СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кокарева Марина Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Коковина Анастасия Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена изучению профессиональной культуры, её специфики и особенностей. Анализировано влияние профессиональной культуры на реализацию педагогической деятельности. Представлены группы личностных качеств педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарева М.Е., Гордеев К.С., Коковина А.А., Жидков А.А. Специфика профессиональной культуры в перспективе педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84860 (дата обращения: 29.03.2024).

Профессиональная культура работника педагогической сферы предполагает наличие специализированных необходимых знаний педагога и результативное применение в процессе преподавания. Эффективность преподавания в образовательных учреждениях требует обладания широким спектром профессиональных знаний и методики образовательной деятельности.

Педагогические требования делают упор на личности педагога и направлены в первую очередь на овладение высококвалифицированного образования. Целью необходимости следования таким требованиям заключается в организации и формировании будущих педагогов [1, стр. 94].

Профессиональная культура педагогического работника – это элемент культуры педагога, включающийся комплекс личностных и профессиональных черт и особенности профессионального функционирования. Педагогическая наука рассматривает профессиональное формирование преподавателей как развитие профессиональной грамотности и мастерства, а также личных и преподавательских свойств

Результативность трудовой деятельности педагога определяется суммированием общественно-полезных, нравственных и профессиональных качеств, направленных на регулирование многосоставного педагогического коллектива. Уровень развития рассматриваемых качеств определяет авторитет педагога и его место в системе взаимодействия между людьми [2, стр. 372].

Характерной особенностью профессиональной культуры педагога является возможность творческого применения педагогических способностей и самореализация. Реализация творческих способностей предусматривает присутствие индивидуализации, инициативности, ответственности и социальной мобильности. Самореализация предполагает воздействие на личности других людей.

Педагогическая деятельность обусловлена разнообразием неоднозначных педагогических обстоятельств, требующих анализирования и проектирования решений выхода из сложившихся ситуаций. Вариативность обстоятельств предполагает творческий подход к разработке решений. Характерное значение имеет степень заинтересованности педагога в своей деятельности, которая определяет уровень профессионального творчества и его реализацию в достижении определённых целей.

Качества, требуемые к профессии педагога, характеризуются активной работы над собой, и приобретаются посредством упорного, систематического труда [3, стр. 288].

Можно выделить несколько видов личностных черт преподавателя:

1.      Господствующие, без которых невозможно осуществление продуктивной работы педагога. К ним относятся: целеустремлённость, ориентированность в некорректных ситуациях, эрудированность, работолюбие, педагогические тактичность и оптимистичность, современность.

2.      Поверхностные, не влияющие на результат трудовой деятельности, но могут способствовать развитию. К ним относятся: мудрость, виртуозность, добродушность, чувство юмора или привлекательная внешность.

3.      Неблагоприятные, ограничивающие эффективность педагогической деятельности. Педагог никогда не должен быть психически несдержанным, мстительным, чрезмерно гордым, а также иметь предвзятое мнение.

4.      Непригодные, которые ведут к несостоятельности профессионализма педагога. Такими чертами можно назвать применение физической силы, наличие вредных привычек, неквалифицированность и нравственная нечистоплотность.

Отдельно можно выделить группы качеств личности педагога профессионального образования:

  • Нравственные, к которым относятся интеллигентность, честность, человечность, скромность и бескорыстие.
  • Коммуникативные, например, общительность, отзывчивость, умение доверять окружающим, деликатность.
  • Волевые. К ним относятся: самообладание, сдержанность и самостоятельность.
  • Координирующие, например, рациональная организация педагогической работы, оперативность, умение планировать, требовательность к себе и обществу.
  • Профессиональные, к которым относятся компетенция, самосовершенствование, склонность к нововведениям.

Профессиональная культура стремится создать идеального специалиста, который воплощал бы в себе только положительные личностные качества, но, к сожалению, в реальном мире такого педагога не существует. Личность педагога содержит элементы каждой группы качеств, но у каждого комбинация этих качеств различная, что и формирует индивидуальность педагогической личности.


Библиографический список
  1. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие.-2-е изд., перераб., доп.-М.: АПКиППРО, 2005.-116с.
  2. Подласый, И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 777 c.
  3. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 608 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация