УДК 33

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ (БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ)

Кочкина Виктория Александровна
Московский технологический университет
магистрант

Аннотация
Бюджетирование - это управление финансовыми потоками организации. Под бюджетированием понимается планирование финансовой деятельности на основе принимаемых бюджетов, анализ и контроль исполнения бюджетов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кочкина В.А. Бюджетирование в школе (бюджетном учреждении) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84646 (дата обращения: 08.11.2017).

Важность бюджетирования заключается в том, что оно позволяет снизить негативные субъективные факторы при планировании и исполнении финансовых планов. При грамотном внедрении и применении бюджетирования финансовая картина в учреждении становится более полной, а главное – объективной. Это в свою очередь позволяет принимать более взвешенные решения, основанные на достоверных данных.

Актуальность умного бюджетирования в школе сегодня повышается еще и потому, что в последнее время усложнились финансовые потоки. Если раньше финансирование было практически одноканальным – из бюджета по смете (в виде лимитов), то сейчас, в связи с развитием самостоятельности бюджетных учреждений, появились большие внебюджетные потоки. Да и «бюджетное» финансирование – в виде субсидии на выполнение государственного задания теперь предполагает определенную долю самостоятельности в вопросах расходования средств субсидии. Ведь сегодня вышестоящие структуры и контролирующие органы (учредитель, казначейство и др.) многие вопросы делегировали учреждениям. И эта самостоятельность для учреждений повышает их ответственность за конечный результат – за выполнение государственного задания, для выполнения которого они и существуют. Дальше поведем речь об основных аспектах бюджетирования в государственном бюджетном учреждении – школе, о контроле за исполнением бюджета учреждения (его  Плана финансово-хозяйственной деятельности).

Выделим основные этапы бюджетирования в школе.

Составление Плана финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД). Составлению Плана предшествует кропотливая работа, в т.ч. по анализу расходов прошлых лет. Как правило, они являются базой для планирования будущих расходов.

Перед составлением Плана между учредителем и школой заключается соглашение о предоставлении учреждению субсидии на выполнение государственного задания, и учредитель доводит до школы государственное задание. По общему правилу учреждение самостоятельно распределяет сумму субсидии по видам расходов так, чтобы полно и качественно выполнить государственное задание.

Если План ФХД составляется по укрупненным статьям, то обычно к нему составляются различные расчеты (таблицы, обоснования), детализирующие расходы по конкретным направлениям. Зачастую указанные расчеты учредители просят представлять им.

На этом этапе учреждение планирует, сколько оно получит доходов по видам:

- доходы от собственности (арендная плата и прочее),

- доходы от оказания платных образовательных услуг,

- прочие доходы (в том числе субсидия на выполнение государственного задания, пожертвования и т.п.).

А также, какие расходы понесет (по видам):

- на заработную плату и прочие выплаты,

- страховые взносы во внебюджетные фонды,

- услуги связи,

- транспортные услуги,

- коммунальные услуги,

- арендную плату за пользование имуществом,

- работы, услуги по содержанию имущества,

- прочие работы, услуги и т.д.

Исполнение Плана ФХД. В процессе исполнения плана жизнь вносит свои коррективы. Например, не все планируемые доходы поступили (или их поступило больше). Или не все расходы были понесены в запланированных размерах (например, транспортных больше, а коммунальных меньше). Следовательно, план надо менять.

В таких случаях в план вносятся изменения (составляется новый план), показатели которого учитывают уже свершившиеся доходы и расходы и новые планируемые поступления и выбытия. Как правило, менять план можно сколько угодно много. Но правила устанавливает учредитель. Он же и утверждает внесенные изменения (равно как и первоначальный план).

Анализ издержек. Следующим важным этапом в процессе бюджетирования является анализ расходов, определение себестоимости услуг и т.п.

Как известно, затраты учреждения при оказании услуг делятся на прямые и накладные (см. п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

При изготовлении одного (единственного) вида услуг все затраты, непосредственно связанные с производством услуг, относятся к прямым затратам. Прямые затраты относятся на себестоимость оказания услуги. Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки или иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Школа должна организовать учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции, по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы услуги и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется школой самостоятельно или учредителем таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Помимо прямых и накладных расходов, еще существуют и общехозяйственные. Такие траты распределяются на себестоимость оказанных услуг, а в части не распределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года.

Грамотно проведенная работа по анализу издержек позволит оптимизировать процесс оказания услуг, выяснить их реальную стоимость и возможно позволит отказаться от некоторых неэффективных функций.

Внутренний контроль. Отдельной вехой бюджетирования является контроль. Без контроля процессов планирования и исполнения не обойтись. Основными его целями являются снижение количества ошибок и повышение исполнительской дисциплины в учреждении. Соответственно, контроль необходимо вести по двум направлениям. Первое – ревизия финансово-хозяйственной деятельности, второе – проверка исполнения должностными лицами своих обязанностей.

Внутренний финансовый контроль осуществляется, как правило, силами бухгалтерии школы. Бухгалтер на участке ведет предварительный и текущий контроль совершаемых операций (проверяет документы, подписи, правомочность и т.д.). А, например, главный бухгалтер ведет последующий контроль (проверяет свершившиеся факты хозяйственной жизни, в т.ч. на этапе составления отчетности).

Коротко остановимся на упомянутых видах контроля. Какие виды контроля должно организовать учреждение?

Итак, предварительный контроль – это проверка фактов хозяйственной жизни перед их совершением. Их цель – определить, нужно ли вообще их совершить, а если да – то соблюдены ли соответствующие правила (законы, регламенты и т.п.). План ФХД здесь играет одну их первостепенной ролей. Именно на соответствие ему проверяются совершаемые операции – заложены ли они в нем, хватает ли денег ни них и т.п.

Текущий контроль – это проверка в режиме реального времени. Оценивается эффективность и результативность операций на этапе их совершения.

Последующий контроль – это проверка по итогам совершения фактов хозяйственной жизни. Как правило, он осуществляется на стадии составления отчетности (месячной, квартальной, годовой).

Грамотное планирование и исполнение рассмотренных в настоящей статье основных этапов бюджетирования позволит учреждению выйти на новый уровень. Повысить свою эффективность и благополучие – и учреждения в целом, как организации, и каждого его работника, в частности.


Статья подготовлена с использованием нормативных актов по состоянию на 01.11.2017


Библиографический список
  1. Приказ Минфина России от 07.09.2016 N 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля»
  2. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
  3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
  4. Приказ Департамента образования г. Москвы от 27.05.2011 N 372 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений системы Департамента образования города Москвы»
  5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (6-е изд., ИНФРА-М, 2011)


Все статьи автора «Кочкина Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: