КРИПТОВАЛЮТНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ «О СТИМУЛИРОВАНИИ РЫНКА КРИПТОВАЛЮТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ В УКРАИНЕ»

Гараев Алмаз Анварович
Смоленский государственный университет
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры права

Аннотация
Предметом исследования являются правовые термины, регулирующие использование криптовалют. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе использования криптовалют и применения технологии блокчейн. Особую актуальность данному исследованию придает анализ основных терминов одного из первых законопроектов в мире по регулированию использования криптовалют. Рассмотрены достоинства и недостатки предложенных определений: "криптовалюта", "майнер", "криптовалютная биржа", "блокчейн" и других основных терминов в представленном законопроекте. Представлено авторское мнение по вопросам используемых терминов криптовалютного законодательства, а также мнение других специалистов, специализирующихся на использовании технологии блокчейн, сделаны выводы. Автором проведен анализ современных взглядов на технологию блокчейн и регулирование оборота криптовалют. Предложено переработать используемые термины в законопроекте: криптовалюта, майнер, криптовалютная биржа, пользователь блокчейн, субъект криптовалютной транзакции,сведения о криптовалютной транзакции. Технология блокчейн позволяет хранить и публично использовать данные, записываемые и хранящиеся децентрализованно, формируемые на основе консенсуса при отсутствии доверия между участниками, их изменяющих. Необходимо точно формулировать термины, используемые при регулировании оборота криптовалют чтобы не тормозить развитие технологии блокчейн

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гараев А.А. Криптовалютные термины, используемые в законопроекте «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85107 (дата обращения: 18.04.2024).

Украина первым из Содружества Независимых Государств подготовила и внесла законопроекты о регулировании криптовалют. Причем было подготовлено два альтернативных варианта законопроекта. Первый законопроект «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине» был подготовлен пятью депутатам [1] и внесен 06.10.2017. Второй законопроект «Об обращении криптовалют в Украине» [2] внесен 10.10.2017 и подготовлен одним депутатом.

В настоящее время среди специалистов и политических деятелей нет полного понимания нового явления – технология блокчейн и использующие эту технологию криптовалюты. В зависимости от того что представляет из себя криптовалюта – финансовый актив, нематериальный актив, товар, валюта, имущественное право должен определяться порядок налогообложения криптовалюты, защиты прав участников правоотношений, контролирующий орган государства.

Рассмотрим термины и определения криптовалютных отношений в первом законопроекте.

Целью законопроекта объявлено предоставление официального статуса криптовалюте, регулированию правоотношений по ее обращению, хранению, владению, использованию и проведению криптовалютных операций в стране.

Законопроект содержит 4 главы:

1. Общие положения

2. Порядок проведения операций с криптовалютой

3. Ответственность

4. Заключительные положения.

В проект закона на первоначальном этапе включено 9 статей.

В первой главе даются основные понятия по криптовалюте, по которым можно сделать первоначальный вывод о понимании предмета законотворческой инициативы разработчиками законопроекта.

Криптовалюта определяется как программный код (набор символов, цифр и букв), который является объектом права собственности,  может выступать средством мены, сведения о котором вносятся и хранятся в системе блокчейн в качестве учетных единиц текущей системы блокчейн в виде данных (программного кода).

Главный вывод из этой формулировки – криптовалюта не признается платежным средством в Украине и может выступать в сделках по договору мены как товар.

Подобная трактовка криптовалюты сразу вызвало критику среди специалистов, работающих в этом направлении. Определение криптовалюты как программного кода, который является объектом интеллектуальной собственности, ставит ее в один ряд с картиной или стихотворением, которые также являются объектами интеллектуальной собственности. Это крайне спорная позиция, потому что из этого положения должна следовать и возможность выплаты роялити, и срок охраны авторским правом [3]. Первое, что вызывает юридический дискомфорт – это определение криптовалюты. Обозначить виртуальные активы как программный код – значит приравнять их к объектам интеллектуальной собственности наравне с живописью и стихами (Н.Дубневич) [4]. Вопросы по части терминов вызывает вся статья первого законопроекта — от определения, что такое криптовалюта, до криптовалютных транзакций. У меня создалось впечатление, что просто неудачно и непрофессионально перевели аналог из США, Uniform money services act на украинский язык, где криптовалюта – цифровое представление стоимости (value), которое используются как средство обмена, единица счета (unit of account) или средство сбережения (store of value) (Р.Чернолуцкий)[4]. А если учесть, что криптовалюта – это программный код, неимущественные права на который невозможно отчуждать, то возникает вполне логичный вопрос, может ли криптовалюта с таким определением вообще являться объектом права собственности? [5].

На наш взгляд более правильное определение криптовалюты можно сделать из Решения Суда по интеллектуальным правам[6]. Криптовалюта – это расчетная единица, использующаяся в пиринговой платежной системе с полностью необратимыми сделками, когда электронный платеж между двумя сторонами проходит без третьей стороны – гаранта, и ни одна из сторон, в том числе какой-либо внешний администратор (включая государство), не могут отменить, заблокировать, оспорить или принудительно завершить транзакцию.

Криптовалютная биржа – это организация, которая обеспечивает взаимосвязь между субъектами криптовалютных операций, обеспечивает обмен криптовалюты на электронные деньги, валютные ценности, ценные бумаги. Вместе с тем, переводы криптовалюты между субъектами обеспечивает сама технология блокчейн, которая не нуждается для этого в криптовалютной бирже. Криптовалютная биржа необходима для осуществления обмена между различными криптовалютами и возможности обмена криптовалюты на традиционные денежные средства и обратно. На криптовалютных биржах формируется рыночный курс криптовалюты к обычным (фиатным, обеспеченным государством) денежным средствам.

Так же, как справедливо отмечает один из критиков законопроекта Р. Чернолуцкий, в определение поставили, что криптобиржа обеспечивает обмен криптовалюты на ценные бумаги. Все это не касается криптобирж [4].

Криптовалютный кошелек – специализированное программное обеспечение или платформа, позволяющая пользователю системы блокчейн хранить криптовалюту и осуществлять криптовалютные транзакции.

Особенностью оборота криптовалют является наличие криптовалютных кошельков. При создании адреса для хранения криптовалюты пользователь получает в криптовалютном кошельке открытый и закрытый (приватный) ключ. С использованием криптовалютного кошелька пользователь осуществляет распоряжение своей криптовалютой, включая возможность самостоятельного ее перечислить любому другому лицу без согласования с третьей стороны. Адреса в созданном криптовалютном кошельке не требуют регистрации и поэтому анонимны.

Согласно законопроекту криптовалютная транзакция - это операция по перемещению криптовалюты, сведения о которой хранятся в системе блокчейн.

Криптовалютную транзакцию может производить любое лицо, которое знает одновременно открытый и закрытый ключ от адреса, на котором хранится криптовалюта. В случае утери ключей от этого адреса, лицо никаким способом не может распорядиться криптовалютой. В случае передачи или завладения ключами от адреса третьими лицами, они могут распоряжаться криптовалютой без согласия собственника.

Система блокчейн в данном законопроекте понимается как децентрализованный публичный реестр всех проведенных криптовалютных транзакций, проведенных субъектом криптовалютных операций.

Такое определение термина вызывает критику со стороны С.Подъячева, считающего, что блокчейн – это механизм достижения консенсуса относительно состояния распределенной базы данных в определенный момент времени в условиях полного взаимного недоверия участников. Системы блокчейн в природе не существует. Есть системы Bitcoin, Ethereum и прочие, основанные на технологии блокчейн. И главное преимущество этой технологии состоит в том, что для блокчейна абсолютно не имеет значения, кто подписал транзакцию: физическое лицо или, например, робот, знает ли он о существовании закона, находится ли он в Украине или в США. Эта технология работает при помощи естественных, математических законов [4].

Пользователь системы блокчейн – любое физическое лицо, предприниматель или юридическое лицо, который с помощью собственного и/или арендованного технического оборудования поддерживает работоспособность системы блокчейн, осуществляет проведение криптовалютных транзакций и защиты системы блокчейн. По сформулированному определению в законопроекте правильнее говорить не о пользователе, а о лице, который поддерживает блокчейн в устойчивом состоянии.

Субъект криптовалютных операций – криптовалютная биржа, пользователь системы блокчейн, владелец криптовалюты, майнер.

Данное определение также не выдерживает критики, поскольку блокчейн позволяет обходиться без посредника, и поэтому для проведения криптовалютной операции необходимы только владелец криптовалюты и получатель криптовалюты, предоставивший адрес для получения средств. В противном случае, например, надо признать, что под юрисдикцию данного закона попадают все майнеры в любой точке мира.

Владелец криптовалюты – любое физическое лицо, предприниматель или юридическое лицо, которое на законных основаниях сохраняет и обладает криптовалютой. В данном определении вызывает вопрос, что означает законность владения криптовалютой. Если криптовалюта не запрещена, то владение ею законно. Поэтому владельца криптовалютой надо скорее определять как субъекта, обладающего ключами от адреса, позволяющего распоряжаться криптовалютой.

Майнер – любое физическое лицо, предприниматель или юридическое лицо, который с помощью собственного и/или арендованного специализированного оборудование обеспечивает работоспособность и безопасность системы блокчейн, криптовалютных транзакций, и, в зависимости от правил системы блокчейн, получает вознаграждение системы блокчейн и/или приобретает право собственности на криптовалюту.

Мы полагаем, что майнера надо определять как лицо, создающее безопасность и доверие в блокчейне, а не с точки зрения лица, получающего доходы, подразумевая, что государство сразу хочет обложить его налогом.

Определение майнер похоже на пользователя системы блокчейн. Различие состоит в том, что майнер – это пользователь системы блокчейн, получающий за свою деятельность вознаграждение.

Среди юристов формулировка майнера также вызывает критику. Определение майнера выглядит несовершенным, так как его отличительные характеристики – использование системы блокчейн для получения прибыли и ее поддержание — очень схожи с другими определениями данного законопроекта (криптобиржи и пользователи криптовалют). Также авторы законопроекта оставляют открытыми вопросы аудита добытой криптовалюты и ее конвертации в фиатные средства для покрытия операционных издержек [5].

Также можно дискутировать о получении вознаграждения от системы блокчейн. Поскольку система блокчейна децентрализована, скорее нужно говорить о получении вознаграждения от субъектов криптовалютных операций.

Майнинг – это вычислительные операции, которые осуществляет майнер с помощью собственного и/или арендованного специализированного оборудования с целью обеспечения работоспособности и безопасности системы блокчейн, и в зависимости от условий системы блокчейн получает вознаграждение. В данном случае определение дублирует уже изложенные ранее определения (пользователь системы блокчейн и майнер). Дополнительное напоминание о майнинге как деятельности, процессе, технологии с целью вознаграждения показывает скрытую цель законопроекта – фискальная функция, а не поддержка технологии блокчейн и оборота криптовалют.

Вознаграждение системы блокчейн – вознаграждение в виде учетных единиц текущей системы блокчейн (криптовалюты), которую получает майнер в случае нахождения (подписания) блока транзакций, который был записан в текущей системы блокчейн.

Учитывая сложность существующих хеш-вычислений в криптовалюте Bitcoin, использующей алгоритм консенсуса Proof-of-work, маловероятно, что конкретный майнер сможет получить вознаграждение именно так, как написано в законопроекте – подписание блока транзакций. Обычно транзакции подписывает вычислительный пул, а не конкретный майнер. Кроме того, многие криптовалюты в своей основе используют другие алгоритмы консенсуса для работоспособности и безопасности системы (например Proof-of-stake).

Блок транзакций – специально структурированная составная единица системы блокчейн, которая включает в себя набор информации, в соответствии с требованиями текущей системы блокчейн.

Данное определение является переработанным определением блокчейна в Википедии. Блокче́йн (англ. blockchain или block chain) — выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию [7]. Замечание также вызывает упоминание о блокчейне как о системе, а не технологии.

Специализированное оборудование – программно-управляемое устройство для обработки информации (электронно-вычислительная машина или ее части).

Стоит отметить, что специализированное оборудование может использоваться не только для майнинга, но и для других вычислений, например видеокарты – для просчета графических задач, айсики для генерации случайных чисел. Кроме того, не ясно относится ли, например, банкоматы для обмена криптовалюты к  специализированному оборудованию.

Сведения о криптовалютной транзакции – данные по субъекту криптовалютных операций, назначение криптовалютной транзакции и любые другие данные, имеющие отношение к криптовалютным транзакциям.

Сведения о криптовалютных транзакциях находятся в открытом доступе, именно на их открытости основана система доверия в блокчейне. Однако эта информация также имеет свои ограничения – в большинстве случаев не известны владельцы криптовалютных кошельков участников транзакций. Однако известны суммы, хранящиеся на этих конкретных криптографических адресах (без привязки к их владельцам). Поэтому в данном случае можно говорить только о первом субъекте криптовалютной транзакции (покупающем криптовалюту на фиатные денежные средства). Сведения о всех последующих участниках транзакции определить нельзя, поскольку это не предусмотрено правилами используемой технологии блокчейн.

Выводы. Законодательство о криптовалюте на постсоветском пространстве только начинает формироваться. В других странах мира также отсутствует четкое понимание и способы правового регулирования нового явления – криптовалюты и технологии блокчейн. Вполне понятно, что государство старается регулировать все вопросы общественной жизни, которые оказывают влияние на граждан и юридических лиц. Однако, для того чтобы это регулирование не было излишним и не смогло затормозить развитие технологии блокчейн, необходимо очень внимательно и тщательно прорабатывать запреты и ограничения в этой новой области знаний и технологий. Предполагаем, что опыт законодателей из Украины будет использован нашим юристам и законодателям при выработке национального законодательства, регулирующего отношения в области использования технологии блокчейн и оборота криптовалют.


Библиографический список
  1. Законопроект «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине» // http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62684 (дата обращения: 01.12.2017).
  2. Законопроект «Об обращении криптовалют в Украине» // http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62710 (дата обращения: 01.12.2017).
  3. Официальный пресс-релиз “Bitcoin Foundation Ukraine” от 12.10.2017 // https://www.facebook.com/groups/bitcoin.ua/permalink/760574910810534/ (дата обращения: 01.12.2017).
  4. Мнения: что не так с законопроектами о регулировании криптовалют в Украине // https://forklog.com/mneniya-chto-ne-tak-s-zakonoproektami-o-regulirovanii-kriptovalyut-v-ukraine (дата обращения: 01.12.2017).
  5. Мнения: что не так с законопроектами о регулировании криптовалют в Украине // https://forklog.com/mneniya-chto-ne-tak-s-zakonoproektami-o-regulirovanii-kriptovalyut-v-ukraine (дата обращения: 01.12.2017).
  6. Артем Афян. Одна неделя, два законопроекта: шаг вперед или памятник парламентскому пиару? // https://forklog.com/odna-nedelya-dva-zakonoproekta-shag-vpered-ili-pamyatnik-parlamentskomu-piaru/ (дата обращения: 01.12.2017).
  7. Решение суда по интеллектуальным правам от 07.09.2016 по делу № СИП-368/2016 // ИСПС Консультант Плюс (дата обращения: 01.12.2017).
  8. Мнения: что не так с законопроектами о регулировании криптовалют в Украине // https://forklog.com/mneniya-chto-ne-tak-s-zakonoproektami-o-regulirovanii-kriptovalyut-v-ukraine (дата обращения: 01.12.2017).
  9. Мнения: что не так с законопроектами о регулировании криптовалют в Украине // https://forklog.com/mneniya-chto-ne-tak-s-zakonoproektami-o-regulirovanii-kriptovalyut-v-ukraine (дата обращения: 01.12.2017).
  10. Артем Афян. Одна неделя, два законопроекта: шаг вперед или памятник парламентскому пиару? // https://forklog.com/odna-nedelya-dva-zakonoproekta-shag-vpered-ili-pamyatnik-parlamentskomu-piaru/ (дата обращения: 01.12.2017).
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокчейн (дата обращения: 01.12.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гараев Алмаз Анварович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация