «Выбор места лечения»), сайт включает в себя обзор поставщиков медицинских услуг. Есть выбор между некоторыми частными поставщиками здравоохранения, которые являются частью системы здравоохранения на основе взаимных соглашений. В Норвегии действует национальный контактный центр, которому можно обратиться за советом и реальной помощью. Правила, применяемые собственным национальным страховщиком могут содержать условия применимые к возмещению потраченных денежных средств [11].

В целях гарантированности охраны прав граждан в области охраны здоровья в Норвегии, утверждена должность Омбудсмена по охране здоровья. Если пациент самостоятельно не может защитить свои права (причинами могут быть: недоверие к органам власти, неплатежеспособность гражданина, коррумпированность должностных лиц, бюрократизм и так далее), то достаточно обратиться к Омбудсмену, чтобы установить контакт между потенциальным пациентом и больницей, за исключением вопросов, которые будут решаться за рамками официальных процедур рассмотрения жалоб.

Омбудсмены также стремятся к улучшению качества медицинских услуг. Омбудсмены являются независимыми и свободно выражают свое мнения по вопросам, которые, по их мнению, должны быть изменены, чтобы предоставить пациентам и пользователям качественной услуги в области здравоохранения. Система здравоохранения и функции социального омбудсмена установлены законом «О здоровье» и законом «О правах».

Каждый гражданин Норвегии имеет право на социальные выплаты по болезни. Национальная система страхования предоставляет гражданам следующие права [3]:

  1. частичная или полная оплата консультации врача;
  2. бесплатная госпитальная помощь;
  3. бесплатная медицинская помощь беременным, родильницам и роженицам;
  4. полная оплата лекарств для пациентов с хронической патологией;
  5. 100% оплата больничного листа;
  6. 100% оплата декретного отпуска в течение 42 недель;
  7. пенсия по инвалидности;
  8. бесплатное лечение детей до 7 лет;
  9. бесплатное лечение производственных травм.

В Норвегии нет утвержденного перечня услуг, которые покрываются госфинансированием. На практике система здравоохранения охватывает [10, с. 605]:

– отпускаемые по рецепту лекарства, а именно препараты, включенные в «синий список/blå resept», особый список лекарств, утвержденный Норвежским агентством медикаментов;

– профилактические услуги, включая: осмотры, скрининг и иммунизацию младенцев и детей школьного возраста; профилактические услуги по охране психического здоровья (в основном для детей и молодёжи); инициативыв области здравоохранения или кампании по продвижению здорового образа жизни и уменьшение социального неравенства в здоровье (в зависимости от коммун);

– основной уход, в том числе услуги врачей общей практики, физиотерапевтов;

– специализированный амбулаторный и стационарный уход; однако некоторые процедуры, такие как пластические операции, должны быть необходимыми для пациента, чтобы воспользоваться правом на пользование государственной помощью;

– неотложная помощь, в том числе чрезвычайная помощь специалистов;

– медсестринский уход;

– стоматологическая помощь (в основном для детей и некоторых других групп);

– офтальмология (очки, как правило, исключены).

Таким образом, норвежская система и российская система здравоохранения строятся на социальной модели, в основе которой заложена ценность права каждого человека на защиту и охрану его жизни и здоровья. А норвежская электронная программа по оказанию медицинских услуг, может быть принята в Российской Федерации в качестве формирования современной модели социального здравоохранения.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 14 апреля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
  3. Здравоохранение Норвегии // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2013. № 5 (5). С. 140-147.
  4. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) // Приложение к приказу Росздравнадзора от 18 ноября 2016 года № 12848.
  5. Ращупкина Е.И. К вопросу о некоторых дефинициях Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан российской федерации» // Сибирский юридический вестник. 2012. № 1. С. 41-46.
  6. Решение Иркутского УФАС России от 21.01.2016 № 25 // Режим доступа -http://solutions.fas.gov.ru по состоянию на 15.12.2016.
  7. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционный краудсорсинг, как социальный механизм обратной связи по схеме «общество-государство-общество» в противодействие коррупции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70570 (дата обращения: 15.12.2016).
  8. Хайрутдинова Л.Р. Взаимодействие власти и общества или симптом мнимого диалога // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 479-480.
  9. Хайрутдинова Л.Р. Общественное осознание права // Политика, государство и право. 2015. № 1 (37). С. 12-14.
  10. Цуциева О.Т., Икоев В.Т. Норвежская система здравоохранения: особенности организации и финансирования // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-3. С. 601-608.
  11. Healthcare is NOT Free in Norway // Режим доступа: http://mylittlenorway.com/2013/12/healthcare-in-not-free-in-norway/.
  12. The Norwegian Health Care System // Режим доступа: http://www.commonwealthfund.org/topics/international-health policy/countries/norway.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мухаметгалеева Альбина Равилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация