УДК 378.1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

Аминов Истам Барноевич1, Ходжаева Дамира Фарходовна2
1Самаркандский государственный университет, доцент кафедры «Информационных технологий
2Самаркандский государственный университет, ассистент кафедры «Методы оптимального управления»

Аннотация
В статье рассмотрены основные технологии, связанные с использованием информационных и инновационных подходов в преподавании информатики, описан использования кейс-метод и модульное обучение.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Информационные и инновационные технологии в преподавании информатики // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85024 (дата обращения: 06.12.2017).

Современная жизнь предъявляет большие требования к педагогике и методике преподавания отдельных предметов. Как известно, в различных педагогических системах до сих пор применяются устаревшие методы и формы обучения. В настоящее время в системе образования происходят большие перемены. В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, следствием которого является разработка различных вариантов содержания образования, научное создание и практическое обоснование новых идей.

В последнее время в вузах все более широкое применение находят информационные и инновационные технологии, которые могут решить выше перечисленные задачи.

Под информационной деятельностью студентов мы понимаем деятельность, направленную на активное взаимодействие между студентом и источником информации, организованную с помощью информационно-коммуникативных технологий и направленную на достижение учебно-профессиональных целей посредством информационных процессов [2].

На сегодняшний день под инновациями в образовании мы понимаем процесс введения нового в цели и содержание образования, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов, совершенствование педагогических технологий, совокупности методов, форм, приемов и средств обучения[3].

В настоящее время в преподавании информатики часто применяются инновационные технологии, такие как кейс метода, модульное обучении и метод проектов.

Применение кейс-метода в преподавании информатики позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс   – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, который позволяют понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной задачи[4].

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-        соответствовать четко поставленной цели создания,

-        иметь соответствующий уровень трудности,

-        развивать аналитическое мышление,

-        провоцировать дискуссию,

-        иметь несколько решений.

Метод кейс предполагает:

- подготовленный в письменном виде пример кейса из практики;

- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учениками;

- совместное обсуждение кейса в классе под руководством учителя;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

На кейсовый метод обучения возлагаются следующие дидактические задачи:

- применять верные решения в условиях неопределенности;

- разрабатывать алгоритм принятия решения;

- овладевать навыками исследования ситуаций;

- разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;

- применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач;

- учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения.

При изучении информатики и информационных технологий можно использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера и т.д. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины [5].

Кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть на уроках информатики можно успешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения.

В преподавании информатики модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.

Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей [1].

К отличительным особенностям модульного обучения относят:

-        обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное проиллюстрирование его в модульной программе и модулях;

-        четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;

-        вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам студентов.

В преподавании информатики модульное обучение создает наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющего осуществлять самообучение, регулировать не только темпы работы, но и содержание учебного материала.

Сущность модульного обучения состоит в том, что оно основано на парадигме, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Эта технология интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

В модульном обучении существует специально созданная учебная программа, состоящая из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей. Модульное обучение предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого.

Изучение каждой темы из модуля должно предусматривать проведение теоретических и практических занятий и основываться на знании базовых разделов информатики и информационных технологий. В конце изучения каждого модуля проводится контроль качества его усвоения в форме контрольной работы. Завершается изучение темы итоговой контрольной работой, содержащей комплексное задание по содержанию всей темы. Итоговая контрольная работа может быть заменена проектным заданием, выполнение которого требует не только знания содержания темы, но и практических умений, навыков исследовательской деятельности, творческого подхода.


Библиографический список
  1. Круподерова Е.П. Модульное обучение на уроках информатики. Тезисы докладов международной конференции “ИТО-95″, М., 1995.
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании; перспективы использования. М., “Школа-Пресс”, 1994.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
  4. Телеева Е.В. Педагогические технологии. Учебное пособие. – Шадринск, 2007. – 90 с.
  5. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.


Все статьи автора «Ходжаева Дамира Фарходовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: