ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ЖИЛИЩНЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Леонтьев Александр Игоревич1, Новикова Наталья Валерьевна2
1Уральский государственный экономический университет, магистрант, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления
2Уральский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент, кафедра региональной, муниципальной экономики и управления

Аннотация
В настоящий момент жилищные накопительные кооперативы — это альтернативный способ накопления денежных средств для приобретения жилой недвижимости в собственность.
В данной статье рассматривается различные виды реализации бизнес-модели жилищных накопительных кооперативов. Целью исследования является выделение видов бизнес-моделей жилищных накопительных кооперативов. Данная статьи будет интересна для сотрудников муниципальных образований, органов контроля и надзора за деятельностью финансовых рынков, студентов и преподавателей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Леонтьев А.И., Новикова Н.В. Особенности реализации бизнес-модели Жилищных накопительных кооперативов в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85250 (дата обращения: 21.04.2024).

У каждой организации в современном мире есть своя бизнес-модель. Исходя из этого, можно сказать, что у жилищных накопительных кооперативов безусловно есть своя концепция ведения деятельности.

Для начала стоит понять, что представляет собой понятие «бизнес-модель». Под бизнес-моделью понимается компактное, упрощенное представление о бизнесе, предназначенное для целостного описания и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов [4].

В соответствие с Федеральный закон “О жилищных накопительных кооперативах” от 30.12.2004 N 215-ФЗ жилищные накопительные кооперативы являются некоммерческими организациями. В свою очередь некоммерческими организациями являются организации, которые [2]:

- не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

- не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Кроме того, бизнес-цели могут быть определены как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. Для коммерческих организаций бизнес-модели обычно сосредоточены на финансовых целях, таких как прибыль или создание материальных благ. Бизнес-планы некоммерческих организаций, а также правительственных агентств, как правило, сосредоточены на “организационной миссии”, которая является основой для их государственного статуса или их некоммерческой деятельности, хотя некоммерческие организации могут также сосредотачиваться на оптимизации доходов [3].

Значит, можно утверждать, что не только у коммерческих организаций есть бизнес-модели, но и некоммерческих.

На рынке представлены различные виды реализации бизнес-модели у жилищных накопительных кооперативов.

Исходя Федерального закона “О жилищных накопительных кооперативах” от 30.12.2004 N 215-ФЗ, деятельность жилищных накопительных кооперативов направлена на привлечение денежных средств у пайщиков для приобретения недвижимости и последующей передачей пайщику после выплаты полной стоимости пая кооперативу [2].

Рисунок 1 – Бизнес-модель ЖНК [1]

На текущий момент существуют несколько моделей жизнедеятельности жилищных накопительных кооперативов.

На примере ЖНК «Стройдеталь Центр» можно выделить способ взаимодействия Кооператива как «офис продаж застройщика». Сам ЖНК является офисом для привлечения денежных средств от потенциальных покупателей (пайщиков), которые заключают с застройщиком инвестиционные договора. Фактически потенциальные покупатели в самом деле это пайщики ЖНК «Стройдеталь Центр».

Пайщики вкладывают свои денежные средства в ЖНК для покупки первичного жилья, а эти денежные средства использует для финансирования строительства жилого объекта, в котором пайщик выбрал квартиру, или других проектов по своему усмотрению ЗАО «Нижневартовскстройдеталь», с учетом Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах» N 215-ФЗ.

Также стоит выделить модель жизнедеятельности кооператива как «ЖНК – застройщик» (инвестор). На примере ЖНК «Наш дом» в г. Перми Кооператив фактически является заказчиком (инвестором) и нанимает субподрядчика для строительства жилого дома для пайщиков. Но не всегда удачно такие проекты реализуются на практике, так как возникают массу нюансов при строительстве и вводе в эксплуатацию жилого дома. В конце строительства сам застройщик (инвестор) добровольно ликвидируется и становится товариществом собственников жилья.

Кроме того, жилищные накопительные кооперативы создаются с целью реализации региональных или федеральных программ с привлекательными условиями приобретения жилой недвижимости для населения. На текущий момент яркими примерами выполнения региональных или федеральных программ по повышению доступности жилья были созданы в Республике Башкортостан ЖНК «Жилищное строительство» и ЖНК «Жилищное строительство №2», которые реализуют объекты во взаимодействии с застройщиком ГУП «Фонд жилищного строительства» Республики Башкортостан.

Но в последнее время появился новый вид бизнес-модели ЖНК. В Республике Башкортостан в 2016 г. был создан ЖНК «Доступные метры». Уникальность данного жилищного накопительного кооператива в том, что потенциальные пайщики имеют возможность через платформу заочно ознакомить с проектами жилых комплексов через сеть Интернет. Также стоит упомянуть, что на электронном ресурсе представлены проекты жилых объектов различных застройщиков в Республике Башкортостан. На практике ЖНК «Доступные метры» привлекает денежные средства для покупки жилья для пайщика через платформу при накоплении 80 % от полной стоимости жилья. А также существуют различные программы взаимозачета жилья.

 

Рисунок 2 – Разновидности реализации бизнес-модели ЖНК

В заключении, автор делает вывод, что в настоящий момент существует одна бизнес-модель с особенностями деятельности жилищных накопительных кооперативов:

1. ЖНК во взаимодействии с застройщиком.

2. ЖНК в роли застройщика (инвестора).

3. ЖНК реализует предложения застройщиков через Интернет-платформу.


Библиографический список
  1. О жилищных накопительных кооперативах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 215-ФЗ – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Официальный сайт информационного ресурса «Audit-it.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/
  3. Официальный сайт информационного ресурса «EREPORT.RU» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: http://www.ereport.ru/
  4. Официальный сайт платформы «LPgenerator» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lpgenerator.ru/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Леонтьев Александр Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация