ПРИЧИНЫ ВСТУПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА И ЦЕННОСТИ, КОТОРЫЕ ИХ ПРИВЛЕКАЮТ

Ястребцова Анастасия Сергеевна
Кубанский государственный университет
магистрант кафедры социологии

Аннотация
Данная статья посвящена обзору причин присоединения людей к эзотерическим сообществам, а так же тем основным ценностям, которые заложены в этих сообществах и являются привлекательными для потенциальных участников. Согласно проведенному исследованию, выделено 5 основных причин вступления в эзотерические сообщества и 9 базовых ценностей учений, на которых базируются эти сообщества.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ястребцова А.С. Причины вступления людей в эзотерические сообщества и ценности, которые их привлекают // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85223 (дата обращения: 14.03.2024).

Эзотерические сообщества сегодня пользуются определенной популярностью, поэтому мы постарались выяснить, каким образом люди присоединяются к этим сообществам и что их к этому подталкивает. Не стоит так же забывать, что любое эзотерическое сообщество основано на учении, которое несет свои ценности, которые и являются привлекательными для определенной категории людей.

Эзотерические сообщества претендуют на роль духовной основы жизни людей. Следовательно, основной причиной обращения к духовным учениям должен быть именно этот поиск духовной основы.

В ходе исследования было выявлено, несколько основных причин присоединения к эзотерическим сообществам:

  1. Поиск оздоровления;
  2. Поиск путей выхода из сложных ситуаций;
  3. Поиск путей самосовершенствования;
  4. Желание постичь духовную основу жизни;
  5. Присоединение вслед за друзьями, родственниками.

Если смотреть по пирамиде потребностей Маслоу, то можно отметить, что эзотерические сообщества удовлетворяют совершенно различные по уровню потребности. Потребность в самоактуализации является высшей потребностью, и она потенциально удовлетворяется сообществами (первая причина присоединения). Потребность познавательная (пятая) так же удовлетворяется эзотерическими сообществами через передачу знаний о духовном мире (вторая причина присоединения). Потребность в принадлежности может быть выражена в третей причине присоединения к сообществам. А так же потребность в безопасности является основой четвертой причины присоединения.

Как мы видим, лидирующие позиции занимают поиск оздоровления и поиск путей выхода из сложных ситуаций. Эти два пункта являются очень актуальными в настоящее время, поскольку ускоряющийся темп жизни и усложняющееся общество ведет к появлению огромного количества стрессовых ситуаций, следствием которых часто выступают проблемы со здоровьем и другие жизненные неурядицы.

Во многих случаях люди, которые не верят в традиционную медицину, или которые отчаялись получить от нее желаемый результат, обращаются к эзотерическим сообществам, поскольку все наслышаны о чудесах исцеления знаменитых мастеров.

Эзотерические сообщества часто предлагают значительный спектр оздоравливающих мероприятий от обычного иглоукалывания и точечного массажа до специфических техник оздоравления энергетических полей и кармы. Зачастую люди, которым помогают такие методики лечения, начинают увлекаться эзотерическими учениями и приобщаются к ним.

В случае, когда возникает необходимость решить сложную жизненную ситуацию, многие люди обращаются к духовным учениям (будь то религия или эзотерические учения). Существует определенная категория людей, которая в силу определенных обстоятельств не доверяет традиционным религиям и не верит в их способность помочь. Причины этого могут быть разные: негативный прошлый опыт, недоверие в целом, несоответствующие традиционным религиям взгляды, недостаток в традиционных религиях действий, которые человек мог бы совершать для получения результат т.е. потребность в большей активности действий, нежели предполагают традиционные религии и т.д.

Люди, которые исчерпали для себя возможности социальные и возможности, предоставляемые традиционными религиями, часто обращаются к эзотерическим сообществам. Те же, в свою очередь, располагают значительным запасом теоретических и практических рекомендаций, которые человек может применить для решения своей проблемы. Если эти методы работают, человек чаще всего начинает достаточно сильно углубляться в то сообщество, которое ему помогло.

Эзотерические учения предлагают обширный перечень упражнений, направленных на совершенствование тела, дух и разума. Как правило, люди, ищущие пути духовного самосовершенствования часто находят способы для этого в таких сообществах. Это могут быть самые разные упражнения, направленные на совершенствование различных сторон человека: от физических упражнений йоги до умения созерцать нео-саньясы. Часто, люди, увлекающиеся практиками саморазвития в этой сфере, со временем начинают хорошо разбираться во многих учениях, поскольку постоянно ищут новые способы совершенствования в различных учениях. Они редко принадлежат к какому-либо одному сообществу, чаще занимаясь интегрированием знаний из многих.

Достаточно небольшая категория людей, которая присоединяется к эзотерическим сообществам – люди, ищущие духовную основу как таковую. Зачастую это люди, которые по каким-либо причинам разочаровались в традиционной религии или которые еще не выбрали для себя, во что верить. Такие искатели часто встречаются среди молодых людей, которые каким-либо образом знакомятся с эзотерическими сообществами. Иногда их привлекает сам антураж необычности, иногда это бывает своеобразный бунт против традиционных представлений, многие молодые люди присоединяются из-за ощущения соединенности с некой магией в повседневной жизни.

Такие искатели духовной основы делятся на две категории: те, кто нашли ее, и те, кто все еще ищут. Как правило, первые остаются самыми ярыми приверженцами какого-либо учения, в то время как вторые переходят из одного в другое, продолжая свой поиск иногда до бесконечности.

Отдельная категория, это те, кто присоединился к сообществам вслед за друзьями, родственниками, знакомыми. Их так же можно разделить еще на две группы: те, кто оказался вовлечен с детства и те, кто оказался вовлечен в сознательном возрасте. Первые обычно отличаются тем, что с детства хорошо знают все основы учения, практики и часто, не представляют себе другой духовной основы в жизни. Они остаются на всю жизнь в эзотерических учениях, хорошо в них разбираются, хотя часто совершенно не знакомы лично с первоисточниками. Вторая же группа самая нестабильная в эзотерических сообществах. Это люди, которые часто меняют предпочтения, то входят, то выходят из сообществ, и в целом остаются не сильно вовлеченными, если только в следствии их вовлеченности эти люди не находят в них способы оздоровления, решения проблем или саморазвития.

В целом, можно сказать, что эзотерические сообщества зачастую справляются со своей ролью духовной основы. Как мы видим из описания причин присоединения к ним, практически в каждом случает происходит перевод эзотерических учений из способа решения проблемы в некую духовную основу: если человек находит оздоровление, он присоединятся к учению, и оно становится его духовной основой; если человек находит выход из сложной ситуации, он присоединятся к учению, и оно становится его духовной основой; если человек находит пути самосовершенствования в эзотерических учениях, его духовной основой часто становится интегральная эзотерика; если человек искал духовную основу и нашел ее в эзотерических учениях, то они ей и становятся; если человек с рождения привык опираться на эзотерические учения, как на духовную основу, зачастую так оно и остается на всю жизнь.

Итак, к основным причинам присоединения к эзотеическим сообществам относятся: поиск оздоровления, поиск путей выхода из сложных ситуаций, поиск путей самосовершенствования, желание постичь духовную основу жизни, присоединение вслед за друзьями, родственниками. Эзотерические учения, в целом, справляются со своей ролью духовной основы жизни.

Однако, основным вопросом остается следующий: что же привлекает всех этих людей в эзотерические сообщества, какие ценности в них являются более привлекательными, чем все остальные альтернативы решения проблем?

Основные духовные ценности, которые заложены в эзотерических учений являются одинаковыми, в то время как пути и средства их достижения значительно отличаются. Так же отличается и оболочка учений.

В целом все эзотерические учения можно разложить по определенной схеме:

1)    Ядро, которое является общим для всех эзотерических учений, и способы и практики постижения ядра, являющиеся различными в различных учениях;

2)    Понятийная и концептуальная оболочка, в которую входят способы и практики постижения оболочки;

3)    Общеизвестные начальные понятия и концепты учения.

Таким образом, первое, с чем сталкивается обыватель это третий уровень, т.е общеизвестные начальные понятия и концепты учения. Например, понятие аура и концепция биополей человека, что они из себя представляют, и как они работают.

Далее, углубляясь в эти понятия, человек сталкивается с более тонкими законами и концепциями, которые, как правило, рассказывают мастера на семинарах, занятиях, либо они могут быть описаны в узкоспециализированной специфической литературе. На этом этапе человек знакомится со способами влияния на биополя, способами работы с ними, узнает определенные практики, которые необходимо выполнять, чтобы добиться желаемых результатов работы с биополями.

И наконец, углубившись в эти практики и концепции, человек приходит к смысловому ядру учения.

Для того чтобы понять, что это ядро одинаково, не достаточно просто разобраться в одном учении. Необходимо тщательно изучить достаточно большое количество учений, чтобы прийти к, так называемой, интегральной эзотерике, которая сейчас набирает все большую популярность.

Интегральная эзотерика – это смесь эзотерических учений, которую, как правило, проповедует мастер, разобравшийся во многих учениях и вычленивший из них основную, самую рабочую информацию. На этой основе мастера часто создают определенные курсы, семинары, вебинары, на которых не вовлекают людей в какие-то конкретные учения, но привлекают их непосредственно к ядру, которое, напомним, одинаково во всех учениях. Со временем у мастера формируется свой подход к объяснению ядра, т.е. формируется понятийная и концептуальная основа, представляющая собой смесь существовавших до этого учений, рождаются свои практики и способы уяснения этих понятий и в итоге рождается новое учение.

Так случилось с Владимиром Жекаринцевым, так случилось с Ошо, так случилось с Георгием Гурджиевым и многими другими знаменитыми мастерами.

Итак, что же это за ядро, которое никогда не меняется? Выделим основные тезисы:

  • Жить здесь и сейчас;
  • Высшая ценность бытия;
  • Уход от общественного сознания;
  • Мысль материальна;
  • Принятие полной ответственности за себя;
  • Человек – бог;
  • Реальность вечности, бесконечности, всесущности;
  • Ценности любви, радости, свободы, благодарности и прощения;
  • Умение управлять своим сознанием, телом и своей энергией.

Эти тезисы и являются той духовной основой, которую в итоге предлагают своим приверженцам все эзотерические учения. Все остальное, как правило, относится к оболочке и способам достижения понимания этих базовых принципов.

Итак, во всех эзотерических учениях можно выделить ядро, которое оказывается общим для всех учений. Основные постулаты этого ядра следующие: жить здесь и сейчас, высшая ценность бытия, уход от общественного сознания, мысль материальна, принятие полной ответственности за себя, человек – бог, реальность вечности, бесконечности, всесущности, ценности любви, радости, свободы, благодарности и прощения, умение управлять своим сознанием, телом и своей энергией.


Библиографический список
  1. Бекарюков М. В. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСИЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЭЗОТЕРИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ [Электронный ресурс] // НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»: сайт. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-predposylki-usileniya-interesa-k-ezotericheskim-ucheniyam (дата обращения: 7.02.2017)
  2. Тирикьян Эдвард. К социологии эзотерической культуры // http://cyberleninka.ru/article/n/k-sotsiologii-ezotericheskoy-kultury (дата обращения: 01.03.17)
  3. Бекарюков М. В. Социокультурный феномен эзотерики // http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-fenomen-ezoteriki (дата обращения: 28.02.17)
  4. Экхарт Толле. Сила момента Сейчас //http://powerofnow.bib.bz/ (дата обращения: 20.11.16).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ястребцова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация