ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Бородин Димитрий Геннадьевич
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
студент 3 курса, 324 группы

Аннотация
В настоящей статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса личности в области экологии, исследуются вопросы сочетания экологических прав и обязанностей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бородин Д.Г. Особенности конституционного статуса личности в области охраны окружающей среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84926 (дата обращения: 19.03.2024).

Ядро правового статуса личности в России составляют ее конституционные права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации [1], лежащие в основе всех иных прав, закрепляемых в отраслевом законодательстве. Именно они позволяют осуществить комплексную характеристику отношений между личностью, обществом и государством во всех сферах социальной и государственной жизни. Однако ее конституционно-правовой статус не может исчерпываться только перечнем прав, им в обязательном порядке корреспондируют и конституционные обязанности. Область экологии не является исключением, вследствие чего вопросы сочетания конституционных экологических прав и обязанностей являются особенно актуальными.

Экологические права, закрепленные в конституционных нормах, принадлежат к третьему поколению прав человека и являются производными от особого экологического курса государства, определяющего в качестве своей приоритетной цели  охрану окружающей среды. На сегодняшний день, в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, основными из них являются:

1) право на благоприятную окружающую среду. Подобное право относится к категории естественных прав человека, поскольку от качества окружающей среды, в которой проживают нынешние и будущие поколения напрямую зависит и качество их жизни.

Действующее экологическое законодательство не содержит определения благоприятной окружающей среды. Положения ст.  1 Федерального закона от 10 декабря 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве благоприятной окружающей среды определяют окружающую среду, характеризующуюся таким качеством, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов [2]. Иными словами, соответствие окружающей среды благоприятной окружающей среде определяется исходя из существующих экологических стандартов и нормативов.

Следует обратить внимание, что обеспечение состояния благоприятной окружающей в подобном контексте по большей мере зависит от органов государственной власти и органов местного самоуправления, поскольку сопряжено с существенными финансовыми затратами. Однако участие граждан в таком обеспечении опосредовано соблюдением ими экологических норм при осуществлении своей деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.

2) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Буквальное толкование приведенного положения свидетельствует о том, что информация, касающаяся окружающей среды и предоставляемая обществу в целом и гражданам в частности, должна соответствовать действительности, т.е. подтверждаться реальными фактами. На практике реализация подобного права может осуществляться в двух формах – активной и пассивной. Путем активного волеизъявления гражданин использует предоставленное ему право на информацию в форме запроса в уполномоченные органы, пассивная реализация права обеспечивается посредством ежегодного отчета государственных органов по охране окружающей среды об ее состоянии [3].

При этом логично заключение о том, что рассматриваемое право подразумевает под собой соответствующую обязанность органов публичной власти по своевременному уведомлению населения об угрозах их жизни и здоровью при возникновении неблагоприятной экологической обстановки.

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обеспечивается посредством закрепления составов таких правонарушений и мер юридической ответственности за их совершение в рамках уголовного и административного законодательства.

Ущерб в данном случае следует рассматривать как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (ч. 2 ст. 5 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) [4]. Возмещение такого вреда осуществляется в порядке, установленном нормами гражданского, экологического, уголовного и административного законодательства.

Одной из основных конституционных обязанностей граждан является обязанность сохранять природу и окружающую среду, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Как уже было отмечено, обязанность подобного рода непосредственно взаимосвязана с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку для обеспечения права всегда необходима норма, устанавливающая его соблюдение, в прямой или опосредованной форме. Рассматриваемые экологические обязанности конкретизируются в природоресурсном, земельном и ином отраслевом законодательстве.

Так, за несоблюдение нормативов, устанавливающих предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, предприниматели и организации привлекаются к административной ответственности и получают обязанность по устранению выявленных нарушений. В случае обнаружения фактов наличия несанкционированных свалок, хозяйствующие субъекты, в чьем пользовании находится земельный участок, обязываются ликвидировать несанкционированную свалку [5].

Подобное сочетание конституционных прав и обязанностей граждан в области экологии объясняется повышением роли и ответственности государства за выполнение координирующих, контрольно-надзорных и экологических функций государства. Именно их надлежащее выполнение уполномоченными органами оказывает непосредственное влияние на соблюдение прав граждан в области экологии и формирует экологический правопорядок.


Библиографический список
  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017 г.) // СЗ Рф. 2002. № 2. Ст. 133; 2017. № 31. Ст. 2049.
  3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». М.: Минприроды России, НИА-Природа, 2016. 639 с.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.11.2017 г.) // СЗ РФ. № 32. Ст. 3301; 2017. № 31. Ст. 4808.
  5. Решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 19.07.2017 г. по делу №2-1522/2017. URL: http://sudact.ru/regular/doc/T078hQZXy7oU/ (дата обращения: 24.11.2017 г.).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бородин Димитрий Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация