УДК 316.334

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Бардин Вячеслав Васильевич
Пензенский государственный приборостроительный колледж
инженер по охране труда

Аннотация
Сформулирована и обоснована национальная идея России, обозначена ее необходимость для прогрессивного развития Российского общества. Предложены пути для ее широкого внед-рения в народе. Отмечено, что современное общество должно развиваться на морально-нравственных принципах.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Бардин В.В. Национальная идея как основное направление развития современного Российского государства // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84577 (дата обращения: 31.10.2017).

На разных этапах исторического развития России всегда присутствовала объединяющая идея. Это Христианская идеология, «Москва – третий Рим», после Великой Октябрьской Социалистической Революции – это идеология строителя коммунизма [1], [2]. В постсоветской Российской Федерации, как в одном из своих выступлений отметил первый президент России Борис Николаевич Ельцин, отсутствует национальная идея, так как перестройка в головах россиян произойдет не скоро по той причине, что именно это и является самым трудным моментом проводимых преобразований в российском обществе.

Из-за отсутствия национальной идеи в России, Россия остается не совсем понятной другим государствам. Это мешает пониманию индивидуальности ее развития, более тесному сотрудничеству во всех сферах, со всеми государствами мира.

На заседании «Валдайского клуба» Президент Путин В.В. призвал всех к участию в разработке национальной идеи. «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались» [3]. «Национальная идея – это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея – это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования» [4].

Существует множество вариантов определения термина национальной идеи основанных на этнических, трансцендентных, общегосударственных и других категориях:

- «Национальная идея – это устойчивое представление человека об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания. «Национальная идея» неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедование всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов. Она может основываться на культурном, территориальном, нравственно-духовном или ином основании» [5];

- «Национальная идея по своей сущности – историческая комплексная идея, поскольку она должна выражать коренные интересы всей нации, формулировать стратегические цели общества и одновременно, связав их с практическими задачами современного общества, современной цивилизации» [6];

- «Национальная идея» – это четко и ясно сформулированная и аргументально развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории» [4];

- «Работоспособная, эффективная национальная идея – это гарантия, это ключ и это условие успешности страны [7]»;

- «Национальная идея» выступает фактором повышения жизнеспособности страны, сохранения ее идентичности во времени» [8].

Владимир Владимирович Путин в одном из высказываний, в свойственной ему серьезной манере, посетовал на наличие вакуума в идеологии России в настоящий момент, отметил, что он (вакуум) будет обязательно заполнен, а чем его заполнят, зависит от самих россиян. Национальная идея не должна быть идеологией какой-то одной партии, а должна соответствовать идеалам всего народа России, маяком движения ко всему передовому, прогрессивному.

Предлагаемая национальная идея: «Великой России – высокую культуру и народную политику!». Она отвечает всем изложенным высказываниям и сочетается с ныне действующей Конституцией России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ является носителем власти и права.

В статье 2 Конституции сказано – человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 7. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Опираясь на вышеприведенные статьи Конституции и перефразируя их, можно сказать: «Высшая ценность России – человек, культура».

Культура человека предполагает ответственность за себя, свое наследие, среду обитания, совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Национальная идея государства сможет стать движущей силой в нём если ею овладеют массы. Для этого её необходимо изучить, понять и внедрить в жизнь страны – провести аттестацию. Начать надо с руководства страны и властных структур. Каждый человек страны должен почувствовать себя «Гражданином Великой Державы!». И это самая сложная, но выполнимая задача. Предлагается ввести изучение в стране краткого курса культуры. Для достижения указанной цели и улучшения жизни народа потребуется в обществе привить людям все положительные качества, каждому гражданину, в добровольном порядке. Патриотизм, дисциплинированность, смелость, решительность, активную жизненную позицию, собственное мнение, логику, сознание, мораль, любовь, ответственность за себя и окружающих, страну, честность, стойкость, решение задач ненасильственным методом, уважение мнения других оппонентов в ущерб своим личным целям, оказывать помощь государству в пресечении противоправных действий и т.д.

Стремление российского народа к лучшей жизни, к обществу справедливости и культуре известны из истории страны. Так еще в письме А.П. Чехова к театральному режиссеру и писателю В.И. Немирович-Данченко в 1903 году сказано, что «русский народ сейчас хочет культуры, нужно народ поднимать до уровня Гоголя, а не Гоголя опускать до уровня народа».

Поднимать уровень общей культуры народа не праздная, а воплощенная реформа, проведенная на практике в СССР (ликбез).

В настоящее время, когда наши люди в большинстве своем пока еще не потеряли человеческой идентичности, можно организовать их обучение используя естественное стремление к улучшению своей жизни и возможности государства по воспитанию членов общества не до уровня Н.В. Гоголя, а до приемлемого уровня (позволяющего осознать себя ответственным человеком Великого государства) в средней массе, а остальных надо привлечь (убедить) пройти дополнительное обучение.

В программе обучения должны использоваться и учитываться культурные, конфессиональные, идеологические и морально-этические нормы различных социальных групп, присутствующих в обществе. Уровень знаний по истории культуры должен учитываться при выборе кандидатуры для назначения на руководящие должности разных уровней. Курс обучения можно проводить при ежегодной проверке знаний – аналогично проверке знаний по охране труда. Предусмотреть формы морального и материального вознаграждения атттестуемых.

При изучении истории культуры следует подробно рассмотреть подвиги граждан-героев: представителей культуры (Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Толстого Л.Н. и др.), представителей духовенства (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др.), народных воинов (Минина и Пожарского, Ивана Сусанина, Пересвета, русских богатырей и др), представителей науки (Ломоносова М.В., Менделеева Д.И., Курчатова И.В., Королева С.П. и др.), подвиг солдат и офицеров в войне 1812 г., в Великой Отечественной Войне.

Популяризацию знаний культуры можно осуществлять с помощью специальных просветительских программ, привлечения администраций всех уровней. Наша Родина была непобедима во все времена из-за того, что её народ любил и любит справедливость. А на народе всегда лежит ответственность за свою страну, за всё, что будет с нашей страной дальше, поэтому достаточно ему в этом не мешать, а при необходимости помогать.

В.В. Путин постоянно напоминает чиновникам управления страной о необходимости улучшать жизнь населения, соблюдать права народа.

Сегодня воспитывать патриотизм гораздо сложнее – Интернет по большей части настроен агрессивно против России, хотя предоставляет возможности, которые можно и нужно использовать в свою пользу. Главная миссия государственного подхода к культуре – выступить против унижения наших традиций и нашей исторической памяти. Понятно, что кому-то любой героизм противен и не понятен. Но такие люди не должны определять культурную политику. Решающее слово принадлежит тем, кто верит в искренность наших предков, в их любовь к своей родине, к своим близким, кто несет правду о нашем прошлом. И пока с нами будут наши герои нам нечего бояться за своё будущее. Одним из веяний в последнее время является мысль о том, что все можно купить за деньги, что можно богатому, то нельзя бедному. Но много денег у подавляющего большинства никогда не будет и нужно стремиться, чтобы приоритетным направлением культурного развития общества была справедливость по отношению ко всем.

Сформулированная нами национальная идея России полностью соответствует задаче, поставленной Д.А. Медведевым по модернизации государства [9].

Сама формулировка «Великой России – высокую культуру и народную политику!» представляется нам краткой, четко выраженной. В ней нет ни одного лишнего слова, все слова связаны между собой. Дополнительно каких-либо слов не требуется.

Слова – «Великой России», не могут быть ни изменены, ни заменены на другие именно в нашей формулировке.

Присутствие слов – «Высокую культуру», не требует доказательств, только такая культура нужна Великой России, вобравшую в себя все самое ценное, самое передовое из истории нашей страны, прошедшей за последнее время огромный путь интеллектуального развития, и мира в целом.

2 октября 2012г. в программе «Время» Д.А. Медведев сказал, что культурой мы должны заниматься все вместе и постоянно.

Наличие слов – «народную политику», в национальной идее диктуется острой необходимостью предоставления высшей власти народу именно в Великой России с высокой культурой.

Союз «и» – выражает единение Великой России, высокой культуры и народной политики.

При отчете Государственной думе о работе правительства за 2010 г. В.В. Путин заявил о том, что политика государства должна отвечать интересам народа страны [10]. На прямой линии председателя правительства В.В. Путина с народом России было заявлено: «Нужно опираться на российский народ, без такой поддержки во власти делать нечего. Если я почувствую, что у меня такой поддержки нет, я у власти не буду оставаться ни одного дня» [11].

Указанная формулировка содержит в себе стойкую уверенность, великую силу и организованность, огромную потенциальную энергию народной массы.

В ней нет сиюминутных воинственных призывов, сотрясающих общество, а выражается безмерное желание идти в поступательном развитии по пути прогресса и достижения результата.

Передовые деятели науки и культуры современности, к которым относятся академик Лихачев Д.С. и режиссер Покровский Б.А., были очень озабочены приоритетным развитием культуры в России. Известно высказывание польского философа Станислава Лемма: «Современное общество может развиваться только на принципах морали, логики, мышления, нравственности».

Разработкой национальной идеи занимаются органы власти, научные коллективы [12], отдельные авторы [13]. Есть мнение, что национальная идея не может быть кем-то придумана или навязана государством [14]. Это действительно так, но в ней можно выразить базовые принципы общества, выявленные на основе анализа его развития.

В интересах государства сохранять и развивать все лучшее, что накоплено культурой народа, это будет способствовать сплочению людей, культурному и моральному росту как общества в целом, так и представителей власти, повысит уровень доверия к власти. Предложение национальной идеи России с четкой формулировкой «Великой России – высокую культуру и народную политику!» является обоснованным.

В заключение допустимо сказать, что «Клокочущая народная масса российской современности под воздействием бури перемен вынесла на поверхность национальную идею России».

 

 

 

 

Рецензии:

4.08.2017, 11:21 Каминская Елена Альбертовна

Рецензия: Формирование национальной идеи – достаточно сложная проблема, которой посвящено достаточно большое количество работ, в том числе и за последние годы. Однако автор не посчитал возможным указать хотя бы на некоторые из них в библиографическом списке. Считаю, что список должен быть расширен. Статья написана эмоционально, чувствуется личная заинтересованность (в самом хорошем смысле слова) автора в решении столь насущной проблемы. В то же время в научном отношении статья нуждается в серьезной корректировке. Во-первых, имеются ссылки на высказывания политических и культурных деятелей без указания на источники. Во-вторых, все-таки стоит указывать инициалы, а не только фамилии. Странным выглядит список “граждан-героев”, к которым отнесены былинные (вымышленные, собирательные) образы Ильи Муромца и Пересвета (да, нам известны некоторые споры относительно реальности бытия их прототипов. Но все же былинные персонажи – образ собирательный. Тогда стоит указывать именно на прототипы, если уж писать о “гражданах-героях”). Вообще не понятны критерии для отбора видных деятелей в этот список. Требует пояснения, что имеется в виду под термином “высокая культура”: профессиональная культура? элитарная культура? Имеется ли в виду вся совокупность культурных практик или разговор идет только о художественной культуре? Не противоречит ли мысль автора о том, что “Для достижения указанной цели и улучшения жизни народа потребуется в обществе привить людям все положительные качества, каждому гражданину, в добровольном порядке”, его же указанию на необходимость “изучить, понять и внедрить в жизнь страны – провести аттестацию”. Более корректно необходимо использовать и сами термины. Вряд ли можно считать объединяющей идеей “в дохристианской России” “древнеязыческую культуру”. статья нуждается в корректировке.

05.08.2017 7:07 Ответ на рецензию автора Бардин Вячеслав Васильевич:

Спасибо за конструктивный отзыв и ценные замечания. Согласен с ними. Часть замечаний исправил, постараюсь расширить библиографический список и найти источники на высказывания политических и культурных деятелей. Под термином “высокая культура” имеется в виду вся совокупность культурных практик. Под предложением “изучить, понять и внедрить в жизнь страны – провести аттестацию” имеется в виду, что это должно стать осознанной потребностью граждан, как знание государственного языка. Статья действительно написана эмоционально без специальных терминов. Хотелось вынести ее для обсуждения, понять и оценить актуальность и справедливость приведенных рассуждений.

 

4.08.2017, 14:06 Виноградов Самуил Абрамович

Рецензия: Берясь за изучение какого-либо аспекта общественной жизни, в том числе и относящемуся к области общественного сознания (каковым, несомненно, является национальная идея), автор, прежде всего, должен дать чёткое определение понятию, обозначающему данный аспект. Автор этого не сделал, забывая, что существует множество взглядов на национальную идею, существенно различающихся между собой. А без определения понятия невозможно сделать теоретический анализ изучаемого явления и правильно определить его внутреннюю сущность. Другая ошибка автора сделана в самом названии статьи. Ведь он понимает национальную идею как массовое явление, но, почему-то, считает её основным направлением развития Российского государства, забывая, что государство и гражданское общество – это отнюдь не одно и тоже. Государство – это властный аппарат, управляющий обществом в конкретной стране. Но самая существенная ошибка автора статьи – то, что он рассматривает проблему формирования национальной идеи с токи зрения не сущего, а должного. Все мы знаем, «как надо». Но, почему-то, точки зрения на то, «как надо», у всех разные. Между тем практические меры, подобные предлагаемым в статье, в конечном счёте, принимают представители органов государственной власти, исходя из своих возможностей и предпочтений. Представляется, что представленные автором аргументы неубедительны, а конкретные предложения весьма абстрактны. Статья написана непрофессионально.

 

4.08.2017, 19:45 Эрштейн Леонид Борисович

Рецензия: Эта статья попросту ненаучна. Она, конечно, в духе времени и в общем-то лижет то, то что требуется лизать так как нужно. С этим все в порядке. Но как же насчет науки? И еще как насчет реальности, которой эта самая наука вроде как не должна противоречить? Как насчет уровня жизни людей, и отношения тех о ком пишет автор к этой самой культуре, о которой он (этот автор) пишет? Но каков замах? Автор без страха и упрека считает, что он может формулировать национальную идею аж всея Руси. И все равно, что в том, что он говорит нет ничего нового, и что вообще не показана связь с вдалбливанием в людей того, что держава велика и могуча, с тем как эти самые люди, живущие в этой самой реальности (где творятся постоянные безобразия, которые всем известны) будут эту самую идею воспринимать. Связи нет, нет (как справедливо заметили коллеги)определения терминов, ну в принципе научного аппарата нет. В общем если редакция не боится это не публиковать, то, конечно, публиковать это нельзя. Но если боится, тогда публиковать не только можно, но и нужно, потому как если после отказа в публикации этого опуса закроют эту площадку, то лучше публиковать. А если не закроют, то ни в коем случае.

 

8.08.2017, 9:59 Адибекян Оганес Александрович

Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Тема, затронутая Бардиным В.В. не лишена интереса, ценности. Но важно ее понимание, представление. Какую российскую нацию, которых более ста, представляет эта тема? Русскую? А у других наций то же самое, или же отличное? Нужно в статье оговорить, что в этом выражении «нация» толкуется не как языческая группа, а как «народ», чем тоже переводится латинский термин на русский язык. Нужно также оговаривать существование государств не только однопартийных, но и многопартийных. Во втором из этих случаев наметок дальнейшего развития государства больше одного, но правящая партия старается показывать выгоду от своих действий всех социальных групп общества. Но в нем и бедные безработные, и олигархи, и не исчезнувшие незаконопослушные лица, коррупционеры. Неужели политика способна служить им в равной мере? Предлагаемая статья полезна для дальнейшего укрепления в России позиции правящей в ней партии, а отсюда и ее руководителей, но стоит ее доработать.


Библиографический список
  1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен –М. 1993 – I Т.
  2. История СССР с древнейших времен до наших дней : в 2-х сер., 12 т. : 1-я сер. (тт. 1-6) – С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции; 2-я сер. (тт. 7-12) – От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней / пред. ред. кол. Б.Н. Пономарев ; гл. ред. Б.А. Рыбаков, Б.Н. Пономарев . – М. : Наука, 1966 .
  3. Cтенограмма выступления В. В. Путина на заседании клуба “Валдай”, 19.09.2013. URL:https://rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения 02.09.2017 г.).
  4. Е. Соколов. Национальная идея, которую мы потеряли, 2013. URL:http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/1/7626 (дата обращения 02.09.2017 г.).
  5. Философская энциклопедия. М.: Панпринт, 1998. С. 554.
  6. Уваров А.И. Альтернатива информатизации. Вестник РФО. 2006. № 1 (37).
  7. Национальная идея России / С.С. Сулакшин [и др.] // Материалы всероссийской научной конференции. – М., 2010.
  8. Скляров А.А. Национальная идея России как фактор повышения жизнеспособности страны. // Вестник КемГУ. 2013. – № 4 (56) Т2.
  9. Д.А. Медведев «Россия, вперед», 2009 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/5413 (дата обращения 02.09.2017 г.).
  10. Путин В.В. Выступление с отчетом Государственной думе о работе правительства за 2010 г., 20 апреля 2011 г.
  11. «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», телеэфир, 18 декабря 2011.
  12. Национальная идея России. В 6 т. — М.: Научный эксперт,2012.
  13. Ю.С. Овсеенко. Национальная идея современной россии: инновационный фактор. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 1 (3).
  14. Кофырин Н.В. Новая национальная идея, 2013. URL:http://nikolay-kofyrin.livejournal.com/87093.html. (дата обращения 02.08.2017 г.).


Все статьи автора «Бардин Вячеслав Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: