Одним из важных аспектов стратегического планирования является оценка факторов среды компании. В связи с нестабильной рыночной ситуацией в стране, каждая компания, в том числе и страховая, пытается выявить факторы и рыночные условия, которые определяют перспективы ее развития или обладают в текущем моменте неким «тормозящим» свойством. Мы предлагаем применить PEST-анализ и анализ экспертного мнения для выявления таких факторов и оценки уровня их влияния на процессы разработки стратегических планов страховой компании. В данной работе в качестве примера для исследования используется компания ПАО «Росгосстрах». По объемам собранной премии «Росгосстрах» в течение последних 5 лет занимает высшие позиции в рейтинге. В соответствии с лицензией ПАО “Росгосстрах” совершает операции: личное страхование: страхование жизни; страхование от несчастных случаев и болезней; добровольное медицинское страхование и пр. В страховом портфеле компании за 2015 год ОСАГО составляет (51,7%), Автокаско (16,7%), страхование имущества физических лиц (14%), личное страхование (11,1%). ПАО «Росгосстрах» имеет самую большую филиальную сеть среди страховщиков РФ – 83 филиала, 12 представительств, более 3500 подразделений. Главный офис компании находится в Люберцах (Московская область) [7].
В сентябре 2015 года решением единственного участника общества принято постановление о реорганизации ООО «Росгосстрах» в виде присоединения к ОАО «Российская государственная страховая компания» (ПАО «Росгосстрах»). Процесс реорганизации окончен 31 декабря 2015 года.
Стратегической целью ПАО “Росгосстрах” можно назвать «…абсолютное лидерство», «…закрепление репутации надежной, солидной и динамично развивающейся организации» [2]. Несмотря на имеющиеся «лидерские» качества в своей деятельности компания сталкивается с рисками и проблемами на рынке, которые связанные с качеством активов, ростом убыточности страхового бизнеса, необходимостью осуществления дополнительных вливаний со стороны акционеров и пр. Для снижения таких рисков и для разработки стратегических планов страховой компании нам требуется определить уровень влияния факторов среды, которые, в свою очередь, влияют на содержание стратегических планов компании и на сам процесс стратегического планирования.
Рассмотрим основные факторы среды. К внешним факторам можно отнести социальные, экономические, политические, юридические аспекты, с помощью которых определяется влияние ограничительными или стимулирующими мерами со стороны различных государственных органов, банков, инвестиционных фирм, общественных групп, политических сил и т.п. К внутренним же факторам мы отнесем, в первую очередь, стратегию компании, для реализации которой формируется потенциал, опыт и навыки менеджеров, которые необходимы для реализации планов, принципов компании и ведения бизнеса, которыми руководствуются в компании, моральные ценности и амбиции руководителей, а также общепринятые в рамках компании ценности и культура (PEST-анализ представлен в табл. 1).
Таблица 1. PEST– анализ факторов среды на примере ПАО «Росгосстрах»
Политические |
P |
Экономические |
E |
- Законодательная база в области регулирования страхового дела;
- Налоговое законодательство; - Взаимоотношение с местными органами власти |
- Уровень покупательской способности.
- Инфляция |
||
Социальные |
S |
Технологические |
T |
-Дополнительное обеспечение сотрудников предприятий
- Уровень демографии, заболеваемость населения |
- Степень информатизации
- Уровень обеспеченности трудового потенциала всем необходимым инвентарем - Обеспечение соответствующими технологиями |
Далее, используя 5-балльную шкалу, определим уровень влияния факторов среды в страховом бизнесе (1 –min) (табл.2)
Таблица 2. Определение влияния факторов среды на деятельность страховой компании
Факторы |
Эксперты |
Интегральное влияние фактора |
|||
Эксперт 1
(вес=0,4) |
Эксперт 2
(вес=0,3) |
Независимый эксперт (вес=0,2) | Авторское отношение
(вес=0,1) |
||
Макро факторы | |||||
Политические | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,7 |
Экономические | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Социальные | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Технологические | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,9 |
Микро факторы | |||||
Потребители | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Поставщики | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,1 |
Конкуренты | 4 | 3 | 4 | 3 | 3,6 |
Посредники | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,9 |
Внутренние факторы | |||||
Кадры | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Финансовая политика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Каналы сбыта | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,6 |
Рекламная политика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Рассчитаем влияние каждого фактора с учетом веса голоса экспертов по формуле:
, где ВФ – влияние фактора; Ф – фактор; ВГ – вес голоса (расчет представлен в табл. 2).
В качестве эксперта 1 выступил руководитель агентства по г. Пскову (Филиал ПАО СК «Росгосстрах» в Псковской области), эксперт 2 – страховой агент ПАО СК «Росгосстрах», независимый эксперт – преподаватель вуза, сфера научных интересов экономики в страховании. Анализируя табл. 1 можно сделать вывод: экспертное мнение согласовано (при расчете показатель составил более 75%). Далее представлен обобщенный анализ влияния факторов среды с учетом веса голоса экспертов.
Анализ позволяет утверждать, что из представленных макро-факторов наибольшее влияние оказывают экономические факторы. Причиной данного положения является существующая тесная зависимость между статусом людей (доходы, уровень жизни в целом). Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения страховой компании своих экономических целей, что в свою очередь влияет на формирование стратегических планов. Неудовлетворительные экономические условия, несомненно, снизят спрос на страховые продукты компании. Это значит, что влияние данного фактора следует обязательно отразить в стратегическом плане, например, при формировании ценовой (тарифной) политики.
Так же одним из главных микро-факторов являются сами потребители, которые своим покупательским поведениям определяют: получит ли страховая компания прибыль (или нет). Все многообразие внешних воздействий находит свое отражение именно в потребители и через него влияет на производство, его цели и стратегию. Поэтому в процессе разработки стратегического плана требуется максимально точно знать потребности клиентов, уровень спроса со стороны разных клиентских групп и разрабатывать для каждой из групп специальное предложение.
А так же одним из важных внутренних факторов является кадровый потенциал, который непосредственно влияет на стратегическое планирование. В связи с этим, существует объективная связь процессов развития персонала с развитием страховой компании, развитие человеческого потенциала (интеллектуального и социального), что является для страховой компании частью разработки стратегии.
И в результате проведенного анализа должно быть достигнуто: формирование всех ключевых видов деятельности, результативного применения системы многоканальных продаж, маркетинговых коммуникаций. При этом увеличение основной деятельности необходимо основывать в регионах, где у ПАО «Росгосстрах» раскручена уникальная сеть представительств, страховых отделов и агентств, а также центров и пунктов регулирования убытков.
В ходе анализа факторов мы выявили, что для разработки стратегического плана необходимы такие аспекты как маркетинг и развитие персонала страховой компании.
Сама стратегия и тактика маркетинга заключается в том, что не только главной целью является завладение страховым рынком, но и также необходимо осуществление постоянного контроля над формированием спроса, чтобы в определенном случае переделать стратегические программы и тактику конкурентной борьбы.
Повышение эффективности использования персонала – стратегическая задача страховых компаний. Развитие человеческого потенциала – это неотъемлемая часть для разработки стратегии. Человеческий потенциал выступает одним из главных факторов экономического роста, поскольку именно от его состояния зависит использование всех прочих ресурсов для разработки и развития стратегии.
Цель стратегического управления персонала – это обеспечение связанного и точного состояния внешней и внутренней среды формирования трудового потенциала страховой компании в расчете на предстоящий длительный период.
Можно также добавить, что политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство, в свою очередь, частично снимает с себя обязательства по возмещению всевозможных ущербов и убытков, в конечном итоге экономия значительных средств [5].
В целом можно сделать вывод, данные, полученные в процессе изучения рынка, являются основой разработки стратегии страховой компании. Стратегия дает возможность выработать оптимальную систему рыночных действий страховой компании, учитывающую состояние и динамику рынка. Она является воплощением и концентрацией всех усилий стратегии, направленных на гармонизацию отношений страховщика и страхователя, предполагающую удовлетворение страховщика размером получаемой прибыли и страхователя — качеством и номенклатурой страховых услуг при разумном (с точки зрения страхователя) размере страховой премии.
Библиографический список
- Электронный ресурс http://www.banki.ru/insurance/companies/rossiyskayagosudarstvennayastrahovayakompaniya/
- Зюкин Д.А. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2016 г.
- Официальный сайт ПАО «Росгосстрах» 1992-2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.rgs.ru.
- Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. Аксютина С. В. — 2014. — № 2 (70). — С. 115–126.
- Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р // Собрание законодательства РФ. — 2013. -№ 31. — Ст. 4255.
- Стратегия развития страховой деятельности в РФ: первые итоги, проблемы, перспективы: материалы XVI Международной научно-практической конференции (2–5 июня 2015 г., Ярославль) / ЯрГУ, РОСГОССТРАХ. — Ярославль, 2015. — 580 с.
- «Страхование сегодня» — страховой портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.insur-info.ru/
Количество просмотров публикации: Please wait