НООСФЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

Неделяева Анна Вячеславовна1, Горохов Андрей Иванович2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент факультета естественных, математических и компьютерных наук

Аннотация
В настоящей статье предлагается на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассматривать тему «Современный комплекс проблем безопасности». При обсуждении темы особое внимание уделяется ноосферному учению В.И. Вернадского. Авторами рассмотрен пример организации такого занятия в формате «круглого стола». Отмечено возрастающее значение формирования экологического мышления будущего выпускника вуза.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, ноосферное учение В.И. Вернадского, формирование экологического мышления


NOOSPHERIC ASPECTS OF THE MODERN COMPLEX SECURITY PROBLEMS

Nedelуaeva Anna Vyacheslavovna1, Gorokhov Andrey Ivanovich2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, candidate of biological sciences, assistant professor of the physiology and human safety department
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin, student of the Faculty of Natural, Mathematical and Computer Sciences

Abstract
We suggest to consider the theme "The modern complex security problems" at seminars for the course "Life Safety". In discussing the topic, we pay special attention to the doctrine of noosphere of V.I. Vernadsky. We have considered the organization of such training in "The round table" format. We noted the growing importance of the formation of ecological thinking of students.

Keywords: doctrine of noosphere of V.I. Vernadsky, formation of ecological thinking, life safety


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Неделяева А.В., Горохов А.И. Ноосферные аспекты современного комплекса проблем безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78084 (дата обращения: 19.04.2024).

Мировоззренческим ядром дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе является тема «Современный комплекс проблем безопасности». Что представляет данный комплекс проблем? Современный комплекс проблем безопасности – это представление  о совокупности взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества, при этом источниками угроз являются как природные причины, так и преобразованная жизнедеятельность человека [1, с.6].

При рассмотрении современного комплекса проблем безопасности при преподавании «Безопасности жизнедеятельности» в вузе одним из центральных вопросов является вопрос о формировании ноосферного экологического мировоззрения студентов.

Формирование экологического сознания у студентов высшего учебного заведения предлагается на основе ноосферных идей В.И. Вернадского [2, с. 33].

Сама формулировка понятия «ноосфера» представляет определенную сложность. Даже В.И. Вернадский не дает однозначного понимания термина «ноосфера», однако акцентирует внимание на том, что «ноосфера – это царство разума человеческого» (цит. по Маренчуку Ю.А., 2012) [2, с. 33]. Лейтмотивом учения В.И. Вернадского является единство биосферы и человечества.

За время существования человеческой цивилизации произошло изменение биосферы, «человек превратил ее в техносферу», при этом при антропогенном воздействии человека начинается нисходящая ветвь эволюции биосферы, «снижается биомасса, продуктивность и информационность биосферы» (цит. по Горелову А.А.) [3, с.13]. Известная риторическая фраза о том, что «пока еще нельзя ответить на вопрос, создаст ли в будущем человек сферу разума или своей неразумной деятельностью погубит и себя, и все живое» тоже не дает ответа на вопрос, что же будет дальше, каковы перспективы развития человечества.

Ученые горько шутят: «мировое сообщество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени». По мнению Батуриной И.Б., Криволаповой А.В.,  «человечество все же найдет путь развития, который будет носить гармонический характер взаимоотношений человека, общества и природы» [4].

В условиях усугубляющегося экологического кризиса формирование экологического мышления лежит в основе «формирования нормативно-ценностных структур сознания учащихся и студентов». Именно в образовательном и воспитательном процессах раскрывается нравственный смысл приобретенных знаний об ухудшающемся состоянии окружающей среды [5, с.184]. Сложность и неоднозначность мнений ученых  о путях выхода из экологического кризиса, противоречивость многих гипотез о перспективах устойчивого развития цивилизации и другие спорные моменты предопределяют и выбор способов обсуждения этих вопросов при изучении современного комплекса проблем безопасности в ходе учебного процесса студентов, например, в формате дискуссии.

Авторы Батурина И.Б. и Криволапова А.В. предлагают проведение бинарного урока  на тему «Глобальные проблемы современности». Данный урок может быть организован совместно для студентов 1 и 3 курсов ГБОУ СПО ПО «Волховского колледжа транспортного строительства» по дисциплинам «Обществознание» и «Основы философии». Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия – коллективный поиск решения, дискуссии [4].

На занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нами предлагается обсуждать глобальные проблемы современности и идеи ноосферы при изучении темы «Современный комплекс проблем безопасности». Занятие по теме «Современный комплекс проблем безопасности» проходило в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (Мининском университете). Занятие было проведено для группы ГТ-14 (студенты 3 курса, направление «География», профиль подготовки «Рекреационная география и туризм»).

Образовательные и воспитательные цели такого занятия могут совпадать с целями, описанными Батуриной И.Б., Криволаповой А.В., а развивающие цели могут отличаться.

Образовательные цели занятия:

  • Поднять знания студентов на новый уровень осмысления глобальных проблем;
  • Максимально актуализировать знания по другим дисциплинам [4].

Воспитательные цели:

  • Нравственное и экологическое воспитание студентов.

Развивающие цели:

  • Выявить причинно-следственные связи по анализу глобальных проблем современности;
  • Развивать навыки групповой работы в формате дискуссии «круглый стол».

Основные вопросы современного комплекса проблем безопасности студенты уже обсуждали на аудиторной лекции, в т.ч. вопросы национальной и международной безопасности. Вопросы по проблеме будущего цивилизации, ее устойчивого развития могут быть вынесены на дискуссию на аудиторное занятие. Нами на занятии по теме «Современный комплекс проблем безопасности» предлагаются следующие вопросы для обсуждения в формате «круглого стола».

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Вы считаете, создаст ли в будущем человек сферу разума или «своей неразумной деятельностью погубит и себя, и все живое»?
  2. Как Вы считаете, при оптимистическом сценарии развития ноосферы какие реальные меры способствовали бы становлению ноосферы?
  3. Как Вы считаете, при каком негативном сценарии «общество разума» так и не было бы достигнуто?
  4. Как Вы считаете, идеи устойчивого развития цивилизации созвучны идее ноосферы?
  5. Давайте проведем обсуждение статьи «Ноосфера глазами художника».

В статье отмечено, что в Мининском университете в 2013 г. проводился студенческий мини-конкурс «Ноосфера глазами художника», где будущие художники (студенты факультета дизайна) излагали свои взгляды на развитие ноосферы и даже рисовали небольшие эскизы по ноосферному будущему [6].

Итак, нами на занятии по теме «Современный комплекс проблем безопасности» были предложены несколько вопросов для обсуждения в формате «круглого стола». Необходимо отметить, что студенты предварительно не готовились к обсуждению вопросов темы, одной из задач преподавателя было выявить осведомленность студентов по проблемам будущего цивилизации и возможность поддержать дискуссию.

При обсуждении вопроса о будущем развитии человечества студентом Гороховым А.И. было высказано мнение, что при оптимистичном варианте развития цивилизации люди научатся получать все необходимые ресурсы из возобновляемых источников, поскольку использование невозобновляемых ресурсов и возрастающий ущерб окружающей среде приостанавливают развитие цивилизации  и нормальную жизнедеятельность, и, следовательно, недопустимы.

Данное утверждение относится как к выработке энергии, так и к освобождению жизненного пространства для численно возрастающего населения, а также и к устранению конфликтов любого рода, то есть к основным сферам жизнедеятельности человечества. Сейчас такой мир сложно себе даже представить.

Горохов А.И. считает, что будущее человечества в случае отказа от концепции устойчивого развития туманно и безрадостно. Цивилизация снова встает перед чашами весов, на одной из которых тотальная индустриализация с последующей массовой гибелью человечества вследствие перенаселения и деградации биосферы. На другой чаше весов – возврат к первобытному состоянию в полной гармонии с природой, а значит, отказ от  технологического прогресса, что тоже вряд ли возможно. Может быть, есть еще путь? Возможно, это путь сохранения шаткого баланса с постоянными, неизбежными перегибами в ту или иную сторону, который, так или иначе не сможет сохраняться вечно. Стало быть, человечество сейчас нуждается в новой концепции, которая обеспечит ему светлое и стабильное будущее.

Студентка Зайцева П.Д. предложила более оптимистичное видение перспектив развития цивилизации. В своем выступлении она отметила, что сейчас люди стали осознавать, что для дальнейшей жизни и существования человечества необходимо устойчивое и гармоничное развитие цивилизации вместе с природой. В настоящее время люди стали предпринимать необходимые действия для этого. Студентка высказала мнение, что ноосфера по современным представлениям – это гармония в отношении человека к природе и друг к другу. При обсуждении проблемы Зайцева П.Д. предложила следующие меры по улучшению состояния окружающей среды: сознательная забота об окружающей среде, минимальное вмешательство в природные процессы, рециклинг отходов и другие меры.

В ходе дискуссии по проблеме будущего цивилизации студенты обсудили и статью «Ноосфера глазами художника». Многие студенты полностью согласились с мнением Тюриной Е.А. о том, что ноосферное будущее наступит тогда, когда «каждый будет думать о природе, начнет «прислушиваться» к окружающему миру, принимать гуманные решения на основе сострадания, совести и чувства ответственности перед всем миром» [6].

Большинство студентов высказало мнение, что дальнейшая судьба биосферы зависит исключительно от человека. Было отмечено, что если люди будут бездействовать и игнорировать экологические требования,  то это может привести к гибели не только всего живого, но и человеческой цивилизации.

Многие студенты согласились с распространенным мнением, что ноосферное развитие должно базироваться на четком понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам [2]. Продолжение человеческого рода невозможно без сохранения природы. Человечество должно прийти к пониманию того, что современное общество сможет выжить, если только будет действовать сообща [2].

В заключении статьи можно отметить, что обсуждение идей ноосферы на занятии по теме «Современный комплекс проблем безопасности» может быть интересным и продуктивным. Однако формирование экологического мышления будущего выпускника вуза – задача непростая, безусловно, в рамках одного предмета ее решение не представляется возможным, на формирование экологического мировоззрения будут оказывать влияние различные факторы. Экологически ориентированное мышление формируется на протяжении всей жизни человека. Именно на  текущем этапе развития цивилизации «ноосферное учение становится доминирующим фактором формирования мировоззрения современного человека» [2].


Библиографический список
  1. Власова Л.М., Сапронов В.В. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. Учебно-методическое пособие. М., 2009.
  2. Горелов А.А. Экология. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008.  URL: http://kzdocs.docdat.com/docs/index-53103.html (дата обращения 12.01.2017).
  3. Батурина И.Б., Криволапова А.В. Бинарный урок «Глобальные проблемы современности». URL: http://festival.1september.ru/articles/615386/  (дата обращения 12.01.2017).
  4. Онищенко В.Л. Ноосферное учение В.И. Вернадского в системе современного экологического образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – №4. – С. 182-184.
  5. Маренчук Ю.А. Ноосферная концепция В.И. Вернадского и экологическая безопасность // Вектор науки ТГУ. – 2012. – №1 (19). С. 33-35.
  6. Неделяева А.В., Тюрина Е.А., Мячкова И.В. Ноосфера глазами художника // Перспективы науки и образования. – 2013. – №6. С.179-182.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Неделяева Анна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация