УДК 338.28

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РФ

Фомина Мария Сергеевна1, Куликова Наталия Николаевна2
1Московский технологический университет, магистрант кафедры экономики и инновационного предпринимательства
2Московский технологический университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инновационного предпринимательства

Аннотация
В статье рассмотрены и проанализированы современные проблемы функционирования и развития технопарков в Российской Федерации, приведены примеры создания технопарков в развитых странах мира, а также обозначены некоторые варианты решения проблем отечественных технопарков.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фомина М.С., Куликова Н.Н. Анализ современных проблем развития технопарков в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84995 (дата обращения: 05.12.2017).

В современных экономических реалиях важнейшей задачей перед Российской Федерацией встает проведение в кротчайшие сроки диверсификации экономики и ее переход на инновационный путь развития. Для решения поставленной задачи вполне оправданно полагаться на опыт стран, которые ранее преодолели «голландский синдром», перенаправили вектор развития экономики с одного сектора на технологически совершенную область отечественного роста экономики, на ряд стран, сумевших завоевать звания передовых экономик мира. Например, если проанализировать ряд экономических реформ, проводимых этими странами, можно заметить, что во многом результативность была обусловлена переходом экономической политики на инновационный путь в промышленности. Принято считать, что наиболее перспективной и эффективной платформой для развития высокотехнологичных отраслей в экономике являются технопарки, где практически инновация проходит жизненный цикл от идеи до создания коммерческого продукта и его реализации.

В нашей стране такие термины как «инновация» и «технопарк» давно не новы, несмотря на то, что на протяжении нескольких десятков лет формирования институтов высоких технологий в России развитие и функционирование инновационных структур не являются успешными. Данную позицию подтверждают, как оценки руководства Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи), к чьей сфере контроля относятся технопарковые структуры, так и представители иных официальных ведомств [1].

На данный момент существует ряд проблем образования, развития и функционирования отечественных технопарков, перечислим и разберем некоторые из них:

1. Отсутствие четких критериев определения технопарков и официальной статистики по их количеству

Существуют различные статистические данные по общему количеству технопарков в России. Разноречивое количество свидетельствует об отсутствии четких разработанных государством критериев определения технопарков и официальной государственной статистики. Следуя данным Минкомсвязи из общего числа технопарков, которые работают на территории РФ, только 30 являются объектами, которые осуществляют коммерциализацию инновационных идей, а технопарками, отвечающими международным требованиям, были признаны около десяти, т.е. менее десяти процентов от общего количества технопарков. [2]

Главной причиной подобных неутешительных результатов в этой области первостепенно могло послужить пренебрежение рыночными подходами в ходе развития технопарковых структур, именно то, что на этапе формирования для них не были разработаны бизнес-проекты, не просчитывалась их эффективность и окупаемость. Также при создании технопарка необходимо соблюдать ряд принципиально важных условий, поскольку эти условия определяют благополучность создания и работы любых технопарков, независимо от их размеров и типов, к ним относятся:

- наличие в зоне создания технопарковых структур научно-исследовательских институтов, крупных ВУЗов с высоким научно-техническим потенциалом;

- развитая производственно-сбытовая и научно-исследовательская инфраструктура, наличие оборудованных лабораторий и помещений для опытного производства, рабочие офисы для научных сотрудников и технического персонала;

- надежная, а также разветвленная система транспортных коммуникаций и связи, свободный и неограниченный доступ к библиотекам и высокоскоростному Интернету;

- необходимая жилищно-коммунальная, медицинская, культурная и другая инфраструктура.

Иными словами, технопарк должен представлять собой механизм, который способен к развитию интеллектуальной активности с одной стороны, и к максимальной результативности научно-технических разработок и исследований, с другой стороны.

При создании технопарка рекомендуется организовывать его создание на базе крупных предприятий промышленности, а также использование их производственной инфраструктуры. На территории нашей страны находится немало крупных предприятий с незагруженными мощностями, офисные помещения в которых порою пустуют, однако на некоторых предприятиях сохранились довольно сильные конструкторские и исследовательские подразделения. Если поблизости существует хотя бы один профильный ВУЗ, есть возможность организовать технопарк, где заказчиком может являться само предприятие. Но необходимо отметить, что при создании подобного бизнес-проекта необходимо проводить многофакторный анализ и рассматривать целесообразность построения технопарка в том или иной регионе.

Проблема отсутствия четких критериев определения технопарков может повлечь за собой и другие проблемы, например, разночтение характеристик, свойств технопарков. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, которые успешно реализовали проекты по созданию и развитию технопарков, а именно США, Великобритания, Япония, и изучить характеристики функционирующих по всему миру технопарков, которые представлены в таблице 1 [6].

Таблица 1 – Основополагающие характеристики развития и функционирования технопарков в мире

Характерные черты Подтверждающая характеристика
Тенденция роста количества технопарков Около 70% технологических и научных парков было создано в конце XX и начале XXI вв.
Главный приоритет создания и функционирования технопарков – ускорение регионального и местного развития Около 45% мировых технопарков

создавались с целью способствования региональному и местному развитию, 40-45% − для усиления связей университетов с промышленностью и 10-15% – для национального развития

Наиболее распространенная форма собственности в практике создания технопарков в мире – частно-государственная форма собственности (смешанная) Около 45% технопарков имеют

частно-государственную форму собственности (из них: у 71% преобладающей является государственная собственность, у 25% – частная собственность, около 4% имеют равные части частной и государственной собственности). Около 38% всех технопарков мира относятся только к государственной собственности, 17% – только к частной

Технопарки создаются для привлечения региональных

(местных) организаций в инновационный процесс

Согласно статистике, около 66% технопарков относят себя к региональным, т. е. создаются для привлечения местных клиентских компаний и около 15% технопарков ориентированы на привлечение компаний из других регионов
Участники технопарков при их создании ориентируются на привлечение иностранных инвестиций Около 61% участников технопарков

привлечение иностранных инвестиций относит к приоритетным целям их будущей деятельности. Около 29% участников технопарков не считают это приоритетом

Основной критерий оценки функционирования технопарков – количество созданных рабочих мест Оценка функционирования технопарков в:

- 50% случаев основывается преимущественно на анализе количества созданных рабочих мест (ввиду этого, 71% технопарков мира считают своей основной целью создание новых рабочих мест);

- в 17% случаев – на анализе количества созданных новых компаний;

- в 16% случаев – на анализе количества компаний, размещенных в технопарке;

- в 7% случаев – на анализе отзывов об эффективности деятельности технопарка

Половина всех технопарков мира имеют малые площади размещения и обеспечивают занятостью небольшое количество рабочих мест Половина всех технопарков мира размещены на площадях не более 20 га. Около 41% технопарков мира обеспечивают занятость менее 300 человек
Технопарки имеют небольшое количество управленческого персонала – не более 10 человек Около 64% технопарков мира имеют постоянный управленческий персонал, величина которого не превышает 10 человек. Около 22% технопарков мира имеют постоянный управленческий персонал, величина

которого варьируется от 10 до 20 человек

Большинство технопарков относятся к городским структурам, они расположены приблизительно равномерно в больших и малых городах Около 75% технопарков мира расположены в городах. Около 24% – находятся вблизи городов – не далее 25 км и только 1% удален от городов более чем на 25 км. 56% городских технопарков находятся в больших городах и 44% – в малых городах
Около половины технологических и научных парков находится на территории университетов Около 48% технологических и научных парков мира размещены непосредственно на территории университета, еще 28% удалены от него не более чем на 5 км, и только 11% – расположено на расстоянии от 5 до 20 км от университета
Более половины технологических и научных парков мира относятся к категории «зеленых» зон Около 58% технопарков достаточно озеленены, 23 % − имеют недостаточное озеленение
У большинства технопарков

мира имеются бизнес-инкубаторы

Около 88% технопарков имеют один или несколько бизнес-инкубаторов, в 58% технопарков имеются образовательные программы
Наиболее распространенной формой сотрудничества университета и научно-технологического парка

является совместное использование инфраструктуры и услуг

Около 68% технопарков создают свои отношения с университетом на основе совместного использования услуг, инфраструктуры и объектов. В 32% случаев университет имеет свой отдел передачи технологий, размещенный в технопарке
Тенденция снижения количества универсальных парков. Около половины технопарков

сначала создавались как универсальные, но постепенно стали специализироваться на определенных видах

деятельности

Около 48% технопарков можно обозначить как «целенаправленные универсальные» – т.е. они из универсальных превращаются в специализированные, 27% технопарков остаются универсальными, а 25% – являются специализированными. При этом 67% технопарков предоставляют услуги по патентованию и лицензированию. Ориентируются на военные заказы только 30% технопарков в мире

Рассмотрев характерные черты развития и функционирования технопарков и проанализировав мировые тенденции в этой области можно отметить следующее:

- основной целью создания технопарков является ускорение регионального развития, создание благоприятных условий для привлечения местных организаций и фирм, создание дополнительных рабочих мест в регионе – это все относится к главным критериям оценки деятельности технопарков;

- преобладание смешанной формы собственности, в свою очередь государственными органами власти создается лишь треть всех технопарков;

- технопарки расположены по большей части в городах, и в больших, и в малых;

- около половины мировых технопарков невелики по площади и количеству рабочих мест, управленческий персонал составляет до десяти человек;

- около половины из числа технопарков расположена на территории университетов; такое же количество технопарков представляют собой своего рода зеленые зоны;

- основным видом сотрудничества технопарка и университета является совместное использование услуг и инфраструктуры;

- использование иностранных инвестиций в технопарках;

- наблюдается рост удельного веса специализированных технопарков на ряду со снижением универсальных технопарков.

Таким образом, пользуясь зарубежным опытом и опираясь на особенности Российской экономики, можно выявить явные характеристики технопарка и вывести четкие критерии определения технопарков.

2. Государственная и региональная поддержка отечественных технопарков, отсутствие определенной правовой базы по созданию и развитию технопарков

Развитию технопарков в России мешает отсутствие нормативно-правовой базы по созданию и развитию технопарков, а также неопределенность государственной поддержки. В 2006 вышла государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которая направленная на поддержание эффективности технопарковых структур, однако ожидаемого эффекта не получилось. В настоящее время понятие «технопарк» используется во многих нормативных-правовых актах, но это понятие четко не определено в законодательстве. С точки зрения налогового законодательства, регулирующего развитие многих научных институтов, важно создать благоприятные условия для бизнеса.

Сегодня по программам развития технопарков в первую очередь проходит финансирование инфраструктуры. Однако, по сравнению с предыдущими годами, процесс создания инновационных технологических центров замедлился, более того, их число имеет тенденцию к снижению, причиной тому может служить проблема неоднозначности государственной поддержки, а именно то, что государственные власти стали меньше вкладывать финансовых ресурсов на эти цели, а региональные власти возможно полагают, что развитие инновационной деятельности для них пока больше на уровне деклараций.

В настоящий момент в России материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти. Технопарк не является организацией, которая приносит прибыль в ближайшее время. Прибыль от вложений приносят фирмы, выращенные в технопарке, а срок становления таких фирм обычно равен 3-4 годам. Без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технопарковую технологию весьма сложно.

3. Непривлекательность технопарков для инвесторов

Проблема непривлекательности технопарков для инвесторов тесно связана с высокими рисками, поскольку инвесторы зачастую не хотят иметь дело с долгосрочными инвестициями в производство. Инновационные проекты имеют длительный срок возврата денежных средств и высокую потребность финансирования. Инвесторы не стремятся вкладывать свои средства и потому, что не ясна роль государственной поддержки технопарков. Решением данной проблемы может послужить наличие налоговых и таможенных преференций, это также позволит повысить инвестиционную привлекательность технопарков. Следует заметить, что управляющая компания технопарка должна взять на себя задачу поиска и привлечения инвесторов, либо финансировать инновационные проекты самостоятельно. Управляющая компания должна привлекать мощных резидентов, которые способны инвестировать и обеспечивать успешное ведение бизнеса малым компаниям.

4. Отсутствие комплексной оценки эффективности деятельности технопарков

Следующий шаг, который необходимо сделать, это рассмотреть вопросы оценки эффективности технопарков. На данный момент можно констатировать, что в России отсутствует общепринятая методика и система критериев оценки результатов деятельности технопарковых структур. Обратившись к зарубежной практике стран США, Великобритании и Японии, следует отметить, что основной показатель эффективности деятельности технопарков – это создание новых рабочих мест, что присуще 50% технопарков. Для других 17% технопарков этим критерием является общее количество новых созданных организаций. Далее для 16% технопарков главным показателем выступает число компаний, которые вовлечены в технопарк. Критерий эффективности деятельности 6% технопарков – это коммерциализация лицензий и патентов. Еще одним важным показателем эффективности, по которому власти оценивают работу 6% технопарков, являются отзывы о работе технопарков в информационных средствах [2].

По мнению многих отечественных экспертов, создание новых рабочих мест посредством работы технопарка не становится определяющим критерием. Согласно данным Минкомсвязи России, в пяти построенных и восьми строящихся технопарках создано около 6500 рабочих мест, иными словами на один технопарк в среднем приходится 500 мест. [3] Эти показатели настолько невелики, что не могут стать весомым фактором развития местности, региона и ускорения научно-технического прогресса.

Далее критерии «количество вовлеченных компаний» и «количество новых компаний» также могут быть вспомогательными, потому что многие технопарки по своей сути мало отличаются от бизнес-центров, которые сдают свои производственные площади в аренду. Кроме этого деятельность этих компаний в большинстве случаев неэффективна. Критерий «отзывы о работе технопарков» в различных информационных средствах могут стать значимым, т.к. он является одним из направлений маркетинговой политики технопарковых структур.

При организации отечественных технопарков в сфере высоких технологий применяется «Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на создание технопарков в сфере высоких технологий» [5]. Методика предполагает комплексную оценку на основе количественных, качественных, макроэкономических критериев, общее количество критериев составляет 21 показатель. Качественные критерии включают 10 показателей, количественные – 4 и макроэкономические – 5. По каждому показателю выставляются баллы соответствия инвестиционного проекта установленным требованиям, и рассчитывается оценка эффективности по каждому критерию. Затем производится расчет интегральной оценки как средневзвешенной суммы оценок эффективности на основе качественных, количественных и макроэкономических критериев.

Однако следует отметить, что данная методика неприемлема для оценки эффективности функционирующего технопарка, поскольку практически не включает показатели результатов деятельности технопарковых структур.

Некоторые технопарки могут использовать собственную систему показателей оценки эффективности деятельности. Например, закон, который был принят в Свердловской области «О технопарках в свердловской области» от 20.09.2011 г. предусматривает оценку эффективности деятельности технопарков по 11 показателям. Но этот закон не включает количественные оценки критериев и интегральные оценки функционирования технопарка в целом [5].

Технопарки зачастую только создают необходимые условия для инновационного развития, и от этих условий уже зависит результативность деятельности инновационных организаций, поэтому при определении эффективности необходимо учитывать этот фактор в первую очередь. Следовательно, показатели эффективности технопарков должны базироваться на комплексной оценке условий, созданных технопарками, и результатов деятельности инновационных предприятий, которые входят в него.

Обобщая материал, изложенный выше, следует отметить, что на первое место по степени значимости неслучайно поставлены проблемы неопределенности государственной поддержки и непривлекательности технопарков со стороны инвесторов. Успешно функционирующие технопарки и их многолетний опыт показывают, что эти две характеристики связаны между собой. Мощная поддержка государства, которая обеспечивает государственные гарантии, субсидии, льготное налогообложение, таможенные пошлины, делают возможным привлечь крупных инвесторов, а также снизить риски инновационных проектов. В большинстве технопарков, находящихся в экономически развитых странах, государство выступает в роли наиболее весомого инвестора. Это дает возможность технопаркам получить серьезные финансовые ресурсы, а это главным образом является основным источником коммерциализации инновационных идей и поддержки конкурентоспособности региона и страны в различных отраслях.


Библиографический список
  1. Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nptechnopark.ru/documents/informatsionnoanaliticheskie-dokumenty.
  2. Технопарки России. [Электронный ресурс] // Государство Бизнес ИТ. Режим доступа URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Технопарки_Россиии
  3. Минкомсвязь России. [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://minsvyaz.ru/ru/ directions/? direction-25
  4. Incubation Gateway. Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://incubationgateway.com/
  5. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2014 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 05.08.2005 N 2473п-П7
  6. The role of Technology and Innovation Parks in Europe [Электронный ресурс]. Режим доступа: files.spow.be/…/Technology Innov… ; Understanding Research, Science and Technology Parks: Global Best Practice: Report of a Symposium [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srplanning.com/uploads /2/5/6/9/2569591/research_parks_global_ best_ practices_nas.pdf и др.


Все статьи автора «Фомина Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: