ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКОЛЕНИЯ Z В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Сысоева Ольга Игоревна1, Сысоев Михаил Алексеевич2
1ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», магистр факультета педагогики и психологии
2ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», старший преподаватель кафедры космические приборы и системы

Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессионального самоопределения ранней юности с учетом современных реалий и появления нового феномена - «цифрового поколения» (поколения Z). Анализ проблем проведен в трех ракурсах – социальном, психологическом, технологическом. На основе соотнесения внешних и внутренних факторов выделены основные сложившиеся противоречия при выборе профессионального пути школьниками, необходимость решения которых стимулировало разработку конкретной программы психолого-педагогической поддержки в условиях школьной среды.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сысоева О.И., Сысоев М.А. Профессиональное самоопределение поколения Z в ранней юности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84725 (дата обращения: 11.04.2024).

Проблема профессионального самоопределения была и остается одной из актуальных проблем науки, образования и всего общества в целом.

К настоящему времени как в отечественной, так и зарубежной науке накоплен богатый опыт в области теории и практики профессионального самоопределения. Различные аспекты данной проблемы детально разработаны и широко освещены в научных трудах: методологическое обоснование понятия «самоопределение» получило в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского; про внутренний потенциал человека, который самореализуется, самоактуализируется говорили С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу; смысловой аспект рассматривал В. Франк;  связь личностного самоопределения с системой ценностей отражал М.Р. Гинзбург, аспект личной реализации в процессе формирования представления о себе и о собственной профессиональной карьере рассматривает Л.И. Божович;  К. Роджерс, Дж. Сьюпер, Л. Тайлер, Д. Тидеман, Д. Холланд и др. раскрывают профессиональное самоопределение как процесс реализации «Я-концепции»; возможности образовательной среды в развитии личности и профессиональном становлении показывают  И. А. Баева, Н. В. Бордовская, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Е. А. Климов и др.

Невзирая на усиленное исследовательское внимание к обозначенной проблеме, отдельные ее аспекты остаются недостаточно изученными.  Профессиональное самоопределение, обусловленное как личностным фактором, так и социальной значимостью, с приходом каждого следующего поколения и сменой реалий жизни приобретает новые оттенки и наполнение, требующих изучения.  И, если говорить о таком феномене современности – поколении Z – то многие вопросы, связанные с ценностными ориентациями этого поколения, особенностями мировоззрения и мышления, критериями выбора профессионального пути и др., пока не получили в научных исследованиях должного внимания.

Проблема профессионального самоопределения нами рассматривается в фокусе нескольких измерений:

  • социальное измерение связано с анализом   сложившейся социально-экономической и социокультурной ситуации, влиянием определенных внешних факторов на выбор будущей профессии, особенностями освоения новым поколением социального опыта и вхождением в социальную среду;
  • в психологическом измерении исследуются представители поколения Z как личности, как индивидуальности и субъекты профессионального становления; проводится изучение особенностей нового юного поколения, их мировоззрения, ценностей, процессов самосознания и самоопределения, предпочтений в выборе жизненного пути;
  • технологическом, то есть, с точки зрения инструментализации процесса самоопределения, использования образовательного потенциала школьной среды для формирования технологической готовности к выбору профессии [1].

На этапе юности школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора и начального планирования профессиональной траектории. Теоретически доказано, что выбор происходит под воздействием ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов выделяют социально-экономические, политические, культурные процессы в обществе, социальную среду ребенка, в частности, характер семейных отношений, организацию и содержание учебной деятельности, психологический климат школьной среды, личностные качества учителей и их стиль взаимодействия с учащимися и др.  К внутренним факторам относится совокупность индивидуально-психологических, когнитивных, мотивационных, ценностно-ориентационных, смысловых, рефлексивных, операциональных характеристик личности подростка [2].

На современном этапе кардинальные изменения в обществе влекут за собой значительные перемены в привычном укладе и системе жизнедеятельности. Традиционные формы профессиональной самореализации, ранее основанные на устойчивой и жесткой предопределенности жизненного пути, сменяются на новые формы, в которых основное значение имеет способность самостоятельно конструировать жизненную карьеру, меняться и приспосабливаться к новой работе, новому направлению профессионального пути, новым ролям, новым технологиям.  Постоянная трансформация рынка труда, чрезвычайно высокая подвижность конъюнктуры рыночной экономики, негарантированный характер занятости, изменение отношения к тем или иным профессиям, смена ценностных приоритетов в обществе –  эти глобальные факторы оказывают влияние как на личностное, так и на профессиональное самоопределение подростков, существенно усложняя выбор профессиональной траектории [3].

Таким образом, готовность к профессиональному самоопределе­нию становится не только условием благополучия и успешности чело­века, но и его жизненной необходимо­стью, обеспечивающей адаптацию на современ­ном рынке труда и оптимальное функционирование в сложном, стреми­тельно развивающемся мире.

В психологическом аспекте профессионального самоопределения на этапе юности важную роль играют процессы обретения самостоятельности, становления внутренней позиции, формирования профессиональной идентичности и  целеполагания. Основной задачей, решаемой в юном возрасте, является, определение своего места в профессиональном пространстве с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. В основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественной выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования [4].

Проведение психологического анализа профессионального самоопределения на современном этапе невозможно без учета особенностей мировоззрения, мышления, ценностно-смысловых ориентаций нового поколения.

Поколение Z – дети первого «цифрового поколения», рожденные после 2000 года, то есть, в мире технологий, огромного потока информации и в полной мере испытывающие их влияние.

Отказ от традиционных устоявшихся форм в построении карьеры и деловых отношений, высокая эрудиция, креативность и одновременное снижение аналитического мышления; многозадачность, клиповость мышления на фоне дефицита внимания и снижения его устойчивости; гиперактивность и быстрое переключение фокуса внимания, пребывание в условиях информационной перегруженности, мировоззренческий разрыв с родителями, -  присущие характерные черты и явления для поколения Z [5].

Ценности этого поколения в основном формируются под воздействием глобализации и инноваций, идеологий, навязываемых масс – медиа. Находясь под непрерывным воздействием информации, это поколение легко поддается влиянию.

Главная мотивация поколения Z — интерес, отсутствие скуки, захватывающие задачи. Им хочется всего и сразу. Из-за амбиций поколению Z не хочется планировать карьеру в областях с неясными перспективами роста. Им нужна возможность продвижения по карьерной лестнице, причем за короткое время.

Цифровое поколение свободно владеет мультитаскингом с присущим многозадачным мышлением, при этом часто испытывает трудность основательно сфокусироваться на одной большой проблеме.

Они не хотят и не могут учиться по-старому, испытывая потребность в интерактиве, ясно поставленных целях. Их стимулирует и мотивирует система оценивания, похожая на интернет-реалии: лайки, рейтинги, комментарии.

Исследователями отмечаются значительные изменения в социальной идентичности нового поколения, которая больше, чем когда-либо, формируется не только на основе действий самой личности, но и того, что о ней говорят в интернете другие. Значительная часть нового поколения начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности и для этого изучает социальные процессы, вопросы влияния на людей, сознательно рефлексируя на них.

Социально-психологический анализ внешних и внутренних факторов профессионального самоопределения поколения Z позволяет выявить ряд противоречий:

  • противоречие между довлеющей в обществе культовой идеологией успеха, основанной на идее быстрой карьеры, быстрого богатства, яркой узнаваемости образа и самой сутью самоопределения, основанной на возможности самореализации и раскрытии внутреннего потенциала;
  • противоречие между психологическими особенностями нового поколения, естественным для него стремлением к самоутверждению и отсутствие учета этих особенностей взрослым поколением (родителей, учителями), влияющим на выбор профессионального пути;
  • противоречие между характерным для любого человека стремлением к стабильности, предсказуемости жизнедеятельности и нестабильной ситуацией в стране и обществе;
  • противоречие между скоростным темпом изменения рынка труда и практически неизменной организацией в стенах школы профориентационной работы;
  • противоречие между наличием широких возможностей для самореализации в современном мире и несозревшей ценностно-смысловой ориентации, незнанием подростка, где, в чем, для чего и как он может себя реализовать;
  • противоречие между неготовностью юного поколения сделать осознанный, самостоятельный выбор профессионального пути и потребностью работодателей в профессионально ориентированной личности, способной к личностному и профессиональному продвижению
  • противоречие между разработанными в науке высокими технологиями формирования профессионального самоопределения с использованием потенциала школьной среды и неготовностью массовой школы к их использованию, отсутствием эффективных программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [6].

Выделение указанных противоречий подводит к необходимости создания целенаправленной программы психолого-педагогического сопровождения школьников и позволяет спроектировать ее содержание и формы организации.

Главная цель программы – обеспечение технологической готовности к выбору профессии на основе знания своих индивидуально-психологических особенностей, развитие у учащихся способности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору профессии. Содержание программы направлено на формирование необходимых умений:

  • умения соотносить свои особенности с требованиями профессиональной деятельности как на уровне общих представлений, так и на уровне конкретных навыков и умений;
  • умения проектировать образ профессионального будущего и предусматривать вариативность профессиональных деятельностей в условиях изменчивого мира;
  • умения выстраивать план и технологию получения конкретной профессии;
  • умения использовать различные возможности и ресурсы для практической реализации своего выбора.

Данная программа была реализована на базе МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Московской области. Результаты показали, что формирование адекватных представлений о своей возможной профессии и о собственных возможностях, не только положительно сказывается на осознанном осуществлении выбора, но и способствует личностному развитию.


Библиографический список
  1. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 3. С. 255–263. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения: 08.09.2017).
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 304 с.
  3. Луговская Т.В., Соколова Е.В., Егармин П.А., Герасимова М.М. Социально-психологические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
  4. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.
  5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие для СПО – 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 227 с.
  6. Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113. doi:10.17759/psyedu.2016080110 (дата обращения 29.10.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сысоева Ольга Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация