УДК 316.62

КОНФЛИКТЫ И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Биндюкова Александра Павловна1, Голованова Софья Олеговна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка

Аннотация
Данная статья посвящена обзору стилей поведения в конфликтных ситуациях. Проанализированы причины, положительные и отрицательные стороны конфликтов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Биндюкова А.П., Голованова С.О., Домнина А.И., Шамина Е.М. Конфликты и стили поведения в конфликтных ситуациях // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85118 (дата обращения: 24.09.2018).

В современном мире люди ежедневно сталкиваются с конфликтами. Даже бесконфликтным и уравновешенным индивидам не всегда удаётся избежать разногласий с окружающими. Исходя из того, что каждый человек неповторим и своеобразен, существует множество различных мнений на конкретную ситуацию, проблему. Возникают противоречия. Они могут нести за собой как позитивные, так и негативные последствия.

Конфликт – состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или ин­тересами; столкновение противоположностей [1, с.8].

Важно выяснить причину конфликта. Зная предпосылки и основания противоречия, легче найти способы и пути его решения, не допуская или минимизируя отрицательные последствия. Причины возникновения конфликта разделяются на четыре группы.

  1. Личностные. Такие причины связаны с индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как темперамент, акцентуации черт личности, характер, способности. К таким причинам относятся противоречия во мнениях, различия в интересах, разные взгляды на моральные ценности, на образ жизни.
  2. Социально-психологические. Возникают непосредственно при взаимодействии людей, в связи с недопониманием или искажением сообщения, с несовпадением точек зрения, с нежеланием принимать участие в обсуждении.
  3. Объективные. К ним относятся обстоятельства, которые приводят к противоречиям. Они создают предконфликтную обстановку. К таким причинам относятся несовпадения в целях и в методах их достижения, стереотипы и принципы индивидов, нехватка жизненно важных благ, слабые коммуникации или их отсутствие.
  4. Организационно-управленческие. Связаны с трудовым процессом, с недопониманием между подчинённым и руководителем по поводу методов и средств деятельности, целей, конечных результатов.

Оставлять конфликт неразрешённым нельзя, бездействие приводит к ухудшению настроения, здоровья, стрессу, разрушению отношений между индивидами или социальными группами. После того, как проблема была выявлена, необходимо продумать дальнейшие действия для разрешения или сглаживания конфликта, определить стиль поведения. Разрешение конфликта – обычно долгий и сложный процесс, который предполагает участие обеих сторон, это взаимная деятельность его участников, направленая на завершение противодействия и решение проблемы, которая послужила причиной начала конфликта.

Стиль поведения формируется в зависимости от того, насколько противодействующие стороны стараются отстоять собственные убеждения и от того, в какой мере конфликтующие могут принять чужую позицию. Независимо от типа конфликта, существует пять возможных стилей поведения в конфликтной ситуации.

- Уклонение. Характеризуется стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным [2, с.183]. Люди стараются избежать любых споров, дискуссий, не высказывают своего мнения, не настаивают на своём. Такое поведение может быть рациональным, если предмет конфликта не ценен для индивида, если есть уверенность, что ситуация разрешится сама собой.

- Приспособление. Отличается стремлением прекратить конфликт и наладить отношения путём уступок, игнорируя собственные интересы. Индивид стремится избегать спорных вопросов, легко идёт на уступки, соглашается с требованиями, пытается не затрагивать чувства противника. В этом случае он не будет вступать в спор, а промолчит. Этот стиль поведения рационален, когда человек понимает, что важнее сохранить хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои принципы и интересы.

- Конкуренция – стремление настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления [2, с.185]. Такую тактику чаще всего выбирают индивиды, в чьих руках сосредоточена власть, которые имеют чёткую позицию, они не готовы идти на уступки других.

- Компромисс. Характеризуется стремлением уладить конфликт путём уступок с обеих сторон. Оппоненты стремятся найти среднее решение, альтернативу, при условии, что интересы обеих сторон будут учтены. Компромисс позволяет удовлетворить потребности и желания каждого, но не в полной мере. Этот стиль поведения в конфликтных ситуациях позволяет относительно быстро закончить спор, противостояние.

- Сотрудничество. Следуя этому стилю, каждый участник конфликта принимает участие в обсуждении нужд и проблем. Оппоненты, зная причину конфликта, вместе ищут альтернативные и приемлемые решения. Этот стиль поведения предполагает наличие таких навыков у индивидов, как умение слушать и слышать, грамотно и чётко формулировать и высказывать свои мысли, работать в команде.

Таким образом, в жизни каждого человека в современном мире присутствуют конфликты. Оставлять конфликты неразрешёнными нельзя: это сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии человека. Важно знать причину столкновения и методы решения противостояний. Конфликты помимо негативных имеют и положительные стороны. Во-первых, это источник развития, самосовершенствования. Во-вторых, в споре открывается истина, выявляются точки зрения других людей. В-третьих, это всегда эмоциональная разрядка.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гришина, Н. В. Психология конфликта. / Н. В. Гришина. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Се­рия «Мастера психологии»).
  2. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А. В. Морозов. —  СПб.: Издательство Союз, 2000. — 364 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация