УДК 37.04

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье рассмотрен метод личностно-ориентированного обучения. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и действенных в педагогической сфере. Это объясняется тем, что постоянно развивающееся общество нуждается в формировании индивида, который способен быть самим собой в различных жизненных ситуациях и умеет следовать своей природе. К тому же, современную систему образования необходимо строить на более новых методах, основу которых составляет гуманизация взаимоотношений.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Применение метода личностно-ориентированного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85153 (дата обращения: 07.06.2018).

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

— Л. Н. Толстой

Многие педагоги, за последнее время, все больше склоняются к таким технологиям обучения, где ученик является центральным ориентиром. Личностно-ориентированное обучение – такой вид обучения, в котором совместная деятельность обучающегося и педагога в большей степени ориентирована на психологические особенности ученика и специфику личностно-предметного моделирования образовательного процесса. Исследования, осветившие технологию личностно-ориентированного обучения, принадлежат таким ученым, как Г.Г. Кравцова, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская. Некоторые из них согласны с тем, что основным условием успешного образовательного процесса является применение индивидуального подхода в обучении. Личностно-ориентированное обучение производит учет особенностей обучающихся и предполагает использование иной методологии при конструировании педагогического процесса. Она включает собственно-личностные функции и субъективный опыт ученика. Именно поэтому такой метод составляет оппозицию традиционному. Стоит подчеркнуть, что традиционная модель бучения заранее представляет образ обучающегося, как набор определённых социальных функций и исполнителя определенного поведения, зафиксированного в обществе. Личностно-ориентированное обучение, же в свою очередь, нацелено на раскрытие индивидуальных способностей и безграничное развитие обучающегося. Это подразумевает под собой построение индивидуальной работы с учеником, исходя из его психологических особенностей и уникальности мышления. Более того, необходимо конструировать методические рекомендации и дидактический материал, так чтобы соблюдать принцип субъектности образования. То есть не с предметом к детям, а с детьми к предмету.

1. Дидактический материал должен соответствовать следующим требованиям:

  • Знания должны преподноситься в структурированном виде и согласовывать с предшествующим опытом обучения;
  • Учебный материал должен быть вариативным, чтобы ученик мог сам определиться в выборе задания;
  • Образовательная деятельность ученика должна стимулироваться возможностью самовыражения и саморазвития в ходе получения знаний;
  • Учащимся следует самим разрабатывать и выбирать наиболее эффективные способы освоения учебного материала;
  • Необходимо производить оценку результатов, также оценивать процесс учения, который осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

2. Методические приемы модели личностно-ориентированного урока:

  • В начале каждого урока учителю следует осветить изучаемый вопрос и рассказать план действий, разбив его на задачи. Желательно сделать так, чтобы дети имели визуальный образ о предстоящей работе на уроке, который смог бы у них вызвать наибольшую заинтересованность и вовлеченность. Для этого, учитель проводит объяснение четким и живым тоном голоса, параллельно, задавая вопросы, так чтобы ученики сами приняли участие в процессе освоения знаний;
  • При выборе источников знаний новой темы, учитель должен провести анализ качественных характеристик их усвоений, их объем, предусмотренный школьной программой, системности, действенности и гибкости;
  • Важно на протяжении всего урока соблюдать диалоговую форму общения. Она обеспечит активную позицию каждого обучающегося, научит взаимодействию, взаимопомощи при решении конкретных заданий. В то же время научит проводить проверку и корректирование недочетов в работе друг друга. Осуществлять самоконтроль и самоанализ в динамике выполнения знания, обсуждать результаты. Особенности такой коммуникационной связи развивает у обучающихся способность к контакту, помогает преодолеть неуверенность в учении и свои внутренние страхи, расширяя зону комфорта;
  • Личностно-ориентированное обучение предполагает, что знания, умения и навыки не являются вещественными предметами, которые преподаватель может передать ученикам. Поэтому обучающийся должен активировать собственную деятельность, с целью генерирования и добычи новых знаний. При выполнении самостоятельной работы следует проявлять особенное внимание к умственным стараниям учеников, соблюдать и поддерживать дисциплину, обеспечивать всевозможными источниками и справочными материалами. Создать, такую атмосферу, которая придаст ученику чувство собственной важности, уважения к себе и своему образовательному процессу;
  • В завершении урока провести рефлексию, сделать основные вводы по проделанной работе. Выяснить у обучающихся, какие новые знания они приобрели, какие проблемы встретились им на пути усвоения новой темы, и как они их преодолели. Если учитель понимает, что урок получился плодотворным и результативным, ему следует поблагодарить каждого за успешную работу. Однако некоторые уроки протекают не так удачно, поэтому учителю следует признаться в этом перед детьми, постараться выявить, что послужило причиной тому и какие факторы повлияли на это. Предъявить замечания к самому себе, спросить мнение учеников и выслушать их пожелания. Также необходимо, чтобы дети сами произвели оценку урока. Поделились своими впечатлениями, что им было интересно, что больше всего понравилось и запомнилось, или наоборот, что не удовлетворило их ожидания;
  • При оценке проделанной работы особое внимание следует уделять стараниям, упорству и силам, которые были потрачены учеником на уроке. Не стоит заострять внимание на то выполнены ли верно все задания, потому как основными задачами является поощрить обучающегося за смелость ума, творческий подход, самостоятельность, оригинальность, похвалить за достижение личного успеха, мотивировать его на дальнейшую продуктивную деятельность, в которой он будет совершенствовать свои навыки.

Таким образом, учитель осуществляет организацию образовательной среды, где ученик, используя определенную технологию и собственный потенциал, реализует личностные качества. Так учитель является координатором и организатором творческой деятельности в процессе обучения, а не источником знаний. Тем самым он корректирует направление в процессе усвоения знаний обучающихся и учитывает индивидуальные особенности каждого, способствуя большому росту личности. Это, в свою очередь, повышает качество образования и увеличивает у обучающихся заинтересованность в саморазвитии. Большое значение в применении и расширение использования данного метода занимают накопленные знания, которые необходимо обобщить и систематизировать.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. —  М.: Сентябрь,  2000. — 176с.
  2. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. —  М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128с.
  3. Фишман Б.Е. Личность – основополагающее понятие предобразования // Педагогика. — 2004.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Илюшина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация