УДК 327.5

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНДО-ПАКИСТАНСКОГО КОНФЛИКТА

Говорушко Сергей Игоревич
Московский педагогический государственный университет
студент бакалавр Института истории и политики факультета прикладной политологии

Аннотация
В статье проводится анализ вооруженных конфликтов с позиции цивилизационного подхода.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Говорушко С.И. Столкновение цивилизаций на примере Индо-Пакистанского конфликта // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84495 (дата обращения: 17.10.2017).

Введение: Процесс деколонизации способствовал появлению на политической карте новых независимых государств Азии, Африки и Южной Америки. Но это имело обратную сторону: число вооруженных конфликтов постоянно росло. Одним из крупнейших был Индо-Пакистанский конфликт, анализ которого произведен в данной статье.

Актуальность заключается в том, что изучение конфликтов с позиции столкновения различных по культуре цивилизаций поможет по-иному рассмотреть причины возникших войн в двадцать первом веке.

Целью статьи является: изучение Индо-Пакистанского конфликта с точки зрения цивилизационного конфликта

Задачами являются:

  • Изучение теоретических материалов, посвященных конфликтам цивилизаций
  • Выявление предпосылок развития индийской государственности
  • Определение степени участия европейских держав в эскалации конфликта между Индией и Пакистаном
  • Анализ динамики развития конфликта между Пакистаном и Индией
  • Выявить перспективы дальнейших отношений между данными странами

Методы исследования. С точки зрения данной проблематики были использованы следующие методы и подходы. Во-первых, исторический метод, который необходим для изучения динамики развития конфликта,      во-вторых, метод прогнозирования для выявления основных перспектив развития взаимоотношений воюющих сторон. В-третьих,  цивилизационный подход, необходимый для изучения предпосылок формирования культурной дифференциации общностей.

Новизна заключается в изучении характера взаимосвязи между субъектами геополитических отношений в современном мире.

Одной из предпосылок возникновения конфликтов во второй половине двадцатого века являлось создание границ постколониальных государств исходя из владений европейских держав. В результате этого между образованными государствами появились территориальные споры, осложненные этническим, культурным и религиозным составом. Ярким примером такого конфликта является Гражданская война в Нигерии с 1967 по 1970 гг. Нигерия была искусственно создана Великобританией, которая не учитывала этническое, религиозное и культурное многообразие региона, что и привело к столкновению мусульманской северной части и христианской юго-восточной части страны. В результате войны погибло около трех миллионов человек, что по праву считается одним из кровопролитных конфликтов второй половины двадцатого века.

Труд С.Хантигтона «Столкновение цивилизаций» является одним из главных научных источников, посвященных геополитическим отношениям. Субъектами этих отношений являются государства, объединенные в культурную общность (цивилизация), образованная на сходстве культуры, менталитета, идеалов и норм, огромное значение он уделял религии. Всего автор выделяет девять цивилизаций. Это Православная, Западная, Исламская, Индуистская, Синская, Японская, Буддистская, Латиноамериканская и Африканская цивилизации. [5 с. 98]

Поначалу взаимоотношения между цивилизациями было ограниченным, но со временем  перешли на глобальный уровень. Каждая цивилизация считает свое виденье мира единственно правильным, соответственно современные геополитические конфликты, основанных на идеологической борьбе, вытесняются межцивилизационной борьбой религий и культур. Именно с данной позиции мы рассмотрим конфликт между Индией и Пакистаном с позиции столкновения Исламской и Индуистской цивилизации.

История Индийской цивилизации насчитывает более пяти тысяч лет, ее по праву можно считать одной из древнейших. Первая цивилизация (Хараппская)  возникла возле реки Инд приблизительно около 3000 до н.э. Тогда на раскопках были найдены различные изображения священных животных.   Предполагается, что тогда уже существовали предпосылки образования религии. [1 с. 216]

Но первая стадия формирования Индуизма произошла в период Ведийской цивилизации. Ведийская цивилизация происходит от слова «веды» – так назывался сборник древнейших писаний, от которых и произошел современный Индуизм. Предполагается, что в основе ведийской религии заложены верования индоарийских племен. В данных манускриптах описываются поклонения различным богам, таких как: Агни (бог огня) Индра, Митра, а также обряды жертвоприношения (яджна).

Вторым периодом развития является Брахманский. Именно тогда было заложено кастовое устройство населения Индии, высшая роль отдавалась брахманам (жрецам), задача которых заключалась в хранении и распространении писаний. Следующие литературные источники относятся к классическому периоду. Тогда были написано одно из важнейших религиозных текстов Индуизма (Рамаяна). [1 с. 159]

На дальнейшее развитие индуистской религии повлияли различные религиозно-философские учения, среди них можно выделить джайнизм и буддизм (5 в.до н.э.). Во многом буддизм повлиял на отказ жертвоприношения. Но индуизм окончательно стал господствующей религией  в Индо-Пакистанском регионе только в четвертом веке нашей эры, вытеснив буддизм.

Исламский период истории Индии начинается в седьмом веке нашей эры с торговли с арабскими купцами. В 711 году была предпринята попытка захватить арабами Индию, но дальше долины Инд им не удалось продвинуться. Только в 977 году им удалось укрепить свое положение в Пенджабе в Северной Индии, что позволило в дальнейшем участить вторжения.

В двенадцатом веке Мухаммад Гури захватил Дели и вскоре всю Северную Индию. В результате значительная часть индусов оказалась под управлением  мусульман, т.к. разрозненность индийских государств способствовала завоеванию. В дальнейшем Кутаб Эддин (его наместник) наследовал его владения, основав Делийский султанат [3 с. 457]. Расцвет государства приходится на конец тринадцатого века, когда султану Ала уд-Дин удалось дойти до Раджастхана, но в дальнейшем походы на юг Индии были приостановлены.

В тот же период начались походы монголов под руководством Чингисхана на Делийский султанат. Им удалось захватить Кашмир и разграбить ряд регионов, но под руководством султана Ала уд-Дина удалось остановить вторжение, хотя в дальнейшем набеги продолжались уже со стороны промонгольских государств. В 1398 году Делийский султанат потерпел поражение от монгольского полководца Тамерлана. Вследствие этого государство ослабло и в дальнейшем не представляло политической силы. В 1526 году остатки султаната окончательно были захвачены монголами, образовавшие Могольскую империю. Исламский период развития Индии завершается эпохой европейской колонизации Индии.  [3 с. 479]

Первый контакт европейской цивилизации с Индией начался с открытия морского пути Васко да Гама. В тот же период португальцы захватили колонию Гоа, а также ряд других небольших регионов. Тем не менее Голландия взяла вверх у Португалии во владении колониями в Индии, основав Голландскую Ост-Индскую компанию. Вскоре на арену вышел новый игрок в борьбе за владение индийского региона – Англия. В течение 18 века голландцы постепенно теряли свое влияние и к началу восемнадцатого века они потеряли все владения на восточном побережье. Англия активно боролась за контроль над Индостанским регионом, постепенно расширяя экономическое влияние, выбивая других европейских игроков. Стоит отметить, что на тот момент формально еще существовала Могольская империя, хотя и находилась на гране распада. За господство над могольскими землями вступают  исламские и  маратхские феодалы. В результате борьбы Маратхская конфедерация фактически контролировала бывшие территории Могольской империи, хотя номинально принадлежала императору моголов Шаху Аламу.

Во второй половине века 18 века Англия вступает в борьбу за владение территориями конфедерации, вступив в три кровопролитные Англо-маратхские войны 1775-1819 гг. [4 с. 198] В результате войн было сокрушено сильнейшее индийское государство, под контроль Англии перешли значительные земли Центральной и  Западной Индии. Английская колониальная политика была направлена на разрушение местного хозяйства и активного распространения английских товаров. Данная политика привела  к случаям массовой гибели людей, в результате которой с 1800-1900 погибло по меньшей мере 28 млн.чел. В 1857-1859 вспыхнуло первое Индийское народное восстание. Несмотря на поражение индийский повстанцев Английская корона пересмотрела колониальную политику в Индии, упразднив Ост-Индскую компанию, жители Индии теперь становились подданными короны,  также был проведен ряд земельных реформ и политических реформ. [4 с. 220]

Постепенно британцы стали развивать промышленное хозяйство в регионе, строить железные дороги, высшие учебные заведения, активно распространялся английский язык. Впоследствии это поспособствовало подъему национального самосознания у индийцев, так в 1885 была создана влиятельнейшая по сей день партия «Индийский национальный конгресс». В начале двадцатого века началось «Индийское национально-освободительное движение», начало которому положили ИНК и другие политические силы. Одним из символов движения за независимость Индии стал Махатма Ганди, который выступал за идею мирного получения независимости. Кульминацией данного процесса завершился разделом Британской Индии в 1947 году.

Накануне независимости усилилась между мусульманским и индуистским населением. Под влиянием Мусульманской лиги стали выдвигаться требования создания независимого от Индии государства Пакистан, где проживало преимущественно мусульманское население. Правительство Англии стали рассматривать пути выхода из кризиса. Маунтбеттен – вице-король Индии предложил проект по разделу страны по религиозному признаку, который вошел в историю под названием «План 3 июня». Согласно плану территории, заселенные преимущественно индусами, переходили к Индии, а территории, заселенные мусульманами переходили к Пакистану. Территория Пакистана был поделена на Западный и Восточный, а между ними находилась Индия, впоследствии восточный Пакистан стал независимым как Бангладеш.

18 июля был принят Акт о независимости Индии, который формально завершил раздел страны на две части. Индия стала правопреемником Британской Индии, а Пакистан стал новым членом ООН. [2 с. 137]

Раздел страны привел к насилию, сопровождавшийся массовой эмиграцией мирного населения.  Число эмигрантов составило примерно 11 млн. человек, правительство обеих стран не были готовы к этому,  что привело к вооруженным столкновениям, в результате которых погибло около 500 тыс.человек. Основной причиной столкновения двух государств послужила борьба за владение Кашмиром, которая привела к трем Индо-Пакистанским войнам 1947-1948, 1965, 1971 гг, а также к Каргильской войне 1999 г. [6]

Причиной конфликта между государством послужило решение индуистской политической элиты Джамму и Кашмир присоединиться к Индии. Это вызвало протест со стороны Пакистана, т.к. большинство населения было мусульманским. Это привело к военному столкновению двух противоборствующих сил, в результате перемирия шестьдесят процентов территории штата переходило к Индии, а сорок Пакистану. Но это не решило полностью территориальные споры. Обе стороны ставили задачу полностью завладеть штатом. В 1965 году Пакистан стал готовить диверсионную операцию по подготовке партизанского движения на спорном территория, находившаяся под контролем Индии. Но Индийцам удалось раскрыть планы, что привело к вооруженным столкновением войск на границах. Только при вмешательстве ООН удалось остановить полномасштабную войну. Третья Индо-Пакистанская  война возникла в условиях кризиса в Восточном Пакистане, который требовал независимость от западной части. Индия поддержала народно-освободительное движение, т.к. была заинтересована в ослаблении Пакистана. Пакистанская армия вторглась в Бангладеш и стала проводить репрессии над местным населением, в результате которых погибло около 3 млн. человек. [7] Правительственные войска Пакистана не могли подавить партизанское движение, финансируемое Индией, в результате чего отношение между странами ухудшалось, пока это не привело к вооруженным столкновениям. Итогом войны стало приобретение независимости Бангладеш и полное поражение Пакистана.

Новый крупный вооруженный конфликт произошел в 1999 г, который вошел в историю как Каргильская война. Последствия конфликта привели к кризису в верхах власти Пакистана, в результате которого был совершен военный переворот. Итоги войны не привели к консенсусу между сторонами, что в дальнейшем привело к крупнейшему пограничному вооруженному столкновению в 2001 году с угрозой применения ядерного оружия. Только с помощью вмешательства США и России удалось предотвратить эскалацию конфликта.

Вывод. Отношения между Индией и Пакистаном остаются напряженными по сей день. Несмотря на это между странами были попытки установить двухсторонние переговоры. К сожалению, эти попытки прерывались серией терактов (крупнейший теракт произошел в городе Мумбаи в 2008 г) и нападениями боевиков, которые приводили к новому витку холодных отношений. Обе стороны понимают необходимость потепления отношений , что в дальнейшем позволит выйти на новый уровень переговоров с участием России и США.

Заключение. С. Хантингтон во многом утверждал, что идеология, являющаяся интеграционным фактом в годы Холодной войны отходит на второй план, а современные конфликты будут представлять борьбу цивилизаций. По мнению автора, в Исламской цивилизации национальность не играет решающего фактора, в большей степени интеграционную функцию выполняет Ислам.

На примере индо-пакистанских отношений мы выяснили, что основополагающим аспектом взаимодействия является религия. Государство Пакистан было искусственно создано в результате плана раздела Британской Индии. Хотя народы двух государств имеет одно этническое происхождение, но в результате многовековой интеграции к исламу произошло иное формирование культурной идентичности. Поэтому можно утверждать, что религиозный аспект играет решающую роль в межцивилизационных взаимодействиях.


Библиографический список
  1. В.Д. Карамазов «Всеобщая история религий мира» Изд.Литагент «АСТ» Москва/Санкт-Петербург 2011, с.436
  2. Е.С.Юрлова,Ф.Н.Юрлов«История Индии. ХХ век». М.: Институт востоковедения РАН, 2010. 920 с.
  3. К.А. Антонов. «История Индии» (краткий очерк). М., ‘ Мысль’, 1973. с.558
  4. К.А. Антонова «Английское завоевание Индии в XVIII в.» М.. Изд-во восточной лит-ры, 1958, 320 стр.
  5. С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»  Серия эксклюзивная классика/ Изд. АСТ 2016 г. 640 стр.
  6. Кашмирский вопрос в отношениях Индии и Пакистана. /[Электронный ресурс]//Новостное СМИ //URL-адрес: http://bit.ly/2yl0kiu (дата обращения 24.09.2017).
  7. Так зарождалось государство Бангладеш/[Электронный ресурс]//Военно-исторический портал //URL-адрес: http://bit.ly/2fIJOBM (дата обращения 22.09.2017).

 



Все статьи автора «Говорушко Сергей Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: