УДК 656.2

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Калинина Валентина Анатольевна1, Вахтанин Кирилл Андреевич1
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент

Аннотация
Данная статья посвящена обзору концептуального развития информационного обеспечения грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Проведенное исследование позволяет утверждать, что создание WEB-приложений на основе базы данных позволяет гибко и оперативно подключать новые задачи. Данная проблематика имеет особое влияние на эффективность работы железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калинина В.А., Вахтанин К.А. Концепция информационного обеспечения железнодорожных перевозок // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84777 (дата обращения: 24.11.2017).

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации (УСД) и взаимосогласованных показателей, а также массивов технико-экономической информации, методов их организации, хранения и контроля представляет собой информационное обеспечение.

На железнодорожном транспорте зачастую большое внимание уделялось и уделяется по сегодняшний день вопросу обработки информации. В России уже в 1927 г. применялись на железных дорогах механические счетно-аналитические машины. В середине ХХ века в составе министерства путей сообщения работали машиносчетные станции и фабрики механизированного учета. В 60е гг. начали применяться электронно-вычислительные машины, а в начале 70х гг. наступила пора создания полноценных автоматизированных систем управления. Поэтому в 1971 г. было создано Проектно-конструкторско-технологическое бюро автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом – ПКТБ АСУЖТ (ныне ПКТБ ЦКИ ОАО «РЖД») – первая проектная организация, предназначенная целенаправленно заниматься разработкой АСУ для железнодорожного транспорта.

Один из первых опытов совместной работы коллективов ПКТБ АСУЖТ и ГВЦ пришелся на создание диалоговой информационно-справочной системы контроля и управления оперативной работой железных дорог – ДИСКОР. В процессе этой работы были созданы и внедрены типовые структуры сообщений и унифицирован порядок обмена информацией с подразделениями железных дорог, а также между дорожными ИВЦ и ГВЦ.

В тот же момент в тесном профессиональном взаимодействии было спроектировано и внедрено несколько комплексов и задач для уровня МПС, в том числе «Расчет и корректировка технического плана эксплуатационной работы дорог», «Расчет планируемого объема отправления грузов», «Расчет грузопотоков в корреспонденции между стыковыми пунктами дорог», «Расчет ожидаемого выполнения и проектирования планового задания показателей использования локомотивов по сети и дорогам» и другие.

Рисунок 1. Основные задачи, решаемые в рамках АСУЖТ

Особое место среди подсистем АСУЖТ занимают автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), неотъемлемой частью которой является АСУ сортировочной станции (АСУСС). АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. На первом этапе функционирования системы обеспечиваются контроль дислокации и повагонный состав поездов, локомотивов грузового движения и спец. подвижного состава (рефрижераторов, крупнотоннажных контейнеров, недействующих локомотивов). По мере развития системы информационной модель дополняется данными о грузовой работе и вагонных парках. Вагонная информационной модель сети дорог создаётся в рамках общего банка данных АСОУП и представляет собой специализированный файл, отражающий информацию о каждом вагоне и имеющий ключ доступа —  инвентарный номер вагона.[1]

Рисунок 2. Системы входящие в состав АСОУП

Спустя много лет была разработана вторая версия системы – АСОУП-2, в состав которой вошли оперативные номерные модели АСОУП: поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная, локомотивных бригад, отправочная, модель заявок. При этом каждая из моделей является двухуровневой, вследствие чего любое событие в модели дорожного уровня оперативно отражается в соответствующей модели сетевого уровня ГВЦ. Часть данных, наоборот, формируется централизованно на сетевом уровне (заявки, сводный заказ, уточненный сводный заказ, паспорта вагонов и др.) и передается в дорожные системы в заданном регламенте.

Рисунок 3. Структура информатизации железнодорожного транспорта

В современных условиях важно сохранить технологическую основу железнодорожного комплекса, развивая гибкие, надежные и безопасные решения, которые используют потенциал коллективных инноваций, корпоративных знаний и совместной работы. Одно из совместных решений – проект расписания пригородных поездов, построенный по принципу объединения данных смежных систем ГИД-УРАЛ, СИРИУС, АСОУП-2, ЕК ИОММ, АСУ РСИ, ГЛОНАСС и др.

При осуществлении перевозочной деятельности в межгосударственном сообщении важный инструмент управления – информационные технологии. В настоящее время эффективность совместного использования парков грузовых вагонов и контейнеров государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, соблюдение единой технологии работы железнодорожного транспорта в значительной степени определяются уровнем информационного взаимодействия железнодорожных администраций [2].

Один из самых главных факторов влияющих на эффективность современных прикладных программных комплексов зависит не только от правильности технологических решений, но и от реализации интерфейсов пользователей информационных систем.

В настоящее время эти интерфейсы, созданные в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ), реализованы на базе различных технологий, со своими системами авторизации, интерфейсом пользователя и процедурами обновления. Отсутствие единообразия и стандартизации создает серьезные проблемы в их сопровождении и развитии как пользователям, так и администраторам и разработчикам. Сложность разрабатываемых систем превратила создание и обслуживание программного обеспечения для АРМов в трудоемкую задачу.

Объединив приложения в одну информационную систему на одной платформе с единой системой авторизации и регистрации действий пользователей, можно обеспечить максимально простое развитие и наращивание функций, увеличить количество пользователей и ресурсов без каких-либо коренных структурных изменений и потери работоспособности. Основой построения такой системы являются портальные решения. Наиболее предпочтительной платформой для интеграции разрабатываемых в железнодорожной IT- инфраструктуре приложений является платформа компании IBM – WebSphere Portal.

С помощью такого решения, пользователь может увидеть всю информацию, к которой он имеет доступ и которая необходима для его эффективной работы. А также больше внимание заслуживают и дополнительные возможности, предоставляемые порталом, – это средства коллективной работы, организация разного рода хранилищ документов и справочников.

Созданное на базе портала решение существенно облегчает жизнь и пользователям, и разработчикам, и администраторам системы, позволяет гибко и оперативно подключать новые задачи, эффективно управлять всей инфраструктурой приложений. Изложенные подходы к созданию WEB-приложений на основе базы данных АСОУП в настоящее время реализуются в проекте создания консолидированной АСОУП в центрах обработки данных (АСОУП-2К) [3].


Библиографический список
  1. Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). URL:http://lokomo.ru/info/asuzht.html (дата обращения: 21.11.2017).
  2. Вишняков В.Ф. В одном строю на пути информатизации // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 7. – C. 8-9.
  3. Крестинин А. В., Грибанов Д. В. Разработка эффективных прикладных программных комплексов // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 7. – C. 22-23.


Все статьи автора «Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: