Научный руководитель:
Фатихова Л.Э. к.э.н., доцент,
Набережночелнинский институт (филиал) КФУ, Набережные Челны, Россия
Одной из центральных задач экономической политики АТП следует считать разработку и реализацию программы по достижению таких затрат на производство единицы транспортной продукции, которые не превышали бы аналогичные затраты конкурентов. Не менее важной задачей представляется правильный выбор тарифной стратегии предприятия на рынке транспортных услуг и определение реальных возможностей расширения (или сохранения освоенного) сегмента рынка. Достаточно значимыми выступают задачи полного и рационального использования всех видов ресурсов АТП. Высокая трудоемкость автотранспортных услуг определяет особое значение эффективного управления персоналом предприятия. Не вызывает сомнений необходимость мониторинга показателей адекватной оценки эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия с позиций анализа его платежеспособности.
Современный рынок постоянно меняется и проблема обеспечения экономической устойчивости предприятия обусловлена современной ситуацией рыночной экономики, характеризующейся высоким уровнем неопределенности, жесткой конкуренции и рисками и поэтому приспособление к изменениям является существенным преимуществом автотранспортных предприятий в борьбе с конкурентами. В этих условиях компании должны ориентироваться на новые принципы и методы организации, основанные, прежде всего, на совершенствовании внутреннего механизма управления устойчивым функционированием предприятий.
Крупнейшие автомобильные концерны активно поддерживают стремительный процесс международной экономической интеграции, в результате чего меняется характер, уровень конкуренции и сама структура мировой автомобильной промышленности [7].
Главным компонентом автотранспортного предприятия является экономическая устойчивость, которую нужно понимать не как систему, а комплексную характеристику предприятия и финансовая сторона экономической устойчивости является важнейшим элементом устойчивости.
Экономическая устойчивость предприятия представляет собой комплекс структурных составляющих, объединенных одной целью [1]. Каждый элемент данного комплекса взаимосвязан и зависит от деятельности предприятия. Высокая устойчивость обеспечивает независимость предприятия от изменения рыночной конъюнктуры и уменьшает риск банкротства.
Многие западные и отечественные экономисты посвятили научные труды проблемам управления устойчивого развития, которые являются теоретическим основанием для рассмотрения сущности понятия «экономическая устойчивость предприятия».
В современном экономическом словаре «устойчивости» дается следующее определение: неподверженность риску убытков и потерь, постоянство [4, с.530]. Согласно этому определению «устойчивости» это возможность системы сохранять характеристики неизменными и гибко реагировать на все внутренние и внешние изменения.
По мнению других авторов, устойчивость – возможность предприятия сохранять состояние равновесия в процессе своего функционирования, не выходя за пределы области значений ключевых параметров, обеспечивая допустимую степень риска, свободный маневр, адаптации и выполнение поставленные задачи [1,6].
Устойчивость предприятия характеризуется так же стабильностью функционирования предприятия, снижением возможных потерь от негативного влияния среды, развитием в соответствии с современными рыночными, технологическими, организационными и ресурсными условиями хозяйствования.
Следующее определение «устойчивости» – «сбалансированное равновесное состояние экономических ресурсов». [3].
Влияющие факторы можно разделить:
- на основные внешние факторы: общеэкономические (инфляция, нестабильность налоговой системы и законодательства, снижение доходности населения и т. п.) и рыночные (снижение емкости рынка, снижение спроса, нестабильность валютного рынка и т. п.);
- внутренние факторы.
Внутренние факторы можно разделить на четыре группы:
- технологические, обеспечивающие постоянство поставок ресурсов для всех технологических звеньев производства и характеризующие технологический уклад производства;
- организационные, определяющие уровень специализации производства, стратегию и тактику предприятия, уровень использования человеческого капитала, инвестиционную и инновационную деятельность, степень и совершенство маркетинга и менеджмента, а также деловой активности предприятия;
- финансово-экономические, определяющие производительность факторов производства, затраты на производство, объем товарной и валовой продукции, поставку средств, объем выручки от реализации продукции, сбыт продукции, данные факторы влияют на цены, страхование, финансирование из бюджета, стимулирование труда, тарифы, кредиты, дотации, налоги;
- социальные факторы определяют развитие предприятия и его потенциал в социальном аспекте (материальное благосостояние работников, развитость социальной инфраструктуры, кадровое обеспечения, условия труда, демографическая ситуация и т. д.).
Внутренние факторы являются приоритетными в создании экономической устойчивости предприятия, поскольку предприятие может ими управлять.
Большое число факторов экономической устойчивости позволяет определить виды устойчивости в экономическом аспекте:
- внутренние влияют на состояние предприятия;
- внешние обуславливают стабильностью экономической среды;
- унаследованные (сформированные в течение нескольких лет и при наличии определенного запаса финансовой прочности) способны защищать предприятие от резких негативных изменений или дестабилизирующих факторов;
- финансовые (отображающие стабильное превышение доходов над издержками предприятия, состояние ресурсов) обеспечивают их эффективное использованию, расширению и обновлению;
- организационно – правовая устойчивость определяет функционирование предприятия в рамках законодательного и правового поля.
По функциональному признаку составляющие экономической устойчивости предприятия можно разделить на: кадровую, финансовую, производственную, инвестиционную, маркетинговую и управленческую. Данные составляющие являются сложной системой, и характеризуются системой показателей.
Для достижения устойчивости функциональные составляющие устойчивости должны базироваться на последовательном едином подходе и каждая из составляющих характеризуется своим перечнем мероприятий, способствующие их устойчивости.
Система мониторинга дает возможность оптимизировать устойчивость в соответствии с перспективами развития.
Ведущей составляющей экономической устойчивости является его финансовая составляющая, поскольку в рыночных условиях хозяйствования финансы признаются движущей силой любой экономической системы. Когда автотранспортное предприятие обладает устойчивым финансовым состоянием, то имеется возможность вкладывать средства в разработку новых проектов, услуг, осваивать новые рынки сбыта, обеспечивать кадровую устойчивость и эффективный процесс управления.
Управление производственным процессом лучше осуществляется с помощью гибких планов, правильному использованию элементов производственной системы, действенному контролю над всеми видами деятельности.
Конечными целями в обеспечении устойчивого производственного процесса являются: оптимальный объем и качество услуг, получение прибыли, постоянный контакт с клиентами, обслуживание после выполнения услуг, удовлетворение потребителя [5].
Достижение основных целей производственного процесса автотранспортного предприятия, его устойчивости, может обеспечить только постоянный контроль эффективности производства и ресурсным обеспечением.
Важность кадровой составляющей заключается в том, что от корпоративной культуры, интеллекта коллектива зависит конкурентоспособность предприятия, что определяется конкурентоспособностью продукции предприятия.
Маркетинговая составляющая предполагает максимально полное использование рыночных условий для получения прибыли [2].
Итак, к основным мерам обеспечения экономической устойчивости можно отнести оптимальный объем продаж услуг, удовлетворение спроса потребителей, качество оказываемой услуги.
Регулярный контроль над повышением производства обеспечивает выполнение основных целей производственного процесса предприятия и является гарантом экономической устойчивости. Предприятие также должно видеть стратегическое будущее своего состояния и постоянно обеспечивать стабильность развития, что невозможно без устойчивости предприятия.
Такая стратегия способствует укреплению конкурентных возможностей предприятия и приводит к экономической устойчивости. Инвестиционная составляющая занимает важное место, от ее уровня зависит инвестиционная привлекательность предприятия. Поддержка экономической устойчивости обеспечивается путем увеличения инвестиционной привлекательности, мерами обеспечения которой направлены на оптимизацию форм и видов инвестиций, повышением эффективности инвестиционной деятельности и уменьшением инвестиционных рисков.
Таким образом, проведя анализ оценки экономической устойчивости автотранспортного предприятия можно сказать, что необходимо рассматривать как совокупность ее взаимообусловленных и взаимосвязанных составляющих, которые при любых условиях обеспечивают способность к организации деятельности предприятий.
Библиографический список
- Бурогонов О. В. Модернизация российской экономики / О.В. Бурогонов, Т.А. Черняк, С.В. Удахина, Е.В. Ушакова // СПУУЭ. –2015. – С. 466.
- Лукаш Ю. А. Работа по подбору, оценке и контролю персонала/ Ю.А. Лукаш // Юстицинформ. – 2015. – С.100.
- Мельников В. А. Основания экономики. Монография / В.А. Мельников // СФУ. – 2015. – С. 194
- Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовсткий, Е.Б. Стародубцева // Инфра–М. – 2015. – С 770.
- Сербиновский Б. Ю. Экономика фирмы / Б.Ю. Сербиновский // РЭУ им. Г. В. Плеханова, – 2015. – С. 66
- Чечевицына Л. Н. Экономика организации / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова // Феникс. – 2016. – С. 374.
- Фатихова Л. Э., Нуртдинов И. А., Сотников А. М. Сделки слияний и поглощений компаний автомобильной промышленности.// Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 67-70.
Количество просмотров публикации: Please wait