ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Смоловик Ольга Васильевна1, Шутова Наталья Вадимовна2
1Нижегородский Государственный Педагогический Университет имени Козьмы Минина, преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, аспирант кафедры классической и практической психологии
2Нижегородский Государственный Педагогический Университет имени Козьмы Минина, доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии

Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей отношения к изучению иностранного языка студентов на разных этапах обучения в ВУЗе. Экспериментальные материалы свидетельствуют, что ко второму курсу увеличивается число студентов негативно относящихся к иностранному языку. При этом, такие показатели как интерес к предмету, ценность знаний, самостоятельность в изучении предмета у второкурсников значимо снижаются.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, отношение, студенты


INVESTIGATIONAL STUDY OF STUDENTS' ATTITUDE TO LEARNING A FOREIGN LANGUAGE AT DIFFERENT GRADE LEVELS

Smolovik Olga Vasilyevna1, Shutova Natalia Vadimovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Teacher of the Department of Foreign Language Professional Communication, Postgraduate student of the Department of Classical and Practical Psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, PhD in Psychology, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Classical and Practical Psychology

Abstract
The article presents the results of investigational study deals with the students’ attitude to the process of foreign language learning at different higher education grade levels. Experimental material indicates that many second-year students have negative orientation to learning the foreign language.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смоловик О.В., Шутова Н.В. Экспериментальное исследование отношения студентов к изучению иностранного языка на разных этапах обучения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/74234 (дата обращения: 29.03.2024).

Вопрос оптимизации  изучения иностранного языка  в вузе непосредственно связан с мотивацией студентов. На сегодняшний день, имеется большой пласт работ,   посвященных данной проблеме. Среди них можно особо выделить исследования  М.В. Архиповой [1], А.И. Гебос [2], И.А. Зимней [3], Г.А. Китайгородской [4], А.К. Марковой[5], Е.Ю. Патяевой [6], Н.В. Шутовой [7] и многих других.

В контексте нашего исследования большой интерес представляет подход В.Н. Мясищева к мотивации личности. Ученый отмечал, что мотивация личности, также как и потребности, способности, убеждения являются видами отношений. В.Н. Мясищев определял отношение как одну из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности происходит в результате отражения человеком на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет [8].

Современные авторы, говоря о мотивации изучения иностранного языка, также выделяют категорию отношения.  В связи с этим целью настоящего исследования является изучение отношения студентов к изучению иностранного языка на разных этапах обучения.

В экспериментальном исследовании принимали участие студенты Нижегородского Государственного Педагогического Университета им. К. Минина г. Нижний Новгород в количестве 158 человек. Среди них  студенты 1, 2 и выпускного курса бакалавриата гуманитарного и психолого-педагогического факультетов. Возраст студентов от 17 до 21 года. Все испытуемые были разделены на 3 экспериментальные группы: 1 курс- 60 человек; 2 курс- 50 человек; выпускной курс- 48 человек. В эксперименте были задействованы студенты с разным уровнем успеваемости. С помощью методики Т.Д. Дубовицкой «Диагностика направленности учебной мотивации», нами были исследованы такие показатели как: ценность знаний; самостоятельность  в изучении предмета;  пассивность в изучении предмета; трудность в изучении предмета; интерес к предмету; негативное отношение к занятиям; негативное отношение к предмету.

Особенности отношения студентов 1 курса к изучению иностранного языка представлены на рисунке 1.

Рис.1 Отношение первокурсников к изучению иностранного языка

Как видно из рисунка 20,4% студентов 1 курса проявляют интерес к предмету. Данные студенты любят иностранный язык и проявляют неподдельное желание участвовать в учебном процессе, что непосредственно отражается на их успеваемости. Среди первокурсников 19,6 % признают ценность знаний, получаемых в ходе занятий по иностранному языку. Эти студенты нацелены на достижение образовательных результатов, они признают необходимость изучения иностранного языка в условиях современной образовательной системы. Тем не менее, 19,1% опрошенных имеют негативное отношение к занятиям. Данные студенты предпочитают либо не присутствовать, либо не работать в ходе занятий, поэтому задания выполняют некачественно или не в срок. Самостоятельность в изучении предмета проявляется у 14,2% испытуемых. Они проявляют инициативу в ходе занятий, и дополнительно самостоятельно изучают английский язык. У 11,2% первокурсников выявлена пассивность в изучении предмета, они стараются не проявлять инициативы и избегать дополнительных заданий. Среди первокурсников 9,2% имеют негативное отношение к предмету, эти студенты не видят необходимости изучать его. Для 6,3% испытуемых изучение английского языка вызывает трудности. Этим студентам тяжело дается предмет, возникают сложности грамматического, лексического и фонетического порядка, что негативно влияет на отношение к занятиям и к изучаемому предмету.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Среди студентов 2 курса показатели отношения к предмету выглядят следующим образом:

Рис 2. Отношение второкурсников к изучению иностранного языка

У 19,2% испытуемых обнаружено негативное отношение к занятиям и 18,2% студентов испытывают негативное отношение к самому предмету иностранный язык (против 9,2% первокурсников). Такой высокий процент (37,4) негативного отношения к иностранному языку на наш взгляд обусловлен возрастающими трудностями в его освоении. Данные результаты свидетельствуют о том, что второкурсники в большей степени увлечены специальными предметами, которые являются первостепенными для их будущей профессии, чем иностранным языком. Тем не менее, 18,1% опрошенных также выделяют ценность знаний, получаемых в ходе учебного процесса. У 14,1% студентов данной группы выражена самостоятельность в изучении предмета. Интерес к предмету иностранный язык испытывают 12,9% опрошенных. Данный процент существенно ниже по сравнению с 1 курсом (20,4%), это может свидетельствовать как о профессиональной направленности обучения второкурсников, в которой, по их мнению, иностранный язык занимает далеко не главное место, так и о неправильно подобранных методах обучения иностранному языку, которые не соответствуют возрасту и интересам студентов. Пассивность в изучении предмета проявляют 10,1% студентов второго курса. И 7,4% студентов испытывают трудность в изучении иностранного языка. Незначительно возрос данный показатель (6,3% у первокурсников) в связи с усложнением программы.

Как можно видеть, среди второкурсников увеличилось  число студентов (37,4%)  негативно относящихся к иностранному языку. У 7,4% испытуемых  выявлены трудности в изучении  языка. При этом, такие показатели как интерес к предмету, ценность знаний, самостоятельность в изучении предмета у  студентов второго курса  значимо понизились, что может свидетельствовать о неэффективных методах преподавания.

Остановимся на особенностях отношения к изучению иностранного языка студентов выпускных курсов.

Рис 3. Отношение выпускников к изучению иностранного языка

Большинство студентов выпускного курса (24,5%) признают ценность знаний, получаемых в ходе занятий по иностранному языку. Этот показатель является превалирующим именно у выпускников (против 19,6% у первокурсников и 18,1% у второкурсников) что связано с осознанием важности владения иностранным языком в современном мире для благополучия в профессиональной деятельности. У 21,2% опрошенных данной группы выявлен интерес к предмету иностранный язык, что также является лучшим результатам среди всех групп испытуемых. Мотивация к изучению языка непосредственно связана у студентов выпускного курса с отношением  к языку как ценности  повышающей конкурентоспособность выпускника. Самостоятельность в изучении предмета  демонстрируют 18,9% выпускников, против (14,2% у первокурсников и 14,1% у студентов 2 курса)  Среди выпускников 13,3% проявляют пассивность в изучении языка, у 12,4% студентов выявлено негативное отношение к занятиям, а 6,3%  студентов негативное относятся  к предмету в целом. Лишь 3,4% выпускников указали на трудности в изучении иностранного языка, что ниже по сравнению с другими группами испытуемых.

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты демонстрируют снижение показателей положительного отношения к иностранному языку у студентов 2 курса, что на наш взгляд связано с увеличением специальных предметов, усложнением учебного материала по иностранному языку, неэффективными методами преподавания. Экспериментальные материалы показывают, что студенты выпускного курса понимают всю значимость владения иностранным языком, это их мотивирует, улучшает их отношение к данному предмету и непосредственно влияет на успеваемость.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения в учебный процесс активных методов обучения способных повысить интерес к предмету и изменить отношение студентов к изучению иностранного языка.


Библиографический список
  1. Архипова М.В., Шутова Н.В. Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного языка школьниками / М.В. Архипова, Н.В. Шутова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1. – С. 68-71.
  2. Гебос А. И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении) / А. И. Гебос. – Кишинев : Штиинца, 1975. – 104 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 1986, с. 130–134.
  4. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Издательство Московского университета, 1986. — 175 с.
  5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  6. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. В изд.: Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. с. 289-313.
  7. Шутова Н.В. Белянкина Т.С., Чевачина А.В. К проблеме эмоциональной насыщенности учебной деятельности студентов на примере интегративно- интенсивного курса иностранного языка.Современные проблемы науки и образования 2015№4 с.236
  8. Мясищев В. Н. Психические функции и отношения // Уч. зап. ЛГУ. Л., 1949.№119
  9. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов//Казанский педагогический журнал №4, 2016.- с.168-171


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смоловик Ольга Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация