УДК 378

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Гафарова Диана Дамировна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
студентка 3 курса факультета педагогики и психологии

Аннотация
В статье делается вывод о необходимости существенного повышения двигательной активности студентов в период сессии. Автор рассматривает возможности повышения двигательной активности студентов в период сессии за счет организации самостоятельных занятий физической культурой и указывает на их значение для преодоления стресса, возникающего у студен-тов в период сессии.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гафарова Д.Д. Преодоление стресса у студентов в период сессии путем организации самостоятельных занятий физической культурой // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84916 (дата обращения: 01.12.2017).

Научный руководитель:  Хисамов Радик Равильевич – старший преподаватель

Следует констатировать, что одной из самых серьезных проблем, с которыми сталкивается современная высшая школа, является состояние здоровья студенческой молодежи. Как неоспоримо свидетельствуют имеющиеся статистические данные, к моменту поступления в высшее учебное заведение многие вчерашние школьники уже имеют серьезные отклонения в здоровье. К сожалению, зачастую во время обучения в вузе студенты только усугубляют имеющиеся заболевания или даже приобретают новые.

Ухудшению здоровья обучающихся способствуют многие факторы, и не последнюю роль в данном случае имеет отсутствие у молодых людей знаний и умений в отношении ведения здорового образа жизни, несформированность потребности в осуществлении самостоятельной деятельности, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Очевидно, что без преодоления данной негативной тенденции, без вовлечения студентов в постоянные занятия физкультурой и спортом невозможно выполнение целей и задач, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 302. В частности, среди ожидаемых результатов реализации подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» названо увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов от 47 процентов в 2012 году до 80 процентов к 2020 году.

Если говорить о периоде сессии, то в это время двигательная активность студента еще больше падает. По данным Богородицкого И.Б., Бородаенко В.Н., Соловьева А.Ю., у студентов, не занимавшихся физическими упражнениями в экзаменационный период, наблюдается дефицит двигательной активности в 70-80%. [1, с. 182]

С одной стороны, это вполне понятно: в связи с подготовкой к экзаменам и зачетам у студента остается гораздо меньше свободного времени, которое можно посвятить той или иной форме двигательной активности. С другой стороны, нельзя забывать, что занятия физическими упражнениями способны в значительной степени нивелировать психологические нагрузки, которые испытывает обучающийся в период сессии. Общеизвестно, что изменение вида деятельности помогает отвлечься, «сбросить» нервное напряжение и в итоге с новыми силами вернуться к той деятельности, которая является в конкретный период времени для человека «основной» (в рассматриваемом случае – к подготовке к экзаменам или зачетам).

Конечно, занятия физической культурой в сессионный период должны быть построены так, чтобы способствовать не только здоровьесбережению, но и успешной сдаче студентом экзаменов и зачетов. В этой связи необходимо вначале охарактеризовать психологическое состояние студентов на данном временном промежутке, поскольку построение самостоятельной работы применительно к физической культуре в этом случае должно производиться именно с учетом особенностей жизненной ситуации, складывающейся для студента в период сессии.

Следует сделать вывод, что с психологической точки зрения во время сессии студенты испытывают сильнейший стресс, вызванный резко увеличившимися умственными и эмоциональными нагрузками на фоне значительного снижения двигательной активности, а также зачастую имеющего место нарушения режима сна и отдыха.

При этом такое значительное изменение режима труда и отдыха студента происходит на фоне сильных переживаний, что подчеркивает своеобразие обстановки для студента в сессионный период. Нередко свое отрицательное воздействие добавляет и то обстоятельство, что заметное число обучающихся между сессиями недостаточно ответственно подходит к усвоению учебного материала, в связи с чем данной группе студентов приходится прилагать значительно больше усилий для подготовки к экзаменам и зачетам. Естественно, в таких условиях у студента могут развиться уже имеющиеся или возникнуть новые проблемы со здоровьем (как физическим, так и психическим).

Н.А. Щербакова указывает на следующие виды стресса, возникающие у студентов: – информационный стресс в связи с несистемной работой в течение семестра, напряжения от подготовки к сессии, большим объемом информации; – физиологический стресс, связанный с головными болями, вредным и несистематическим питанием; – психологический стресс в случае расстройства от несданного вовремя предмета, наличия опасности не сдать сессию; – эмоциональный стресс при наличии личных проблем вне учебного заведения: ссор с друзьями, проблем в семье и т.д. [2, с. 173]

По свидетельству Е.А. Андреевой и С.А. Соловьевой, уровень стресса у студентов в период экзаменационной сессии существенно увеличивается, что выражается в сложности контроля эмоций, ощущении физического недомогания, отсутствии сосредоточенности в момент выполнения важного задания, в сниженных адаптационных способностях и т.д. При этом у обучающихся наблюдается повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, ощущение постоянной нехватки времени, как следствие низкая работоспособность и повышенная утомляемость.

Авторы отметили, что в рейтинге мер борьбы со стрессом у студентов значатся общение с друзьями, вкусная еда и сон. [3, с. 141]

Показательно, что физическая активность как средство преодоления стресса, возникающего в период сессии, не пользуется популярностью у студентов, хотя эффективность данного способа представляется несомненной.

По нашему мнению, в качестве одного из наиболее действенных способов повышения стрессоустойчивости студентов в период сессии следует назвать занятия физической культурой, поскольку именно физические нагрузки способствуют тому, что обучающийся может отвлечься от подготовки к экзаменам, и наилучшим образом позволяют восстановить силы и работоспособность.

Необходимо отметить, что в период сессии, как правило, отсутствует такая форма двигательной активности студента, как предусмотренные учебным планом вуза занятия физической культурой, и если обучающийся еще и не занимается в какой-либо спортивной сессии либо на этот период устраивает для себя «перерыв» в занятиях спортом, то очевидно, что двигательная активность у такого студента во время сессии снизится до неприемлемого уровня.

Указанные выше две формы двигательной активности студентов (в виде занятий, предусмотренных учебным планом, и занятий в рамках спортивных секций) можно отнести к организованным. При этом в экзаменационный период более востребованной является такая во многом на сегодняшний день неорганизованная форма физической активности, как самостоятельные занятия физической культурой.

Существенным отличием от занятий физическими упражнениями в рамках учебного процесса или в спортивных секциях является то обстоятельство, что при самостоятельных занятиях физической культурой студент может сам решать, когда и в какой форме будет осуществляться физическая активность.

И если повлиять на наличие у студента свободного времени, которое возможно уделить занятиям физическими упражнениями, в период сессии вуз существенно не может, поскольку в данном случае многое зависит от самого обучающегося (в частности, от его способностей, отношения к учебе, умения организовать свое время), то оказать содействие в организации самостоятельных занятий высшему учебному заведению вполне по силам.

При этом некоторые упражнения (утренняя гимнастика, пробежки, «физкультминутки» и т.п.) могут выполняться студентами самостоятельно. Поскольку для выполнения данных упражнений студенту не потребуется никуда специально идти, занимающийся этими видами физической активности сэкономит определенное время. В смысле организации данных занятий достаточно рекомендовать студенту наиболее эффективные упражнения, продолжительность их выполнения и т.д.

Помощь вуза может значительно возрасти при организации тех видов физической активности, которые требуют большей продолжительности времени или использования специализированного инвентаря.

Так, если у студента имеется интерес к спортивным играм, занятиям на тренажерах т.п., то целесообразно предусмотреть время, когда «неорганизованные» студенты (т.е. не занимающиеся в данный момент в соответствующей спортивной секции) могут воспользоваться спортивными объектами высшего учебного заведения.

Полагаем, что присутствие в месте осуществления такой формально самостоятельной деятельности студентов преподавателя физической культуры, способного дать квалифицированную консультацию, является совсем не лишним и не отменяет «самостоятельного» статуса работы обучающихся.

В частности, помощь со стороны преподавателя будет весьма не лишней при определении оптимальной продолжительности и интенсивности физических упражнений.

Очевидно, что во время сессии физические нагрузки должны быть весьма дозированными. Если студент полностью «выложится», скажем, во время интенсивной тренировки, то ему потребуется значительное время для восстановления сил и возвращение к учебной деятельности может затянуться, что обычно нежелательно, поскольку все же основная цель для обучающегося на данном этапе – успешно сдать сессию. Именно преподаватель физической культуры, присутствующий во время самостоятельных занятий, может указать студенту ту грань, за которой тренировка рискует принести больше вреда, чем пользы. Также преподаватель в силах помочь самостоятельно занимающемуся студенту построить занятия таким образом, чтобы они имели максимальный эффект, в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов.

Полагаем, что именно самостоятельные занятия имеют большое значение для привития молодым людям навыков ведения здорового образа жизни в период и после обучения в высшем учебном заведении, когда уже не будет занятий физической культурой, предусмотренных учебным планом, и на первое место выйдет осознанная необходимость самому заниматься физическими упражнениями.

По нашему мнению, работа по организации двигательной активности обучающихся в период сессии в высшем учебном заведении должна строиться на основании соответствующей программы, включающей комплекс методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов применительно к занятиям физической культурой.

Такая программа, в частности, должна включать научно обоснованные минимумы двигательной активности студентов, предлагаемые физические упражнения, конечной целью выполнения которых будет снятие нервного напряжения, а также повышение работоспособности и стрессоустойчивости студента.


Библиографический список
  1. Богородицкий, И.Б., Бородаенко, В.Н., Соловьев, А.Ю. Особенности влияния экзаменационных сессий на физическую подготовленность студентов // Современные проблемы права, экономики и управления / Частное учреждение высшего образования Институт законоведения и управления ВПА (Тула). – 2015. – № 1. – С. 177 – 183.
  2. Щербакова, Н.А. Профилактика стресса у студентов педагогического вуза // Образовательная среда сегодня: стратегии развития / ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» (Чебоксары). – 2016. – № 1 (5). С. 171 – 173.
  3. Андреева, Е.А., Соловьева, С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология / Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования» (Тольятти). – 2016. – Т. 5. № 1 (14). – С. 140 – 143.


Все статьи автора «ms.kudeykina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: