ЭТИКО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ДОБРО» И «ЗЛО», «ПОЛЬЗА» И «ВРЕД», «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ» В КОНТЕКСТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карташова Елена Александровна1, Толмачев Владимир Генрихович2
1Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры внутренних болезней №2 а
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры лучевой диагностики ФПК и ППС

Аннотация
Авторы исходят из того, что проблема борьбы с невежеством актуальна как на уровне медицинского сообщества, так и на уровне пациентов. Обусловленность парных понятий «добро и зло», «польза и вред», «правда и ложь» необходимо рассматривать в контексте модернизации систем образования и здравоохранения. Развитое критическое мышление обучающихся будет ими востребовано в процессе самообразования, при анализе информационных потоков и в ситуации принятия решения относительно выбора стратегий диагностики, лечения и профилактики болезней.

Ключевые слова: «добро» и «зло», «польза» и «вред», «правда» и «ложь», критическое мышление, медицинская деятельность, невежество.“good” and “evil”, “truth” and “lie”, “use” and “harm”


ETHICAL-LEGAL INTERPRETATION OF NOTIONS “GOOD” AND “EVIL”, “USE” AND “HARM”, “TRUTH” AND “LIE” IN THE CONTEXT OF MEDICAL ACTIVITY

Kartashova Elena Aleksandrovna1, Tolmachev Vladimir Genrikhovich2
1Rostov State Medical University, assistant of Internal diseases Chair № 2
2Rostov State Medical University, assistant of Radiodiagnosis Chair, Professional Training and Retraining Faculty

Abstract
The author proceeds from the fact that the problem of struggle against ignorance is topical both on levels of a medical community and of patients. The matched notions “good and evil”, “use and harm”, “truth and lie” are to be studied in the context of health care and education systems modernization. The developed critical thinking of students will be demanded by them in the process of self-education, in the analysis of information flows and in the situations of making decisions concerning diagnostics, treatment and prophylaxis strategy choice.

Keywords: critical thinking, ignorance, medical activity


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карташова Е.А., Толмачев В.Г. Этико-правовое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред», «правда» и «ложь» в контексте медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/78457 (дата обращения: 29.03.2024).

Парные понятия «добро» и «зло», «польза» и «вред», «правда» и «ложь» являются наглядной иллюстрацией закона единства и борьбы противоположностей, поскольку они не могут существовать независимо друг от друга как: объект и субъект, отцы и дети, муж и жена, информация и информационная система и т.д. Действие закона непрерывности мира можно детально рассмотреть на примере медицинской деятельности.

Биоэтическое измерение взаимоотношений врача с пациентами и их родственниками требует учета психофизических и социокультурных особенностей человека, обратившегося в медицинское учреждение. Невежество в биоэтическом аспекте медицинской деятельности выступает как идеология антигуманизма. Ценность общественного строя измеряется теми условиями, которые государство создает для борьбы со злом и преодоления наиболее опасных его проявлений.

Н.А. Агеева понимает «невежество – как неспособность применять знания, уме­ния и навыки, накопленные предыдущими поколениями, для успешной деятельно­сти в определенной области» и отмечает наиболее «распространенные типы невежества:

1).Индивидуально-практическое невежество – неспо­собность брать на себя ответственность и принимать решения; неумение работать в коллективе и продуктивно взаимодействовать; низкий уро­вень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возмож­ность профессионального роста; отсутствие инициативы, желания работать на результат и познавательной активности в достижении цели.

2).Социально-психологическое невежество – низкий уро­вень правосознания и рефлексии, отсутствие опыта положительного межличностного взаимодействия и самореализации, эмоциональная тупость к проблемам других людей, игнорирование этико-правового аспекта в профессиональной деятельности, незнание общих законов развития природы и обще­ства, безответственность в сфере охраны здоровья и отсутствие мотивации к здоро­вому образу жизни.

3).Информационно-коммуникационное невежество – барьер для обмена опытом с коллегами, отсутствие умений владения новыми информационными технологиями, игнорирование здравого смысла, низкий уровень знаний иностранных языков, косноязыкость и бестактность в общении с окружающими людьми.

4).Административно-организационное невежество – попустительский стиль общения руководства с подчиненными и низкий уровень работы системы менеджмента качества (СМК), что негативно отражается на функционировании процессов (основных, вспомогательных, управления и развития) учреждения» [6, с. 72–73].

Применительно к биоэтическим проблемам современности, обусловленность парных понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» принято изучать в контексте взаимоотношений врача и пациента, где связка понятий «польза – вред» рассматривается в психофизическом аспекте, а связка понятий «добро – зло» характеризуется сквозь призму морали. В медицине мера соотношения «добра» и «зла» – величина изменчивая и во многом зависит от уровня взаимопонимания субъектов коммуникации и степени удовлетворенности интересов отдельных людей. В медицинской деятельности врачу приходится из двух зол выбирать меньшее, руководствуясь при этом интересами пациента и желанием принести ему пользу [2, с. 83-84].

Современное российское общество усиливает требования к качеству оказания медицинских услуг, тем самым актуализируется этико-правовой аспект медицинской деятельности [11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18]. Статья 20  Федерального закона от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет право на получение пациентом в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Неукоснительное соблюдение врачом этой статьи способствует эффективности терапевтического сотрудничества и результата самого лечения. Статья 22 закрепляет право пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, тем самым налагая запрет на «святую ложь», в то же время, врач должен учитывать, что информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что повышение/снижение уровня социального доверия в обществе во многом зависит от уменьшения/увеличения количества дефектов оказания медицинской помощи, что, в свою очередь, свидетельствует о высоком/низком качестве образования в медицинских вузах и степени сформированности у выпускников нравственных императивов врачебной деятельности. Президент РФ В.В. Путин в одном из своих выступлений отметил, что видит в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке и верит, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития. В качественной подготовке будущих врачей и их успешной работе в рамках этико-правового поля вузы заинтересованы не только вузы и выпускники, но и ЛПУ, пациенты и государство в целом [19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27, 29; 30; 31; 32]. Следовательно, модернизация системы Здравоохранения РФ должна начинаться с  создания условий для социализации личности студентов-медиков в педпроцессе медицинского вуза и продолжаться благодаря дальнейшему улучшению работы службы менеджмента качества и этических комитетов в ЛПУ страны [5]. Не случайно многие студенты участвуют сегодня в волонтёрских проектах, они активно развиваются в таких важных сферах, как уход за больными, поддержка пожилых, людей с ограничениями по здоровью, образование, спорт, культура, краеведение, поисковые движения, забота о природе и животных.

Особая примета нашего времени – широкое вовлечение граждан в самые разные благотворительные акции. Призывы в социальных сетях, средствах массовой информации собрать средства на лечение больных, на помощь детям быстро находят отклик, и люди делают это искренне, бескорыстно, как ответ на веление своего сердца. Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован.

По мнению Н.А. Агеевой, «модернизация российской системы здравоохранения будет эффективной при условии выявления своих недостатков, создания механизма по их компенсации и стремления к совершенству. В этом процессе важное значение имеет осознание каждым медицинским работником необходимости самоперестройки и самосовершенствования, поскольку сообщество индивидов с низким уровнем правосознания не способно автоэволюционировать» [1].

В.Г. Толмачев актуализирует перед медицинским сообществом проблему выбора стратегий диагностики, лечения и профилактики болезней, поскольку в условиях инновационного общества – социальная и экологическая среды обитания человека претерпевают изменения, формируются новые стандарты здоровья [28, с. 423]. Старая истина гласит: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Автор затрагивает обусловленность парных понятий «добро и зло», «польза и вред», «правда и ложь» в контексте «плюсов и минусов» интернет-пространства. В.Г. Толмачев подчеркивает, что Интернет таит в себе определенную опасность для эффективности терапевтического сотрудничества врача и пациента, поскольку информация о болезнях и способах лечения представлена там неравномерно, а зачастую и неверно. Человеку, не сведущему в медицине, сложно разобраться в плотном информационном потоке, так как свою коммуникативную активность ему приходится реализовывать одновременно в реальном и виртуальном планах. В этой связи вспоминается известная поговорка: «Хорошо устроенная голова лучше доверху наполненной». Достичь эффективности терапевтического сотрудничества врача и пациента можно лишь «хорошо устроенной головой», что применимо к обеим сторонам диалога. При этом необходимо формировать доминанты здорового образа жизни как у студентов-медиков, так и у пациентов [10]. Следует помнить, что высокий уровень смертности от неинфекционных заболеваний приводит к большим экономическим потерям, обусловленным как прямыми затратами на оказание медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной и дорогостоящей, так и потерями в экономике вследствие сокращения трудовых ресурсов из-за преждевременной смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности. Так, на примере сердечно-сосудистых заболеваний показано, что всего лишь за один год в России экономический ущерб этой группы болезней превысил 1 трлн руб., причем большая его часть была обусловлена потерями в экономике. Среди мер, направленных на борьбу с неинфекционными заболеваниями, наиболее рентабельными являются профилактические мероприятия.

В педагогических и медицинских вузах необходимо уделять особое внимание формированию доминанты «на лицо другого» [7] у обучающихся. Этому способствуют практические занятия на темы:

- Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества [3];

- Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны [4];

- Учет социокультурных и психофизических особенностей  пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров [9];

- Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности [8].

Таким образом, проблема борьбы с невежеством актуальна как на уровне медицинского сообщества, так и на уровне пациентов. Обусловленность парных понятий «добро и зло», «польза и вред», «правда и ложь» необходимо рассматривать в контексте модернизации систем образования и здравоохранения. Развитое критическое мышление обучающихся будет ими востребовано в процессе самообразования, при анализе информационных потоков и в ситуации принятия решения относительно выбора стратегий диагностики, лечения и профилактики болезней.


Библиографический список
  1. Автоэволюция российской системы здравоохранения: проблемы и перспективы саморазвития// Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 742-749.
  2. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.
  3. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  4. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  5. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  6. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  7. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  8. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  9. Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей  пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
  10. Ерохин С.А., Шаповал Г.Н. Врачебный менталитет в воспитательно-гуманистическом измерении медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. –  С. 103-106.
  11. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014.-  № 41-42. – С. 101-106.
  12. Карташова Е.А. Актуальные вопросы профилактики стрессов в студенческой среде медицинского вуза // В сборнике:  ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 120-124.
  13. Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
  14. Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца. диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук // ГОУВПО «Ростовский государственный медицинский университет». Ростов-на-Дону,- 2009. – 158 с.
  15. Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности применения триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ростовский государственный медицинский университет. Ростов-на-Дону, 2009.
  16. Карташова Е.А. Эффективность коммуникативной стратегии врача-кардиолога в лечении пациентов разного возраста. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 57-61.
  17. Карташова Е.А. Эффективность персонализированной терапии в рамках терапевтического сотрудничества при лечении пациентов разного возраста // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения, материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 78-80.
  18. Карташова Е.А., Кастанаян А.А., Нажева М.И., Жулитов А.Ю., Железняк Е.И. Эффективность применения тиотриазолина в комплексной терапии ишемической болезни сердца // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2016. – Т. 15. - № 3.-  С. 25-30.
  19. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.  - № 2 (58).  – С. 577-581.
  20. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.- № 2 (58).- С. 689-692.
  21. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 1 (57). – С. 698-704.
  22. Нажева  М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
  23. Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
  24. Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
  25. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  26. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность  контексте профессиональной социализации студентов российских вузов // 
    Universum: общественные науки.- 2016.- № 6 (24).- С. 4.
  27. Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
  28. Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
  29. Шаповал Г.Н. Компетентностный и биоэтический аспекты аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов-медиков. В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 163-166.
  30. Шаповал Г.Н. Роль коммуникативной компетенции в ходе профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-12. – С. 144–147.
  31. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  32. Шаповал Г.Н., Карташова ЕА. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Карташова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация