УДК 378

СУЩНОСТЬ МЕТОДА CASE-BASED LEARNING

Шкуратова Екатерина Ивановна
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
магистрант 2 года обучения

Аннотация
CBL является образовательной перспективой, в которой у студентов развиваются исследовательский потенциал, стратегия и возможности. Моделирование профессиональных ситуаций посредством кейсов позволяет студенту не только решить проблему, но и выработать тактику поведения в предлагаемых обстоятельствах, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, определить способность работать в коллективе, умение высказать собственные взгляды на проблему, ведение дискуссии или диспута. Это требует применения теоретических знаний к решению практической задачи.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шкуратова Е.И. Сущность метода case-based learning // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84666 (дата обращения: 10.11.2017).

Медицинское образование в настоящее время – понятие интернациональное. Интеграция национальных университетов в мировое образовательное пространство способствует применению интерактивных инновационных технологий обучения [1].

На сегодняшний день в Казахстане одним из направлений совершенствования медицинского образования выделяют введение в систему образования современных инновационных технологий для создания полноценной всесторонне развитой личности и развития интеллектуальных способностей, которые определяют персональный способ мышления, которые в свою очередь способствуют саморазвитию в течение всей жизни.

В Карагандинском государственном медицинском университете (далее КГМУ) лекции проводятся по таким методикам, как проблемные и «круглый стол», а на практических занятиях применяются активные методы обучения: TBL (TEAM-BASEDLEARNING), CBL (CASE-BASEDLEARNING) [2, c.456].

В современных условиях реформирования системы медицинского образования использование активных форм обучения стает обязательной частью учебного процесса создания конкурентоспособного специалиста на базе современных инновационных методов обучения. Современные технологии обучения ориентированы на личностно-деятельный подход в образовании.

Метод СBL (case-based-learning) был первый раз использован в американском университете – Harvard Business School в 1924 году, впрочем, в настоящий момент получил распространение практически во всех образовательных дисциплинах, включая и медицину [3]. В англоязычной литературе этот метод обозначается как СBL – case-based learning (в переводе с английского – обучение на основе случая) [1].

На сегодняшний день понятие CBL трактуется различными авторами по-разному. Рассмотрим некоторые из них ниже.

СBL (cased-based-learning) – это метод (в переводе с английского – обучение на основе случая) либо по-другому, можно сказать метод case-study (в переводе с английского – метод конкретных ситуаций). От англ. слова «case» – случай, ситуация. Данный метод активного проблемно-ситуационного анализирования, который основан на обучении посредством решения определенных задач – ситуаций (решение кейсов) поставленных преподавателем студентам [4, c.48].

СBL (командно-ориентированное образование) – это метод анализа ситуаций, это метод ситуационного обучения [5].

В своем исследовании мы будем придерживаться первой трактовки данного понятия.

В основании кейс-технологии находится case-study – кейс-метод («рабочий портфель») – базой которого считается проведение работы с поставленными практическими ситуациями, которая в свою очередь включает:

– персональные задания студентам;

– установленную цель: (метод работы над проблемой).

CBL является образовательной перспективой, в которой у студентов развиваются исследовательский потенциал, стратегия и возможности. Моделирование профессиональных ситуаций посредством кейсов позволяет студенту не только решить проблему, но и выработать тактику поведения в предлагаемых обстоятельствах, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, определить способность работать в коллективе, умение высказать собственные взгляды на проблему, ведение дискуссии или диспута. Это требует применения теоретических знаний к решению практической задачи.

СBL – это и формирование практических навыков у студентов в процессе обучения. Все вышесказанное формирует мотивацию, самостоятельное мышление у студентов.

Метод СBL причисляется к неигровым имитационным активным методам обучения, которые мы рассматривали выше.

Подобное обучение с использованием CBL, возможно охарактеризовать такими спецификами, как:

– взаимозависимость всех студентов группы;

– ответственность любого студента группы за свои успехи и успехи других студентов;

– общая коммуникативная, творческая и другая образовательная деятельность;

– социализация образовательной деятельности;

– совместное оценивание работы группы студентов, складывающееся из оценивания самой формы общения, наравне с академическими итогами образовательной деятельности [5, с.128-133].

На рисунке 2 приведена системная структура кейса.

Рисунок 2 – Системная структура кейса

Источник: Гаджикурбанова Г.М., Хайбулаев М.Х. Системные основания классификации кейсов. – М., 2015. – С. 51-61. [6]

Из рисунка 2 видно, что цели и задачи, ситуация или случай, условия развития ситуации, содержание и аналитические процедуры являются основными системообразующими компонентами структуры кейса.

Для СBL разработаны специальные конкретные (ситуационные) задачи на основе теоретического и практического материала (тематика практического занятия и перечень практических навыков, предусмотренных программой обучения). В процессе решения этих задач студенты учатся работать в коллективе (аналогия консилиумам в практическом здравоохранении), проводить анализ ситуации (ставить диагноз, проводить дифференцированный диагноз, выбирать необходимые диагностические методы для подтверждения или опровержения диагноза) и как итог ситуации – выбор правильного метода лечения, предварительно проанализировав каждый предложенный.

СBL-метод, который предназначен для улучшения навыков и извлечения опыта студентами, включает в себя:

– обнаружение, подбор и решение поставленных проблем;

– работа с полученной информацией – понимание значения всех деталей, которые описаны в поставленной ситуации;

– анализирование и синтезирование полученной информации и аргументов;

– работа с теориями и выводами;

– оценивание альтернатив;

– утверждение решений;

– навыки студентов в групповой работе.

Основная функция кейс-метода – это обучение студентов решению трудные неструктурированные проблемы, которые нельзя решить простым аналитическим методом. Можно в общем сказать, что кейс активизирует самих студентов, формирует их аналитические и коммуникативные способности, ставя студентов в положение один на один с действительными ситуациями [4, c.48].

Преимущества таких способов обучения состоит в том, что они предоставляют не единственно знания, а также прививают новые умения, навыки и установки, кроме того формируют базу для решения поставленных проблем, содействуя развитию будущего специалиста международного класса, многосторонне и творчески сформированного, креативного и который обладает оптимальными коммуникативными навыками. Интерактивные методы образования следует осуществлять как в даче студентам теоретических знаний, так и в последующем отрабатывании практического опыта.

Такие интерактивные методики обучения, думается, могут способствовать отработке студентами на практике полученных навыков решения тех или иных проблем и принятия решения и, самое значимое в этом методе то, что посодействуют в приобретении уверенности при исполнении результативных действий в условиях реальной профессиональной деятельности. То есть применение интерактивных методов обучения способствует связи теории, выдаваемая на теоретических лекциях и семинарских занятиях, с практическими занятиями или практикой [7, c. 329].

Сущность данного метода case-study (метода ситуационного обучения) довольно таки проста [8, с. 24]:

– Метод предназначается для извлечения тех или иных знаний по предметам.

Акцент обучения выносится не на усвоение готового знания, а на его вырабатывание в процессе обучения, на единую деятельность студента и преподавателя; от этого принципиальная разница метода case-study от традиционных методов обучения – это демократическое отношение в процессе получения знаний, когда студент в сущности равен с иными студентами и преподавателем в течение обсуждения поставленной проблемы.

– Итогом использования метода считаются не только лишь знания, но и навыки в будущей профессиональной деятельности.

– Технология метода состоит в следующем:

1) по конкретным утвержденным правилам создается модель определенной ситуации, которая произошла в действительности, и отображается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам необходимо получить в результате;

2) при данном преподаватель играет роль ведущего, который генерирует те или иные вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию, то есть в роли некоего диспетчера всего процесса обучения.

Очевидным, можно сделать вывод, плюсом данного метода ситуационного анализа считается не только лишь извлечение знаний и создание практических навыков, но и формирование системы ценностей у студентов, профессиональных позиций, жизненных принципов, профессионального оригинального отношения к миру и миропреобразования.

В методе case-study одолевается классический дефект классического обучения, который связан с «сухостью», не эмоциональностью изложения теоретического материала – эмоций, творческой конкурентной борьбы и пусть даже борьбы в данном методе так много что хорошо созданное рассмотрение кейса походит на театральный спектакль.

Процесс обучения с применением кейс-метода предполагает собой некую имитацию действительно произошедшего события, которая совмещает в себе довольно таки адекватное отображение действительности, незначительные материальные и временные затраты и изменчивость обучения. Суть метода case-study в том, что студенту дается для исследования описание решения, т.е. рефлексивного контура, включающего такую информацию: «вследствие чего было принято собственно данное решение», «как данное решение осуществлено на практике», «какие были в результате итоги». Увязывая теорию с практикой, case-study результативно формирует способность аргументировано принимать решения в условиях ограниченного времени на его решение.

Выделим основные признаки, которые отличают кейсы от традиционных методов обучения, таких, как лекции, семинары, решение проблем и групповые проекты:

- реальные ситуации (кейсы) объединяют теорию и реальность с ее уникальной природой;

- кейсы предлагают студентам свободу поиска нетрадиционных путей анализа ситуации, определения и решения проблем;

- в процессе работы над кейсом студенты создают процесс изучения и через взаимоотношения друг с другом они имитируют реальную коммуникативную зависимость;

- во время проведения анализа ситуации студенты создают общие и концептуальные знания.

Изучив публикации многих ученых-лингвистов, таких, как Соколова И.И., Антоненко М.Ю., Яворский В.В., Ладыгин А.В. и многих других, по кейс-технологии обучения, выделим признаки и технологические особенности case-study [1,2,7,8].

Следует также выделить ключевые признаки метода case-study, такие как:

– существование модели какой-либо ситуации, системы и другого, состояние которых изучается в некоторый отдельный момент времени;

– коллективный поиск необходимых решений;

– многоальтернативность решений;

– принципиальное неимение одного-единственного решения;

– общая цель при поиске решений;

– существование системы групповой оценки деятельности;

– существование контролируемого эмоционального напряжения у студентов.

В свою очередь, технологические особенности метода case-study будут следующими:

– предполагает собой специфическую вариацию исследовательской аналитической технологии, то есть содержит в своей структуре операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;

– представляет собой технологию коллективного обучения, главными элементами которой является работа в группе (либо подгруппах) и взаимный обмен информацией;

– в обучении возможно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.;

– интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;

– выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий;

– концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

Существуют различные признаки классификации кейсов.

Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Классификация кейсов по учебным ситуациям

Тип кейса

Специфика кейса

Цель кейса

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы

Описывается ситуация реально приближенная к будущей профессиональной деятельности студентов

На определенном практическом при­мере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в оп­ределенной ситуации

Учебные ситуации – кейсы с формирова­нием проблемы

Описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы

Диагностирование ситуации и само­стоятельное принятие решения по указанной проблеме

Учебные ситуации – кейсы без формиро­вания проблемы

Описывается более сложная, чем в предыду­щем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, орга­нов власти и т.д.

Самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее реше­ния с анализом наличных ресурсов

Прикладные упраж­нения

Описывается конкретная сложившаяся ситуа­ция, предлагается найти пути выхода из нее

Поиск путей решения проблемы

Источник: Юлдашев З.Ю., Бобоххужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. – Т.: IQTISOD-MOLIYA, 2016. – 92 с. [9]

Также нужно особенно выделить классификацию кейсов по жанрам.

Классификация кейсов по жанрам

Основание классификации

Виды кейсов

Наличие сюжета

Сюжетный кейс

Бессюжетный кейс

Временная последовательность материала

Кейс в режиме от прошлого к настоящему

Кейс-воспоминание с прокруткой времени назад

Прогностический кейс

Субъект кейса

Личностный кейс

Организационно -институциональный кейс

Многосубъектный кейс

Способ представления материала

Рассказ

Эссе

Аналитическая записка

Журналистское расследование

Отчет

Очерк

Совокупность фактов

Совокупность статистических материалов

Совокупность документов и производственных образцов

Объем

Краткий (мини) кейс

Кейс средних размеров

Объемный кейс

Наличие приложений

Кейс без приложений

Кейс со специальными приложениями

Тип методической части

Вопросный кейс

Кейс-задание

Источник: составлено на основе материалов Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 3 (10).

С учетом анализа классификации кейсов, отметим, что кейсы отличаются не только по структуре, но и по стилю написания и представления. Все это дает возможность адаптации и использования кейс технологии в процессе изучения различных дисциплин.

Case-based-learning – это использование реальной жизни, реальных ситуаций в качестве обучающих инструментов для студентов, чтобы активно участвовать в решении проблем и индуктивного исследования.
Данный метод помогает студентам направлять самообучение путем задавания вопросов и выделения основ ситуации поставленной преподавателем, что в результате приводит к разрешению ситуации и получению необходимых знаний.
Используется данный метод, чтобы научить студентов реальным ситуациям в принятии решений. Это помогает преподавателям реагировать на актуальные проблемы, с которыми они будут сталкиваться в своей будущей деятельности.


Библиографический список
  1. Соколова И.И., Денисова Е.Г., Стоян Е.Ю. Кейс-методика обучения в интернатуре. // Современная медицина. – М., 2015. – №5. – С. 112-114.
  2. Бегайдарова Р.Х., Стариков Ю.Г. Использование активных методов обучения на кафедре детских инфекционных болезней. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – А., 2016. №4.
  3. Антоненко М.Ю. Кейс-метод подготовки медицинских работников. // Современная медицина. – М., 2015. – №2.
  4. Хожаев А.А. CBL (сased-based learning) – метод в преподавании дисциплины «онкология». – А.: Медицина, 2014. – №3.
  5. Марковина И. Ю., Ширинян М. В. Иностранный язык в неязыковом вузе на постдипломном этапе обучения: потребности и перспективы (на примере медицинских вузов) //Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – №. 645.
  6. Гаджикурбанова Г.М., Хайбулаев М.Х. Системные основания классификации кейсов. – М., 2015.
  7. Яворский В.В., Юров В.М., Байдикова Н.В. Современные педагогические технологии и модели в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №3.
  8. Ладыгин А.В., Жданова Т.С. Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. // Материалы учебно-методической конференции «Модель образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Предварительные итоги, перспективы» 20 мая 2015 г. – А., 2015 г. – №2.
  9. Юлдашев З.Ю., Бобоххужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. – Т.: IQTISOD-MOLIYA, 2016.
  10. Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №. 3


Все статьи автора «Шкуратова Екатерина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: