УДК 33

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Бойченко Антонина Владимировна
Московский финансово-юридический университет МФЮА
студентка кафедры Экономики и управления, профиль - государственное и муниципальное управление в социальной сфере

Аннотация
Социальная защита населения Республики Крым, ориентированная в течении последних нескольких лет на оперативное адресное решение наиболее кризисных жизненных ситуаций отдельных категорий населения на заявительной основе, была наиболее оптимальной на определенном этапе для решения практических задач в социальной сфере. Однако, в настоящее время становится очевидным тот факт, что данный подход приносит лишь кратковременный результат, поскольку не предусматривает профилактику возможных повторений трудных жизненных ситуаций, не нацелен на перспективную социальную защиту конкретного человека, и населения в целом.
Решение наиболее значимых социальных проблем возможно при проведении структурных реорганизаций в области социального обеспечения, в результате которых произойдет перераспределение социальных затрат в пользу наиболее малоимущих групп населения. В настоящее время в Российской Федерации, социальные функции не реализуются в необходимом объеме, предусмотренном законом, в силу ограниченных финансовых возможностей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бойченко А.В. Пути повышения эффективности социальной политики в Республике Крым // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84913 (дата обращения: 30.11.2017).

Социальная защита населения Республики Крым, ориентированная в течении последних нескольких лет на оперативное адресное решение наиболее кризисных жизненных ситуаций отдельных категорий населения на заявительной основе, была наиболее оптимальной на определенном этапе для решения практических задач в социальной сфере. Однако, в настоящее время становится очевидным тот факт, что данный подход приносит лишь кратковременный результат, поскольку не предусматривает профилактику возможных повторений трудных жизненных ситуаций, не нацелен на перспективную социальную защиту конкретного человека, и населения в целом.

Решение наиболее значимых социальных проблем возможно при проведении структурных реорганизаций в области социального обеспечения, в результате которых произойдет перераспределение социальных затрат в пользу наиболее малоимущих групп населения. В настоящее время в Российской Федерации, социальные функции не реализуются в необходимом объеме, предусмотренном законом, в силу ограниченных финансовых возможностей.

Величина средств, выделяемых государством на социальное обеспечение, явно недостаточна, так как размеры отдельных социальных выплат не соответствуют размеру прожиточного минимума. Нехватка финансовых возможностей останавливает развитие существующей системы социального обслуживания как одного из составляющих элементов социального обеспечения.

Одним из методов борьбы с бедностью, сокращения числа малоимущих граждан, является увеличение финансовых возможностей государства, что возможно при введении прогрессивного налога, так как действующая в настоящий момент система налогообложения не удовлетворяет потребности экономического и социального развития Российской Федерации. При введении прогрессивного налога налоговая ставка будет возрастать по мере увеличения роста дохода налогоплательщика. Это позволит более справедливо распределять доходы между богатыми и бедными.

Рекомендуется следующая шкала налогообложения: годовой доход от 120 тыс. руб. – не облагается налогом; от 120 до 150 тыс. руб. – облагается по ставке 10%; от 500 до 1100 тыс. руб. – облагается по ставке 13%; от 1100 до 2900 тыс. руб. – ставка 20%; а также доход свыше 2900 тыс. руб. – облагается по ставке 30%.

Результаты расчетов экономического эффекта при введении и использовании предлагаемой прогрессивной системы налогообложения, при помощи использования данных федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по распределению налогоплательщиков по группам доходов, приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4. Расчет экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы налогообложения

Годовой доход (тыс. руб.)

Кол-во налогоплательщиков (млн. чел.)

Годовой доход по группам (млрд. руб.)

Размер НДФЛ по ставке 13% (млрд. руб.)

Размер

НДФЛ

по предполагаемой шкале

(млрд.руб.)

Экономический эффект

от внедрения

предполагаемой шкалы (млрд. руб.)

75-120

11

700,3

91,04

0

-91,04

120-150

18,7

2882,3

374,7

288,23

-86,5

500-1100

16,5

5022

652,86

652,86

0

1100-2900

7,7

14038,5

1825,01

2807,7

982,7

Свыше 3000

1,1

12546,3

1631,02

3763,89

2132,87

Итого

55

35189,4

4574,06

7512,68

2937,83

Из данных таблицы следует, что доходы государственного бюджета от предлагаемой системы налогообложения увеличатся в 1,6 раза и будут составлять 7512, 68 млрд. руб.; категория граждан с невысоким уровнем дохода (до 120 тыс. руб.) будет освобождена от уплаты налогов, это составляет 11 млн. чел.; размер налога для категорий граждан, чей доход составляет от 500 до 1100 тыс. руб., не изменится; а для граждан, чей доход превышает 2900 тыс. руб., размер налога увеличится в 2,3 раза и составит 3763,89 млрд. руб. Проведенный анализ дает возможность сделать вывод о том, что данное предложенное мероприятие позволит добиться снижения налоговой нагрузки для граждан с низким уровнем дохода, что составит 54% от числа всех налогоплательщиков, перераспределив её на граждан с высокими доходами; основной экономический эффект будет достигнут от налогообложения наиболее богатых граждан (1,1 млн. чел.), а это 2% от всего количества.

Так, путем введения прогрессивной шкалы налогообложения можно значительно снизить уровень социального неравенства и увеличить число финансовых поступлений в бюджет и, тем самым, сократить численность малоимущих граждан. Указанный метод преодоления социального неравенства позволит освободить от налогов граждан, которые находятся на грани выживания.

Кроме того, рекомендуется использовать более тщательный подход к определению социальных проблем каждого человека, необходимо увеличивать размеры социальной помощи в связи с тем, что цены и услуги в стране постоянно растут.

Ранее отмечалось, что в настоящий момент в Республике Крым существует проблема недостаточной информированности граждан о мерах предоставления различных видов социальной помощи.

Основные цели в достижении необходимого уровня экономического развития государства требуют решения проблемы по правовой информатизации населения. В настоящий момент общество немыслимо без построения эффективной системы распространения актуальной правовой информации.

Наличие большого количества законодательных документов ставит вопрос о доступности информации для населения, о возможности изучения ими своих прав.

Граждане должны быть достаточно информированы о мерах и порядке предоставления социальных услуг и льгот. Необходимо размещать актуальную, доступную информацию на официальных сайтах органов социальной защиты населения (информация о деятельности, нормативно-правовые акты, перечни услуг, порядок предоставления мер социальной поддержки). Возможно внедрение телефонной справочной, по которой можно было бы узнать информацию о всех (в том числе благотворительных) социальных службах города, а также об услугах, которые они оказывают.

Также решение данного вопроса возможно при создании открытой Интернет-системы, позволяющей расширять доступность информации по социальному обеспечению.

Важнейшим результатом внедрения данной интернет-системы станет увеличение открытости, эффективности и адресности социальной помощи населению, что даст возможность иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных объемах согласно социальному положению гражданина.

Надо сказать, что основной причиной неполноты, недостоверности исходных данных, которые отражают реальное положение личности в различных социальных группах, является несовершенство использования информационных технологий в рамках управления социальной сферой.

В настоящее время необходимо разработать программу мер, которая повысила бы эффективность информационно-коммуникативных возможностей управления социальной сферой Республики Крым. В этой связи, в первоочередном порядке требуется создать единую информационную систему межведомственного характера, что позволит уменьшить затраты на ввод данных в систему через снижение процента повторяющейся информации. В дальнейшем такая система может привести к обеспечению качественно нового уровня жизни населения Республики Крым.

Огромное значение в данном случае имеют интернет-технологии, которые способствуют созданию единой информационной базы взаимодействия малоимущих граждан Республики Крым с учреждениями социального обслуживания, где информация о социальном положении будет доступной и удобной.

В будущем необходима разработка и внедрение электронной системы адресного взаимодействия граждан и органов социальной сферы. Основу предложенной информационной системы составит электронный социальный паспорт малоимущего жителя республики. Такой социальный паспорт необходимо создать для каждого человека, проживающего на территории Республики Крым; он будет содержать персонифицированную информацию, характеризующую социальный статус, семейное и материальное положение, социальные льготы и прочее. Стоит отметить, что для хранения данной информации должны быть созданы информационные базы данных, распределенные по территориальному принципу (по районам города), для использования органами социальной защиты, в целях выработки индивидуальных программ взаимодействия с каждым гражданином.

Важно идентифицировать каждого жителя города при получении социально значимой информации. Предполагается решить эту проблему с помощью внедрения новой технологии в виде пластиковой магнитной карты, так называемой смарт-карты. Такая система интегрированной социальной помощи позволит создать единое социальное пространство в городе, в целях обеспечения адресной поддержки жителей республики. При этом появляется возможность быстрого уточнения и добавления информации на информационной карте каждого жителя республики. Все это позволит эффективно строить модели изменений в категориях граждан Республики Крым, в конкретном промежутке времени, а также проводить анализ и статистику населения, которое можно отнести к группе социально уязвимых лиц.

В дальнейшем, в учреждениях социальной защиты необходимо установить специальные электронные аппараты для организации свободного доступа граждан к данной системе адресного взаимодействия, что позволит обеспечить открытость, доступность, достоверность информации по предоставляемым услугам, льготам, выплатам; адресность предоставления различных социальных услуг жителям республики, а также объединение для граждан актуальной информации о законах в социальной сфере; позволит сократить время и упростит механизм оформления документов, подтверждающих право на получение государственной социальной помощи.

Социальный паспорт избавит жителей Республики Крым от необходимости многоразового посещения различных организаций социальной сферы, повысит эффективность обмена информацией между государственными органами и, кроме того, повысит доступность получения гражданами различной информации. Анализ паспортов позволит в дальнейшем разработать эффективную государственную программу по социальной поддержке малоимущих граждан, что существенно сократит численность наиболее уязвимых слоев.

Дальнейшая деятельность по внедрению социальных паспортов может быть организована отделом социальной защиты населения. Для осуществления данного мероприятия потребуется программное обеспечение для составления и хранения информационной базы социальных паспортов жителей города. На реализацию данного предложения потребуется: 30 тыс. руб. для покупки программного обеспечения, а также, в связи с этим, необходима дополнительная оплата труда сотрудников отдела социальной защиты населения: 2 сотрудника х 2100 в месяц, что составит 50, 4 тыс. руб.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существование проблем в социальной сфере, ожидающих своего решения, требуют особой координации деятельности, а также развития эффективного взаимодействия структур государства и различных общественных организаций, осуществляющих свою деятельность по социальному обеспечению населения и предоставлению социальных услуг. Внедрение предложенной системы персонифицированной информации призвано обеспечить эффективность и актуальность принятия управленческих решений, сформировать устойчивое развитие системы социальной защиты населения, обеспечить информационную безопасность каждого человека, а также увеличить варианты решения проблемы дальнейшего совершенствования социальной сферы в рамках социальной политики государства.

В настоящий момент особенно ощущается необходимость разработки единой информационной среды в социальной сфере, единой межотраслевой информационной системы. Она позволит достичь высокого уровня интеграции информационной ресурсной базы на основе банка данных и документированной информации, а также получать актуальные определенному промежутку времени сводные аналитические данные о состоянии социальной сферы и ходе реализации программ по социальному обеспечению малоимущих жителей города.

Социальная защита населения по своей специфике, не приносит прибыль, поэтому её нельзя считать бизнес – структурой. Оказываемые ею услуги, по большому счету, являются благотворительными. И именно по этой причине рассчитать экономическую эффективность от внедрения разработанных мероприятий не предстает возможным.

Следует отметить, что невозможно снизить уровень социального неравенства населения, существенно повысить уровень качества жизни малоимущих граждан без экономического роста государства. Ведь оно не способно лишь только собственными усилиями реализовать государственную программу социальной поддержки граждан. Крайне необходима ответная реакция участников рынка, а также выполнение гражданами своих обязательств, что может привести к положительным результатам.

Предложенные мероприятия, направленные на улучшение качества жизни малоимущих граждан, уязвимых категорий населения помогают наиболее эффективно решать задачи в сфере социальной защиты, стоящие перед государством. Важно отметить, что при этом и будет достигнут социальный эффект, который в управлении социальной сферой наиболее значим, так как вся деятельность органов социальной защиты направлена на улучшение жизни граждан, на удовлетворение их социальных потребностей.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.
  2. Акимова В.М. Исчисление НДФЛ: вопросы издательского семинара: / В.М.Акимова. // Российский налоговый курьер. – 2011.-№12. – С.10-12
  3. Бутова Т.В., Кривцова М.К., Цихоцкий Ф.Н.,  Пустоветов С.Е. Информационно-коммуникативные возможности обеспечения управления социальной сферой Санкт-Петербурга ИЖ «Науковедение», май –июнь 2014
  4. Графская С.А. Минимизация налога на доходы физических лиц / С.А.Графская // Налогообложение, учет и отчетность. – 2011. -№2. – С.9
  5. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение :Практические рекомендации/ Л.В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 416 с.
  6. Иванов А.П. , Бунина Е.М. Инвестиционная активность и доходы населения / А.П.Иванов, Е.М.Бунина //Финансы .- 2009.-№1. – С.3
  7. Караваева И.В. Социальные аспекты подоходного налогообложения в рыночной экономике / И.В. Караваева //Финансы .- 2010. – №8.- С.23
  8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение / Учебник / Н.В.Миляков. – М.:ИНФА-М, 2011. – 458 с.
  9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.nalog.ru/


Все статьи автора «revina_1tv»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: