УДК 2-67

ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье рассматривается изменение статуса церкви в процессе инновационного этапа развития человечества, выявляется ее роль в современном обществе. Также в рамках работы производится социологический опрос, с целью выявления мнения молодого поколения по отношению к данной проблеме.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Церковь в современном обществе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85232 (дата обращения: 23.09.2018).

На сегодняшний день авторитет церкви резко падает в газах подрастающего поколения. Можно предположить, что это связанно с рядом нескольких причин. Во-первых, научно-технический прогресс, который произошел благодаря научно-технической революции во второй половине XX – начале XXI века. В этот период наука является основным фактором производства, а сфера услуг широко развита. Это способствует снижению коммуникативных отношений и обесцениванию человеческих ресурсов, которые можно заменить машиной. Во-вторых, существование светского государства. Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями. Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. [1]. Из этого следует, что в компетенции государства не входят вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви. Государство их регулированием не занимается, потому что не имеет на это права. Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями. По мнению, Победоносцева и Солоневича изгоняя церковь из сферы общественных отношений, государство само подрывает свои основы: оно базировалось на церковных (религиозных) началах, а затем объявило эти начала несущественными для государственной жизни.[2]. Таким образом, если данная проблема будет прогрессировать, то мы получим следующий облик современного человека. Он не будет желать повышать уровень своей высшей природы, во многом пытаясь заменить её. У него будет отсутствовать национальное самосознание. Он отдаст приоритет удовлетворению своих социальных потребностей и приобретению материальных благ, отодвигая на второй план духовное развитие личности, которое в частности прививает церковь. Целью деятельности религиозных организаций является, формирование духовно-нравственных ценностей, определяющих комплекс социальных норм, в рамках которых человек должен строить свою жизнь, отношения с другими людьми и государством. Однако, в том числе и в результате определенных действий государства, связанных с ограничением роли церкви в обществе, она утрачивает реальную возможность влиять на общество и превращается в формальный институт, лишенный внутреннего содержания. Это ведет к духовной деградации общества и создает благоприятную почву для общественных конфликтов и противоречий. В данном случае возврат к истинным духовным и общественным ценностям должен происходить при помощи государства.

Возможно, для решения данной проблемы необходимо сохранить автономию церкви, чтобы она самостоятельно реализовывала свои функции в гражданском обществе. Но в этот же момент, чтобы у нее была поддержка со стороны государства. Чтобы ее деятельность была подкреплена властными структурами. Иначе это приведет к появлению в гражданском обществе дестабилизирующего, разъединяющего фактора. Победоносцев считал, что задачей государства как гражданского союза является создание условий для жизни, базирующихся на соблюдении духовных и нравственных норм. Таким образом, делает вывод автор, разделение церкви и государства неверно по своей сути, т.к. оно ведет к духовному раздвоению личности человека, уничтожая веру в государство, которое живет не по законам Божьим, а по своим собственным. [2].

В рамках данного исследовательского проекта был проведен социологический опрос. С целью выявления исторического сознания данной проблемы. Ответы поступили от тридцати пяти человек в возрасте от 17 до 20 лет, имеющие социальный статус студент. Большая часть, а именно 75% православные люди, 15 % являются атеистами. Проделав более детальный анализ, было замечено, что к категории атеист отнесли себя молодые люди в возрасте 15-17 лет, большинство из них мужского пола. У всех спрашивалось, как часто они посещают церковь: 80 % ответило очень редко, 14 % реже, чем хотелось бы, а 3% затруднились с ответом. Тут мне пришлось столкнуться с необычным фактом. Исходя из того, что 75% верующих, всего церковь, хотя и очень редко, но посещают 95% людей, если опираться на их выбор ответа. Думаю это можно объяснить тем, что, будучи даже и нерелигиозным гражданином. Человек посещает церковь просто потому что, так положено, либо по наставлению родителей и родственников, которые более тесно связаны с христианскими вероучениями. Эти слова подтверждаются тем, что у 82 % опрашиваемых практически все родные и близкие являются верующими, у 8 % очень мало, кто верит, причем так, отвечали атеисты. Выяснялось, какие функции выполняет церковь. Первый  по популярности ответ является гедоническая (приносит духовное умиротворение), второй – нравственно-воспитательная, третий – ценностно-ориентировочная, и лишь на четвертом национальная. Несмотря на то, что церковь действительно играет большую роль в социализации личности, 85 % утверждают, что подрастающее поколение далеко от религиозной сферы. Соответственно, нынешняя молодежь не олицетворяет в себе нравственные и духовные качества, которые провозглашает церковь. К тому же, 60 % думают, что на сегодняшний день институт церкви пользуется не таким большим спросом, как раньше. Лишь 20 % считают, что он востребован, были и те, кто ответил, что полностью утратил свою необходимость.

На основании изученного материала можно сделать следующий вывод. Современные церковно-государственные отношения строятся на принципе автономности  и невмешательства в дела друг друга. Это привело, к тому, что роль и авторитет церкви заметно уменьшились. Она является формальным институтом, не способным в полной мере обеспечить политическую стабильность общества, укрепить его духовно-нравственное здоровье, сберечь весь российский народ. Анализ российских церковно-государственных отношений показывает, что церковь и государство в ближайшей и обозримой перспективе будут опираться на автономность и партнерство как на базовые принципы своей совместной деятельности. Более того, решение проблемы взаимоотношений церкви с обществом и государством становится потенциально возможным в условиях экономического и политического развития постсоветской России. Страна, находясь в самом начале своего пути по формированию демократических основ, в которой только еще набирает силу гражданское общество, не могла не избрать единственно правильного направления в своем движении как обеспечение всем здоровым силам общества, в том числе и церкви, равных и свободных возможностей для участия в созидательной работе. [3].

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. ст. 14
  2. Шафеев А. Сравнительный анализ взглядов К.П. Победоносцева и И.Л. Солоневича на роль церкви как общественного института при взаимодействии общества и государства// Власть.2012. — № 3. — с. 2 — 3.
  3. Катин В.И. Взаимоотношения церкви и российского государства: статус-кво и перспективы//Теория и практика общественного развития. 2013. — с. 281.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Илюшина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация