УДК 7.012

АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ ОСНОВАННЫХ НА СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, ИХ ВИДЫ, ТИПЫ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Шушпанова Мария Сергеевна
Санкт-Петербургский политехнический университет
студент кафедры Компьютерные интеллектуальные технологии

Аннотация
Данная статья содержит обзор мирового опыта в области разработки сайтов основанных на социальном взаимодействии. Проанализированы виды и типы таких интернет-порталов. Особое внимание уделено описанию их характерных структурных элементов. Основными задачами исследования являются: описание интернет порталов основанных на социальном взаимодействии, вычленение их структурных составляющих, формулирование из каких элементов и подэлементов состоят данные порталы.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шушпанова М.С. Анализ интернет-порталов основанных на социальном взаимодействии, их виды, типы и структурные элементы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84818 (дата обращения: 24.11.2017).

В современном информационном мире большую роль и значение в жизни человека играют информационные технологии, в частности Интернет. Это становится неотъемлемой частью жизни общества. Как следствие части привычного взаимодействия людей в обществе переносится в виртуальную среду. Так это привело к росту популярности социальных сетей, возникновению большого количества виртуальных сервисов услуг. Все больше потребностей и задач человек может реализовать через интернет-ресурсы.

В настоящее время социальные сети является самым популярным онлайн-активностью среди пользователей во всем мире. Бренды развивают свое присутствие в сети, а в частности в социальных сетях. В связи с этим проводятся различные исследования пользовательского поведения в этой среде. Изучаются факторы, влияющих на вовлеченность потребителя в социальные сети. Результат таких исследований показывает, что простота пользования интерфейсом, интерактивность, развлечения и информации имеют непосредственное влияние на участие потребителей в интернете и привлечение их [1].

Кроме брендов развивается и социальная направленность сайтов государственных структур, разрабатываются госпрограммы. Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, в России была разработана государственная программа «Информационное общество (2011–2020)». Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Работа ведется по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются почти ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ [2].

Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, который предназначен для отражения социального взаимодействия в  Интернете. Исходя из понятия можно сформулировать основные функции социальных сетей:

  1. Создание индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе.
  2. Взаимодействие пользователей (посредством просмотра профилей друг друга, внутренней почты, комментариев и пр.)
  3. Возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, целью социальной сети может быть поиск новых друзей, ведение группового блога и пр.).
  4. Обмен ресурсами (к примеру, ссылками на сайты).

По данным Brand Analytics [3], системы аналитики социальных медиа и СМИ, представлены такие данные регулярного исследования активной аудитории социальных сетей в России за ноябрь 2016. В исследование включены данные по социальным сетям Вконтакте, Facebook, Instagram, Twitter, Мой Мир и LiveJournal.

 

Рисунок 1 – распределение публичного контента

Количество «говорящих» авторов за ноябрь 2016 г. составило 35 млн и которыми было сгенерировано 698 млн сообщений.  На рисунке 1 показано что 71,8% объема всего публичного контента приходится на социальные сети (504 940 публикаций). На 2-м месте источники видео-контента (YouTube и Vimeo) – 12,7% от всего объема публичного контента, а Твиттер перешел на третью строчку, его доля составила 8,7%.

В данный момент развитие социальных сетей достигла большой популярности, все больше появляется новых социальны сетей. Причем эти сети имеют определенные ниши, что позволяет им выбиться из ряда гигантов – социальных сетей для всех. Так появились соцсети для топ-менеджеров и богатых людей, для владельцев собак или для инвалидов.

Из наиболее интересных можно выделить такие проекты как MyChurch.com  – социальная сеть для создания собственных церквей, Moxie Moms – социальная сеть мам, Geni – Genealogy – Free Family Tree  – сеть родственников. Появляются и закрытые социальные сети, например, PRO2 или социальные сети миллионеров. Тренд — специализация социальных коммуникаций.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Все сайты, разработанные для создания на их основе социальных сетей, поддерживают ряд общих возможностей. Эти возможности находят отражение в таких структурных элементах, присущих социальным сетям:

  1. Личный профиль пользователя, где может отражаться такая информация как имя, пол, возраст и прочее.
  2. Личные сообщения. Помогают пользователям общаться между собой, реализуя социально взаимодействие.
  3. Контент создаваемый пользователем. В результате взаимодействия между участниками, а так же для его поддержания они создают контент. Он может зависеть от особенностей и направления социально сети: это могут быть посты, фотографии, видео и прочее.
  4. Новостная лента. Этот элемент формируется из создаваемого пользователем контента. Это во многом ключевой элемент любой социально сети. Его попадая на сайт пользователь видит в первую очередь.
  5. Сообщества. Они помогают формировать круги по интересам, в рамках которого пользователи так же поддерживают общение и создают контент.
  6. Оценки и рейтинг. Социальные сети выработали собственную систему оценивания и распространения контента. Так существуют лайки, позволяющие продемонстрировать свое отношение к материалу, а так же показывающие его популярность. И репосты, позволяющие делиться интересным контентом и распространять его.
  7. Уведомления. Этот элемент позволяет пользователю видеть и реагировать на новый материал, оперативно получать сообщения от пользователей и прочее.

АНАЛИЗ UX/UI СУЩЕСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Социальных сетей и сайтов с элементами социальных сетей существует много. Есть  как мировые социальные сети, так и региональные, распространенные в конкретном регионе, стране. Для анализа были взяты популярные в России, и максимально разнообразные по своей специфике социальные сети. А именно: вконтакте, flikr, twitter, badoo и facebook.

Вконтакте

Самой популярной сетью на территории России принято считать ВКонтакте. На первоначальных этапах развития ВКонтакте являлся копией такой социальной сети, как Facebook, однако через некоторое время начал развиваться самостоятельно. Аудитория пользователей состоит по большей своей части из молодых людей, именно этим и обусловлено направление самого контента.

Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создание профиля с информацией о себе, производство и распространение контента, гибкое управление настройками доступа, взаимодействие с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживание через ленту новостей активность друзей и сообществ.

Кроме возможности писать сообщения, пользователь может оставлять комментарии под уже опубликованным контентом. К своим сообщениям можно «прикреплять» фотографии, аудиозаписи и видеозаписи (в том числе и полнометражные фильмы), документы и опросы.

Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, черный, белый. В целом сайт светлый, нейтральный – все внимание пользователя сосредотачивается на контенте. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: информационный блок, вход, регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, а так же постоянные части интерфейса: меню, уведомления, рекламный блок, аудио, поиск.

Flickr

Flickr — фотохостинг, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем цифровых фотографий и видеороликов. Один из самых популярных сайтов для размещения фотографий. По состоянию на 4 августа 2011 года сервис имел в своей базе более 6 млрд изображений, загруженных его пользователями. Также, по данным за август 2011 года, на сервисе было зарегистрировано 51 миллион человек, а общая посещаемость составляла 80 миллионов уникальных пользователей. [4]

Основной контент сайта это фотографии, которые загружаются на удалённый сервер. Каждой фотографии можно присвоить имя, краткое описание и ключевые слова. Кроме того можно делать заметки прямо на размещенных фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание.

Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, черный, белый. В целом сайт темный, сосредоточен на многообразии фотографий, размещенных на нем. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: поиск, вход и регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, а так же постоянные части интерфейса: меню, поиск, уведомления.

Twitter

Это – ещё одна популярная социальная сеть и сервис микроблоггинга, который позволяет своим пользователям отправлять и читать текстовые сообщения, или «твиты», длиной до 140 символов. Twitter был создан Джеком Дорси в марте 2006 года и был официально запущен в июле того же года. С тех пор сервис завоевал всемирную популярность и на сегодняшний день насчитывает более 300 миллионов пользователей, ежедневно генерирующих более 300 миллионов твитов, а также производящих более 1,6 миллиардов поисковых запросов. Twitter описывают как «SMS в интернете». Twitter предлагает комбинацию различных форм общения – текст, фотографии, музыка, видео – превращая повседневную жизнь в интересные контексты, знаменательные события и критические ситуации. Обсуждения могут вращаться вокруг горячих тем благодаря использованию хештегов, пользователи могут публиковать и просматривать обновления, фолловить других пользователей, а также отправлять публичные ответы или личные сообщения, чтобы связываться и общаться с другими пользователями. С годами экосистема Twitter сильно разрослась, давая возможность находить людей, новости или предметы.

По состоянию на 1 января 2011 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей [5]. 100 млн пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются «Твиттером» ежедневно. 55 % пользуются «Твиттером» на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com.

Цветовая гамма в котором решен сайт – голубой, белый. В целом сайт светлый, нейтральный – все внимание пользователя сосредотачивается на контенте. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: Информационная лента, категории, вход и регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, а так же постоянные части интерфейса: меню, поиск, рекомендации людей, актуальные.

Badoo

Социальная сеть Badoo работает фактически со всеми странами мира, но наиболее популярна она в Латинской Америке, Испании, Италии и Франции. Badoo располагается на 52 месте во Франции и на 117 месте во всемирном рейтинге наиболее популярных веб-сайтов согласно статистике портала Alexa Internet.

Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, фиолетовый. В целом сайт имеет определенное настроение, насыщен большим количеством элементов. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: вход и регистрацию. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает лента с профилями пользователей, а так же постоянные части интерфейса: меню, профиль пользователя, пользователи онлайн.

Facebook

Первая из всех социальных сетей в мире, основанная Марком Цукербергом около 6 лет назад, в начале 2004 года, для студентов Гарварда и получившая мировую популярность среди различных социальных групп. По последним данным, к Facebook присоединилось более 300 миллионов участников. Социальная сеть Facebook имеет русскоязычную и украинскую версии сайта, содержащие бесплатные сервисы, игры, группы, возможность общаться с друзьями и выкладывать свои фотографии. В Facebook присутствуют звезды и знаменитости мирового уровня, а также представительства различных коммерческих структур.

Facebook принадлежит к пятерке наиболее посещаемых вебсайтов мира. На июль 2014 года аудитория Facebook составила 1,32 миллиарда пользователей — это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like и следящих cookie. Суточная активная аудитория в марте составила 720 миллионов человек — столько фиксируется следящей сетью Facebook ежедневно. 24 августа 2015 года число посетителей социальной сети Facebook впервые составило один миллиард человек. Около 810 млн человек в месяц используют мобильное приложение Facebook. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий. На сайте зафиксировано 125 миллиардов «дружеских связей» (на 31 декабря 2011 г. было 100 млрд). Количество просмотров страниц сайта в октябре 2011 года составило 1 триллион.

Facebook позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).

Facebook предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных — виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на

Цветовая гамма в котором решен сайт – синий, белый. В целом сайт светлый, нейтральный – все внимание пользователя сосредотачивается на контенте, экран сильно насыщен элементами интерфейса. При первом входе на сайт незарегистрированный пользователь видит: информационный блок, вход, регистрация. Если же заходит зарегистрированный пользователь то основное место занимает его личная новостная лента, запросы от других пользователей, рекомендации а так же постоянные части интерфейса: поиск, профиль, сообщения, уведомления.

На таблице 1 представлено сравнение рассматриваемых социальных сетей.

Таблица 1 – сравнение социальных сетей

Вконтакте Flickr Twitter Badoo Facebook
Описание Общего характера Хранение, и использование цифровых фотографии. Обмен ими. Общего характера. Микро-блог Общего характера. Популярная в Европе и Латинской Америке. Общего характера
Цветовая палитра Синий Черный, синий Голубой Синефиолетовый Синий
Страница входа, незарегистрированного пользователя Информационный блок, вход, регистрация Поиск, вход и регистрация Информационная лента, категории, вход и регистрация Вход и регистрация Информационный блок, вход, регистрация
Страница входа, зарегистрированного пользователя элементы Новостная лента Новостная лента Новостная лента Лента с профилями пользователей Новостная лента, запросы от других пользователей, рекомендации
Постоянные части интерфейса Меню, уведомления, рекламный блок, аудио, поиск Меню, поиск, уведомления Меню, поиск, рекомендации людей, актуальные темы Меню, мой профиль, пользователи онлайн Поиск, профиль, сообщения, уведомления

Таким образом были проанализированы методики для создания удобного интерфейса ориентированного на пользователя, помогающего ему взаимодействовать с другими пользователями. Проанализированны уже существующие элементы, их визуальные и функциональные составляющие.

Это все поможет в разработке удобных для пользователя сайтов, помогающих им быстро и просто взаимодействовать с другими людьми, получать он-лайн услуги и качественно и полезно использовать все возможности Интернета.


Библиографический список
  1. Fedric Kujur, Saumya Singh, Engaging customers through online participation in social networking sites, Asia Pacific Management Review, Volume 22, Issue 1, March 2017, Страницы 16-24
  2. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы)  [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1 (дата обращения: 01.06.2017).
  3. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила 87 млн. человек  [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.net/press/news/744498 (дата обращения: 01.06.2017).
  4. Fedric Kujur, Saumya Singh, Engaging customers through online participation in social networking sites, Asia Pacific Management Review, Volume 22, Issue 1, March 2017, Pages 16-24, ISSN 1029-3132, https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.10.006.
  5. Puneet Kaur, Amandeep Dhir, Sufen Chen, Risto Rajala, Flow in context: Development and validation of the flow experience instrument for social networking, Computers in Human Behavior, Volume 59, June 2016, Pages 358-367


Все статьи автора «Шушпанова Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: