УДК 378.1; 371.3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОД ПРОДУЦИРОВАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье описывается теория и практика использования педагогического моделирования в структуре функционирования системы непрерывного образования. Отражаются особенности и практика построения педагогических моделей в структуре широкого, узкого, локального и унифицированного смыслов. Виды педагогического моделирования раскрыты в системном определении и решении задач построенной классификации видов педагогического моделирования. Объект, предмет, цель, задачи и функции педагогического моделирования определяют целостность представленной теории. Понятия «педагогический конструкт» и «педагогический конструктор» дополняют возможности практико ориентированного использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования. Технологии педагогического моделирования определяются как итог всех реализуемых условий и способов оптимизации качества педагогической деятельности и самореализации личности.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г. Педагогическое моделирование как метод научного исследования и метод продуцирования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84392 (дата обращения: 02.10.2017).

Педагогическое моделирование [1-92] – многомерный объект и продукт педагогической деятельности, определяющий особенности постановки и решения задач исследования и продуцирования в системном выборе уровня и свойств определяемой и решаемой задачи (например, постановка задачи в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах определения и решения).

Педагогическое моделирование может быть определено в различных смысловых, аксиологических, компетентностных, деятельностных и культурологических способах и формах отображения объективного в научном познании.

Попытаемся обобщить и уточнить понятие «педагогическое моделирование» в современной педагогической деятельности и педагогической науке в целом.

В структуре детерминации и визуализации познаваемых объектов педагогическое моделирование определяет смыслы и масштабы определения и решения задач научной педагогики. В таком образе построения научных данных широко используются такие направления поиска, как макроуровень детерминанты (модели), мезоуровень детерминанты (модели), микроуровень детерминанты (модели), детерминанта (модель), построенная в унифицированной форме определения условий и специфики рассматриваемого объекта и продукта педагогической деятельности.

Широкий смысл (макроуровень детерминанты) – педагогический конструкт, определяющий связи детерминируемых единиц и составных педагогического поиска на макроуровне описания, визуализации и решения детерминируемой в педагогике задачи, качество решения которой распространяется также на широкие круги педагогической реальности.

Узкий смысл (мезоуровень детерминанты) – педагогический конструкт, закладывающий основу познания и систематизации данных на мезоуровне описания и решения педагогических задач.

Локальный смысл (микроуровень детерминанты) – педагогический конструкт, раскрывающий основы научного знания и научного поиска в микроуровневой системе определения и решения задач педагогической деятельности и педагогики в целом.

Унифицированный смысл – педагогический конструкт, в структуре реализации основ которого не рассматривается ни масштаб, ни уровень детерминанты в качестве базового способа построения, определение и уточнение строится в соответствии с обобщенным способом представления данных, независимость от масштаба которых объективна и научно обоснована.

Педагогическое моделирование (широкий смысл) – объект научной педагогики, определяемый в системе научного исследования через совокупность определяемых, уточняемых, модифицируемых, оптимизируемых, корректируемых моделей, позволяющих максимизировать результаты научной педагогики в различных областях ее функционирования и использования, раскрывает возможность продуцирования, предобразования, верификации, повышения качества и способов решения научно-педагогических задач в различных уровневых и линейных, однородных и неоднородных моделях.

Педагогическое моделирование (узкий смысл) – процесс создания идеального объекта, условия и способы построения и функционирования которого определяются системой возможностей и ограничений научной педагогики, гарантирующей повышение качества решения задач развития личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, досуга и общения, сотрудничества и самовыражения, в единстве и дополнении возможностей которых педагогическая деятельность является продуктом и механизмом оптимизации описываемого процесса.

Педагогическое моделирование (локальный смысл) – процедура построения идеального образа, гарантирующего фасилитацию в решении поставленной педагогической задачи, определение и возможности которой позволят повысить качество всех рассматриваемых в педагогике проблем.

Педагогическое моделирование (унифицированный смысл) – универсальный педагогический способ и форма определения и решения педагогических задач и противоречий, проблем и дилемм средствами построения идеального объекта, условия и ресурсы функционирования которого определяются в соответствии с поставленной педагогом задачей, выделенными и педагогически обусловленными методами и средствами, используемой технологией, гарантирующей получение качественного результата деятельности и способа визуализации его продуктов.

Педагогическое моделирование – это

• единица научного познания и преобразования основ педагогически обусловленных и персонифицировано детализируемых способов, форм, методов, средств, продуктов определяемых и решаемых педагогических задач, особенности которых в структуре персонифицированного и продуктивного поиска позволяют повысить качество составной единицы рассматриваемого объекта или целостное системы, в которую входит данная детерминируемая единица;

• конструкт акмеверификации качества научного познания в педагогике, определяющий возможность построения идеального объекта, гарантирующего в своем использовании повышение качества педагогической деятельности в общем, частно-предметном или специально-педагогическом ракурсах рассмотрения детерминируемого качества решения определяемых и решаемых задач;

• матрица профессионально-педагогических способов, средств, форм, условий, методов и технологий решения задач и противоречий, определяемых и определяющих основы педагогической деятельности на макро-, мезо-, микроуровнях постановки и решения выделенных педагогических конструктов и систем самоорганизации качества педагогически обусловленных процессов, процедур, механизмов и прочих составных научной педагогики, отражающих связь идеального и материального в персонифицированных и продуктивных конкурентоспособных решениях;

• метод исследования и метод продуцирования, определяющие в идеально воссоздаваемом объекте деятельности личности все составные научно востребованных приоритетов и способов постановки и решения задачи, реализующей в целостном пространстве успешное достижение всех акмеперсонифицированных результатов, определяемых в социально значимых конструктах самоорганизации и самосохранения, в совокупности решений которых гуманизм, здоровьесбережение, продуктивность, креативность, гибкость устойчивость могут повысить производительность и конкурентоспособность личности и системы образования;

• объект научно-педагогического выбора, определяющий путь достижения высоких результатов в открытии новых рубежей и возможностей педагогической деятельности и педагогической науки;

• продукт и механизм профессионально-педагогических решений, нюансы и специфика которых обусловлены возможностью познавать и создавать, модифицировать и уточнять, детализировать и гибко реконструировать, распространять и завершать цикл выделенного в заявленном каноне и способе выстраиваемых отношений и ресурсов самоорганизации качества функционирования педагогической системы и ноосферы (антропосреды) в целом;

• процесс детерминации и реализации идей выявления основ, способов, условий, технологии, форм, механизмов, продуктов идеального воспроизводства проблемы или задач, гарантирующий в своем циклическом завершении получение научно обоснованного результата повышения качества научного поиска и педагогической науки в целом;

• процедура оптимизации и акмеверификации персонифицированного включения личности в систему целостного, унифицированного, персонифицировано регламентируемого способа продуцирования результатов ведущей деятельности, в структуре которых педагогика как наука определяет всю систему ограничений и возможностей личности и системы образования, определяющей место и роль личности в развитии общества, культуры, науки, искусства, спорта и пр.;

• ресурс фасилитации научного познания и научного поиска, гарантирующий в персонификации и унификации качества определяемых и решаемых задач педагогической деятельности возможность познания и создания продуктов социально и профессионально востребованных и конкурентоспособных;

• система многомерной интеграции и синтеза науки и искусства, определяющих идеальное построение рассматриваемого объекта познания в качестве гарантии новых конкурентоспособных и востребованных материальных продуктов и решений, предопределяющих успешность личности и состоятельность самоорганизации в антропопространстве, реализующем идеи гуманизма, толерантности, милосердия, гибкости, целостности развития, креативности, продуктивности, востребованности, нравственности и прочие реализуемые ценности, предопределяющие возможность развития и функционирования педагогики как науки и антропосреды как части всех эволюционирующих единиц в ноосфере;

• составной элемент многомерного выбора личности, определяющий новые достижения и способы решения детерминируемых задач и противоречий в идеализации и материализации объектов продуктивного становления личности как ценности и продукте антропосреды и ноосферы, образования и профессионально-трудовых отношений;

• способ решения задач продуцирования в различных направлениях педагогического поиска и педагогического решения детерминируемых и оптимизируемых противоречий, в единстве позволяющих определить круг проблем, основы и возможности которых расширяют представления об исследуемом объекте и возможные решения в системном описании нюансов научного познания и визуализации изученного;

• средство оптимизации и модернизации системы непрерывного образования, реализующее идеи научного поиска и научного познания в итерационных и интерактивных, комбинированных и унифицированных способах познания и обучения основам педагогической деятельности личности, определяющей своё кредо в плоскости научной педагогики;

• форма научного познания, особенности которого определяются в продуктах идеального воспроизведения основ и результатов продуцирования научно обусловленных способов преобразования объективного в педагогике как науке и искусстве, антропосреде как колыбели и результате всех организуемых преобразований;

• эволюционирующая категория педагогики, определяющая в своих решениях возможность построения идеальных образцов и объектов научного познания и преобразования педагогически определяемых явлений, процессов, объектов и способов отображения научного знания, в структуре которого составными звеньями и уровнями могут быть реализуемые в обществе переходы от теории к практике, от общего к частному, от системного к унифицированному, от потенциального к реализуемому, от идеального к материальному, где гарантией качества будет объективность и воспроизводимость механизмов самоорганизации гуманистического начала в ноосферных и антропологически обусловленных преобразованиях.

Виды педагогического моделирования – направления и объекты педагогически обусловленных составных идеального продуцирования основ научного познания в педагогике, совокупность которых может быть классифицирована или объединена по единому способы или условию объединения.

Виды педагогического моделирования:

            • по способу построения модели: линейные и нелинейные;

• по способу визуализации результатов модели: традиционные и инновационные;

• по составу реализуемых идей: гуманистические, формирования потребности в ЗОЖ, акмеперсонифицированные, адаптивные, синергетические, информационные, культурологические, проективные, организационные, системные, унифицированные и пр.;

• по отношению к теории педагогики: общепедагогические, профессионально-педагогические, методические, методологические, частно-предметные, частно-специальные и пр.;

• по отношению к коллективу: индивидуальные, групповые, массовые;

• по отношению к категории педагогики: воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, просвещения, здоровьесбережения, активизации, актуализации, пропаганды, коррекции, фасилитации, педагогической поддержки, педагогического сопровождения, педагогического взаимодействия и пр.;

• по гносеолого-педагогической основе построения: словесно-логические и структурно-логические;

• по направлению и размеру использования результатов: мегаобъекты, макрообъекты, мезообъекты, микрообъекты;

• по механизмам учета возраста субъектов педагогического взаимодействия: возрастосообразные и унифицированные (N+, N-); дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста, среднего профессионального и высшего образования;

• по реализуемой основе построения: научные и эзотерические, эмпирические и гносеолого-смысловые;

• по условиям реализации: лабораторные, экспериментальные, системные, комбинированные;

• по визуализации и доступности данных: свободного доступа, уровня секретности, агностические (до определенного уровня эволюции научного познания);

• по реализуемым мотивам: узкого, персонифицированного и широкого типа;

• по отношению к многомерности / уровневости научного знания: линейные (простые) и уровневые;

• по идентифицируемым механизмам: социального, педагогического, профессионального и самоорганизующего фактора / типа;

• по реализуемым решениям: репродуктивного, комбинированного, продуктивного решения;

• по механизмам самозащиты: открытые, закрытые, самоорганизующие;

• по возможности детализировать информацию: разворачиваемые и сворачиваемые (например, план и рассказ по плану);

• по практике распространения: одноуровневые (микро-, мезо-, макроуровень), полиуровневые (полисистемные, мультисредовые и пр.);

• по качеству управления: тип единства, тип соперничества и конкуренции, тип подчинения и пр.

Объект педагогического моделирования – то, что рассматривается при построении идеального педагогически обусловленного явления и его модифицируемых следствий.

Объект педагогического моделирования – это продукты деятельности педагогов и обучающихся, включенных в систему непрерывного образования профессионально-трудовых отношений.

Предмет педагогического моделирования – составные части объекта педагогического моделирования.

Предмет педагогического моделирования – педагогическое описание качества и нюансов продуктов деятельности педагогов и обучающихся, включенных в систему непрерывного образования профессионально-трудовых отношений.

Цель педагогического моделирования – то, к чему стремятся в процессе реализации основ и практики педагогического моделирования.

Цель педагогического моделирования – определение эффективных (по заданным социально и профессионально значимым показателям и критериям) идеальных образцов и конструктов, конструктов и систем, деталей и целого, причин и следствий, способов и форм, методов и технологий продуктивного решения задач педагогической деятельности и педагогики в целом.

Задачи педагогического моделирования – составные части цели метода педагогического моделирования.

Задачи педагогического моделирования:

1. Определить проблемы и противоречия, связанные с использованием моделей в педагогике.

2. Выделить традиционные модели, гарантирующие качественное, традиционное решение выделенного спектра проблем современной педагогики как науки и искусства.

3. Разработать и апробировать новые педагогически обусловленные модели, гарантирующие в инновационном проектировании и решении материализованных форм высокие конкурентоспособные достижения.

4. Обогащение микро-, мезо-, макропространств и сред эффективными решениями, разработанными и апробированными в социальном, образовательном и профессиональном ракурсах самоорганизации и акмеверификации качества решения задач современной педагогики как науки и искусства.

Функции педагогического моделирования – реализуемые в выполнении объективных способов самоорганизации объекта деятельности (педагогического моделирования) целостные, взаимодополняющие решения и условия самосохранения.

Функции педагогического моделирования:

            • Функция системности познания и отображения объективного в научном поиске и научном познании в целом.

• Функция целостности научного поиска и определяемых в процессе познания и синтеза решений.

• Функция самоорганизации качества научного поиска и научного познания.

• Функция синергетики и диалектики познания и преобразования объективного в педагогике как науке.

• Функция социальной и профессиональной обусловленности объекта и продукта организуемой педагогом деятельности.

• Функция многомерного выбора возможностей развития и саморазвития личности обучающегося в системе непрерывного образования.

• Функция детализации успешных форм сотрудничества и самовыражения, общения и самоактуализации личности в поле смыслов и приоритетов непрерывного образования как гаранта стабильности и конкурентоспособности личности и общества.

• Функция системности сворачивания и разворачивания информации в определяемых и решаемых педагогом задачах научного поиска, научного познания, научного исследования.

• Функция аналитического проецирования и единства прошлого, настоящего и будущего в педагогике.

• Функция пролонгации развития и успешности в продуцировании объектов и продуктов антропосреды.

• Функция воспроизводства с заданными свойствами и отклонениями от заданных свойств объектов педагогического наследия и культуры.

• Функция коррекции и модификации качества современного образования и развития личности в системе непрерывного образования.

• Функция воспитания и самовоспитания личности, определяющей в поле реализации идей современной педагогики возможность развития и самоутверждения через продукты педагогического моделирования и педагогической деятельности.

• Функция анализа и синтеза уровня научных достижений и способов акмеверификации качества решения педагогических задач.

• Функция многомерного персонифицированного выбора направления продуктивного поиска и оптимизации способов и продуктов педагогических детализируемых решений.

• Функция приближения уровня развития культуры и науки к потребностям персонифицированного развития обучающегося, реализующего свой потенциал средствами непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.

• Функция гарантированной поддержки в модели контроля им самоконтроля качества определяемых и решаемых педагогических задач.

• Функция проекции и проективного конструирования основ развития и самореализации личности в поле смыслов и продуктов гуманистического становления личности как продукта и проекта всех составных в ноосфере и системе образования.

Принципы педагогического моделирования – основные положения, определяющие специфику и направленность педагогического моделирования как гносеолого-герменевтической единицы научного поиска и научно-педагогического познания.

Система принципов педагогического моделирования – совокупность основных положений, определяющие специфику и направленность педагогического моделирования как гносеолого-герменевтической единицы научного поиска и научно-педагогического познания.

Система принципов педагогического моделирования:

            I. Принцип научного выбора условий и способов построения педагогической модели в системе постановки и решения проблемы научного познания:

• принцип объективности, достоверности, обусловленности и персонификации основ научного поиска в реализации идей педагогического  моделирования;

• принцип последовательности, прочности, удобочитабельности педагогических моделей в реализации идей унификации и персонификации развития непрерывного образования;

• принцип возрастосообразности и научного прогнозирования, целостности и обоснованности всех предполагаемых способов и условий, ресурсов и проектов в педагогикой деятельности;

• принцип активизации внимания личности и актуализации научного знания в педагогике и педагогической деятельности;

• принцип единства персонифицированного и индивидуализированного потенциала в развитии личности обучающегося, определение способностей которого лежит в одной из трех групп нормального распределения способностей и здоровья «А», «Н», «О»;

• принцип унификации качества решения задач развития, системность построения основ которого обусловлено нормальным распределением и учетом индивидуальных особенностей обучающихся и педагогов;

• принцип гибкости и самоорганизации в иерархии выполняемых действий и решаемых задач педагогического моделирования, гарантирующих повышение качества педагогической деятельности и общения;

• принцип линейно-нелинейного уточнения модели в научном поиске педагога;

• принцип точности и воспроизводимости решений в иерархии используемых моделей и технологий педагогического моделирования, гарантирующих повышение качества научного поиска и научно-педагогического исследования;

• принцип аксиологизации и акмеологизации основ развития личности в модели продуктивного выбора условий и ресурсов оптимизации качества педагогического моделирования;

• принцип эволюции основ гуманизма и конкурентоспособности, мобильности и востребованности в определении и решении задач педагогического моделирования и педагогической деятельности и пр.

II. Принцип персонификации и персонифицированного уточнения реализуемых идей и целей непрерывного образования в модели развития личности обучающегося:

• принцип социальной защиты личности, включенной в систем непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

• принцип педагогической поддержки личности, имеющей особенности в развитии и здоровье средствами традиционного и инновационного педагогического моделирования, педагогической деятельности и педагогической поддержки;

• принцип акмепроектирования и персонификации в уточнении модели развития обучающегося, включённого в систему непрерывного образования, определяющего возможности и способы решения задач развития базовым конструктом самоорганизации качества современного непрерывного образования;

• принцип культуросообразности и природосообразности в уточнении и детализации возможностей развития обучающегося и модели непрерывного образования;

• принцип здоровьесбережения и гуманизма в уточнении и акмеверификации качества развития и пр.

III. Принцип единства теории и практики педагогического моделирования и педагогического эксперимента:

• принцип доступности определяемых и решаемых задач педагогической деятельности в персонифицированном выборе педагогом условий и форм, способов и ресурсов самоорганизации качества оказания образовательных услуг;

• принцип многомерной проверки истинности выбора направления и ресурсов решения детерминируемых противоречий и задач в педагогической деятельности;

• принцип воспроизводимости определяемых и решаемых противоречий и задач средствами и ресурсами педагогического моделирования и профессионально-педагогического труда;

• принцип персонификации в визуализации качества определяемой проблемы и выбора способов ее решения средствами педагогического моделирования и пр.

IV. Принцип мониторинга качества определяемых и решаемых задач научного поиска и научного исследования в педагогике:

• принцип проверки истинности и достаточности в верификации надлежащего качества оказания образовательных услуг педагогом и учреждением непрерывного образования;

• принцип системности в отслеживании результатов использования основ и практики педагогического моделирования в работе педагога и системы контроля качества образовательных услуг образовательного учреждения;

• принцип единства теории и практики педагогического  моделирования в акмеверификации качества решения задач «хочу, могу, надо, есть»;

• принцип включенности личности в проблему контроля, самоконтроля и взаимоконтроля в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.

Технология педагогического моделирования – совокупность методов и средств педагогической деятельности, определяющей в своей основе педагогическое моделирование базовой единицей оптимизации качества выявления и решения задач развития личности и системы непрерывного образования.

Педагогические конструкты – составные способы и ресурсы, продукты и проекты педагогической деятельности, предопределяющие качество постановки и решения задач, определяющих развитие личности базовым механизмом самоорганизации системы непрерывного образования.

Педагогические конструкторы – совокупность педагогических конструктов, определяющих условия и модели качественного решения задач развития в иерархии детализируемых и оптимизируемых способов персонифицированного выбора и уточнения особенностей решения задач педагогической деятельности.

Продуцирование определяется как процесс и результат создания продукта деятельности, в структуре которой идеальное и материальное благо определяется через системность и объективность, достоверность и критичность, гибкость и конкурентоспособность оценки качества личностью и обществом, определяющем возможности личности.

Педагогическое моделирование – многомерный способ построения научного познания педагогом-исследователем и педагогом-практиком, возможности единства деятельности которых могут быть качественным продуктом эволюции идеи персонификации и унификации развития и синергетической коррекции акмедостижений личности и науки в целом.

Теория и практика педагогического моделирования накопила богатейший арсенал объектов и продуктов педагогического сотрудничества и общения, самоактуализации и самоутверждения, самореализации и социализации личности.

В структуре организации научного поиска и исследования мы будем изучать качество словесно-логического моделирования – моделирования определений (детерминант) понятий, построение которых в структуре профессионального становления педагога повышает качество и возможность продуктивного обогащения внутреннего мира личности и социального пространства в целом.


Библиографический список
  1. Бездухов, В. П. Этическое образование будущего учителя [Текст] / В. П. Бездухов, И. А. Носков // Известия Российской академии образования. – 2016. – №2(38). – С. 74-85.
  2. Беляева, Л. А. Организация научно-исследовательской работы студентов в области психологии и педагогики [Текст] / Л. А. Беляева, А. К. Коллегов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6 (147). – С. 29-33.
  3. Берулава, М. Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы [Текст] /  М. Н. Берулава // Гуманизация образования. – 2015. – № 2. – С. 8-11.
  4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. –192 с.
  5. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978–5–7695–3930–5.
  6. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма : проблемы формирования [Текст] : монография / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. – М. : Логос, 2011. – 288 с. – ISBN 978-5-98704-604-3.
  7. Веснина, Л. В. Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта [Текст] / Л.В. Веснина, Г.Н. Прозументова // Открытое и дистанционное образование. 2010. Т. 1. № 37. С. 10-17.
  8. Винниченко, Н. Л. Социальный проект как механизм сетевого взаимодействия в реализации программы воспитания и социализации школьников [Текст] / Н. Л. Винниченко, В. В. Обухов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 8. - С. 53-57.
  9. Виноградова, Г. А. Организация системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования [Текст] / Г. А. Виноградова, У. В. Брылева // Вектор науки ТГУ. 2012. №4 (22).С. 237-241.
  10. Виноградова, Г. А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога [Текст] / Г. А. Виноградова // Вестник Самарского государственного университета. 2015. №4(126).С. 197-200.
  11. Виноградова, Г. А. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза [Текст] / Г. А. Виноградова, О. Б. Бобков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. №2-1.С. 116-122.
  12. Вохрышева М.Г. Учебник как форма представления профессионального знания [Текст] / М. Г. Вохрышева // Библиотековедение. – 2016. – Т. 1. – № 1 (1). – С. 107-110.
  13. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре [Текст] :учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
  14. Зникина, Л. С. Организация самообразовательной деятельности студентов: идеи синергетики в педагогике [Текст] / Л. С. Зникина // Вестник Костромского гос. университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – № 2. – С. 130-133.
  15. Каргин, Н. И. Теоретические основы функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии [Текст] / Н. И. Каргин, М. М. Грехов, В. Г. Свинаренко // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С.120-129.
  16. Касаткина, Н. Э. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования [Текст] / Н. Э. Касаткина, Ю. А. Лях // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. – № 1 (45). – С. 71-75.
  17. Киенко, Е. В. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности [Текст] / Е. В. Киенко, И. С. Морозова // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3 (43). – С. 69-78.
  18. Козырев, Н. А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования [Электронный ресурс] / Н. А. Козырев, О. А. Козырева // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791 (дата обращения: 30.09.2017).
  19. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования [Электронный ресурс] / О. А. Козырева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26432
  20. Козырева, О. А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов [Электронный ресурс] / О. А. Козырева, Н. А. Козырев // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213 (дата обращения: 30.09.2017).
  21. Козырева, О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога [Текст] / О. А. Козырева // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  22. Козырева, О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [Текст] / О. А. Козырева // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
  23. Козырева, О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект [Текст] / О. А. Козырева // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  24. Колесникова, И. А. Педагогическая праксеология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. – М. : Академия, 2005. – 256 с. – ISBN 5–7695–2009–4.
  25. Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО [Текст] : учебное пособие/ Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 46 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–554–1.
  26. Коновалов, С. В. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования [Текст] / С. В. Коновалов, О. А. Козырева // Вестник ТГПУ. – 2015. – №12 (165). – С.129-135.
  27. Коновалов, С. В. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема [Текст] / С. В. Коновалов, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 153-156.
  28. Коновалов, С. В. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования [Текст] / С. В. Коновалов, О. А. Козырева // Вестник ТГПУ. – 2017. – №1 (178). – С. 58-63.
  29. Копытов, А. Д. О процессе образования как социальной технологии / А. Д. Копытов, А. А. Востриков [Текст] // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 9-12.
  30. Кошелев, А. А. Портфолио школьника [Текст] : учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
  31. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося [Текст] : монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – 113 с. – ISBN 978-5-85117-675-3.
  32. Куриленко, Л. В. Сущность профессиональной деятельности специалистов социальной работы на современном этапе развития общества [Текст] / Л. В. Куриленко, В. Н. Стрельникова // Вестник СамГУ. 2014. № 9 (120).С. 213-216.
  33. Курина, В. А. Креативность обучающегося как универсальная познавательная творческая способность [Текст] / В. А. Курина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 3 (27). – С. 116-123.
  34. Курина, В. А. Технология социокультурного проектирования как форма погружения в профессиональную деятельность студентов вуза культуры: творческий и инновационный аспект [Текст] / В. А. Курина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 4 (24). – С. 126-132.
  35. Меркулова, Л. П. Адаптивная составляющая профессиональной мобильности [Текст] / Л. П. Меркулова, Г. А. Краснощёкова // Вестник СамГУ. – 2015. – № 7(129). – С. 186-190.
  36. Морозова, И. С. Научные достижения и результаты научной школы: психологические факторы и механизмы самореализации личности в различных сферах деятельности [Текст] / И. С. Морозова // Вестник Кемеровского гос. университета. – 2013. – № 3-2 (55). – С. 86-90.
  37. Невзоров, Б. П. Педагогическая наука – практике работы университета [Текст] / Б. П. Невзоров // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 1. С. 7-9.
  38. Нестеренко, В. М. Консолидированное управление продуктивностью исследовательской деятельности аспирантов [Текст] / В. М. Нестеренко // Вестник Самарского гос. технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 3 (23). – С. 151-163.
  39. Нестеренко, В. М. Концептуальные положения системной генерации решения актуальных профессиональных задач [Текст] / В. М. Нестеренко // Вестник Самарского гос. технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (27). С. 161-170.
  40. Обухов, В. В. Модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования: постановка задач исследования [Текст] / В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, Е. Е. Сартакова // Вестник Томского государственного пед. университета. – 2013. – № 13 (141). – С. 76-81.
  41. Обухов, В. В. Основные направления создания инновационно-педагогической среды педагогического университета в современных условиях [Текст] / В. В. Обухов, М. П. Войтеховская // Вестник Томского государственного пед. университета. – 2007. – № 10. – С. 49-55.
  42. Обухов, В. В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированных на новые модели аттестации [Текст] / В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, И. В. Осипова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 13 (141). – С. 93-98.
  43. Обухов, В. В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования [Текст] / В. В. Обухов, Е. Е. Сартакова, Г. П. Матюкевич // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2013. – № 13 (141). -С. 115-119.
  44. Осетрин, К. Е. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов [Текст] / К. Е. Осетрин, Е. Г. Пьяных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13. – С. 210-213.
  45. Осетрин, К. Е. Методические особенности повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения [Текст] / К. Е. Осетрин, Е. Г. Пьяных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 41-43.
  46. Петунин, О. В. Об активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода [Текст] / О. В. Петунин // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 3. – С. 39-42.
  47. Петунин, О. В. Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя / О. В. Петунин, Л. Е. Шмакова // Инновации в образовании. 2016. № 4. С. 14-21.
  48. Поздеева, С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций [Текст] / С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. – 2014. – № 4 (6). – С. 93-100.
  49. Поздеева, С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога [Текст] / С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. – 2014. – № 3 (5). – С. 64-69.
  50. Позднякова, О.К. Возможности учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании студентов – будущих учителей [Текст] / О. К. Позднякова // Поволжский педагогический вестник. – 2016. – № 2 (11). – С. 46-52.
  51. Ревякина, В. И. Аксиологические проблемы культуры и образования современной молодежи [Текст] / В.И. Ревякина // Образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 15-26.
  52. Ревякина, В. И. Исследовательская деятельность – основа профессионального саморазвития [Текст] / В.И. Ревякина // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2010. – № 2 (10). – С. 83-85.
  53. Ревякина, В. И. Проблемы научной деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / В.И. Ревякина // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2011. – № 3 (11). – С. 125-127.
  54. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога [Текст] / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 49 – 62.
  55. Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности [Текст] / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 11. – С. 58 – 65.
  56. Редлих, С. М. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога [Текст] / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. – 2011. – № 6. – С.40-44.
  57. Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия [Текст] / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – №1 (5). – С. 27 – 29.
  58. Руднева, Т. И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте [Текст] / Т. И. Руднева // Вестник Самарского гос. технического университета. – 2015. – № 7 (129). – С.191-195.
  59. Руднева, Т. И. Преподаватель вуза: новая парадигма высшего образования, стратегии педагогической деятельности [Текст] / Т. И. Руднева, Н. В. Соловова // Вестник Тверского гос. университета. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – №4. – С.103-109.
  60. Руднева, Т. И. Социологическое сопровождение процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации вузов [Текст] / Т. И. Руднева, Н. Б. Стрекалова // Социология образования. – 2014. – № 8. - С. 4-13.
  61. Руднева, Т.И. Готовность будущих агроинженеров к профессиональной деятельности (по материалам корреляционного и факторного анализа) [Текст] / Т. И. Руднева, О.Н. Беришвили // Социология образования. – 2015. – № 2. – С. 24-34.
  62. Свинаренко, В. Г. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы [Текст] : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования / В. Г. Свинаренко, А. А. Сукиасян, О. А. Козырева. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 72 с. ISBN 978-5-906806-39-0.
  63. Свинаренко, В. Г. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы [Текст] : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования / В. Г. Свинаренко, А. А. Сукиасян, О. А. Козырева. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 40 с. ISBN 978-5-906806-40-6.
  64. Свинаренко, В. Г. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы [Текст] : адапт. учеб. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования / В. Г. Свинаренко, А. А. Сукиасян, О. А. Козырева. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с. ISBN 978-5-906806-37-6.
  65. Свинаренко, В. Г. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы [Текст] : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования / В. Г. Свинаренко, А. А. Сукиасян, О. А. Козырева. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с. ISBN 978-5-906806-38-3.
  66. Свинаренко, В. Г. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования [Текст] : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования / В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  67. Свинаренко, В. Г. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования [Текст] / В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева // Вестник КемГУ. – 2015. – № 4-2 (64). – С. 91-95.
  68. Свинаренко, В. Г. Практическая педагогика: лабораторные работы [Текст] : учеб. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование»/ В. Г. Свинаренко, И. В. Бойкова, Я. С. Кононцова / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  69. Свинаренко, В. Г. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы [Текст] : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования / В. Г. Свинаренко, А. А. Сукиасян, О. А. Козырева. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
  70. Свинаренко, В. Г. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы [Текст] : адапт. учеб. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования / В. Г. Свинаренко, А. А. Сукиасян, О. А. Козырева. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-36-9.
  71. Скрипко, З. А. Знание как основа формирования профессиональной компетентности [Текст] / З. А. Скрипко, В. Г. Тютерев, А. С. Бармашова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13. – С. 174-177.
  72. Скрипко, З. А. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя [Текст] / З. А. Скрипко // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2015. – № 2. – С. 41-43.
  73. Скрипко, З. А. Организация самостоятельной работы учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании [Текст] / З. А. Скрипко // Вестник Томского гос. пед. университета. – 2010. – № 12. – С. 178-182.
  74. Соколова, И. Ю. Анализ влияния результатов развития школьников на качество подготовки специалистов, бакалавров в вузе [Текст] / И. Ю. Соколова // Крымский научный вестник. – 2015. – № 6. – С. 191-210.
  75. Соколова, И. Ю. Анализ результатов актуализации личностного потенциала магистрантов и аспирантов – основного ресурса развития вузовской науки [Текст] / И. Ю. Соколова, В.Ю. Зюбанов // Междун. журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-4. – С. 711-717.
  76. Соколова, И. Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов [Текст] / И. Ю. Соколова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-5. – С. 1172-1178.
  77. Стародубцев, В. А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере [Текст] / В. А. Стародубцев, А. А. Киселёва // Школьные технологии. – 2012. – № 2. – С. 96-101.
  78. Стародубцев, В. А. Персонализация виртуальной образовательной среды [Текст] / В.А. Стародубцев // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7. – С. 24-29.
  79. Стародубцев, В. А. Самоорганизация в информационной образовательной среде [Текст] / В.А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 38-46.
  80. Стародубцев, В. А. Синергетические аспекты современного образовательного процесса [Текст] / В.А. Стародубцев, О.М. Шепель, А.А. Киселева // Инновац. проекты и программы в образовании. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 12-17.
  81. Степанов, С. В. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности [Текст] / С. В. Степанов, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 76 – 80.
  82. Стриханов, М. Н. Тенденции формирования состава студентов вузов [Текст] / М. Н. Стриханов // Социология образования. – 2015. – № 3. – С. 4-20.
  83. Судьина, Л. Н. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности [Текст] / Л. Н. Судьина, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 1 (21). – С.152-156.
  84. Сукиасян, А. А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях [Текст] / А. А. Сукиасян, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – №4 (20). – С.151-155.
  85. Сухинин, В.П. Мотивационное проектирование учебного процесса [Текст] / В. П. Сухинин, М. В. Горшенина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2012. – № 2 (18). – С. 208-212.
  86. Таюрский, А. И. Инфраструктура менеджмента сетевой самообучающейся организации университета [Текст] / А. И. Таюрский, Е. Н. Белова // Казанский пед. журнал. – 2014. – Т. 106. – № 5. - С. 18-28.
  87. Таюрский, А. И. Роль дуального профессионального образования в инновационном развитии промышленного предприятия [Текст] / А. И. Таюрский, В. А. Левко // Вестник Сибир. гос. аэрокосмического ун-та им. академика М.Ф. Решетнева. 2015. – Т. 16. № 4. – С. 1071-1077.
  88. Халяпина, Л. П. Инновационное непрерывное профессиональное самосовершенствование педагогических кадров в условиях модернизации образования [Текст] / Л. П. Халяпина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4 (8). – С. 10-17.
  89. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект [Текст] // С. Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 6. – С.2-6.
  90. Чурекова, Т. М. К вопросу о сущности непрерывного образования [Текст] / Т. М. Чурекова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2005. – № 1 (21). – С. 17-20.
  91. Чурекова, Т. М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода [Текст] / Т. М. Чурекова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 69-73.
  92. Шалавина, Т.И. Концептуальные основания подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности [Текст] / Т. И. Шалавина // Пед. образование и наука. – 2012. – № 10. – С. 65-70.


Все статьи автора «dpo-nauka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: