УДК 342.72/.73

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК КОНСТИТУЦИОННЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИХ ПРАВ

Лукманова Альбина Айдаровна
Российский государственный социальный университет
магистр государственно-правовых дисциплин, факультет юриспруденции

Аннотация
Российская Федерация встала на путь становления правового государства и гражданского общества, а значит возникает необходимость совершенствования различных форм взаимодействия с детьми, оставшихся без родителей. Усовершенствование семейного права в России особенно актуально, так как демографическая ситуация в стране остается крайне напряженной. Дети являются одной из самых слабо защищенных категорией граждан в обществе, и в то же время дети – это будущее страны.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лукманова А.А. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как конституционный способ защиты их прав // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/10/84390 (дата обращения: 01.10.2017).

В данный период времени Россия проходит через сложный экономический кризис, который негативным образом влияет на нормальное функционирование значительному количеству российских семей. Именно в этот период возрастает число семей, которые живут на различные социальные пособия, пенсии, или же вовсе не имеют средств к существованию.   Такая достаточно новая для многих семей ситуация влияет, как на ухудшения экономической ситуации, так и приводит к сильному эмоциональному переживанию у членов его семьи, нередко вызывая напряжения и стрессов.

Безденежье, стресс, ассоциативное поведение, все это может привести к дисфункции семьи, что в последующем негативно отразиться на детях и приведет к социальному сиротству.

Согласно автору Абельбейсову В.А.: «Социальное сиротство — социальное явление, наличием в детей, родители умерли, детей, без попечения вследствие лишения прав, признания недееспособными, безвестно »[1, с. 5].

сиротства в стране приобретает современных условиях иное содержание. все чаще становится ребенок живых родителях — дети, от отказываются сразу их рождения, дети из неблагополучных семей. таких детей- ежегодно возрастает.

настоящее время обыденной речи в теоретических широко используются понятия: социальное сиротство и сирота. -сироты — это в возрасте 18 лет, у умерли оба единственный родитель.

Забота о социальных сиротах, и о сиротах в целом целиком и полностью ложится на государство. На государство возлагаются следующие обязанности:

  • обеспечить достойный уровень жизни каждому ребенку;
  • защита прав и интересов ребенка, находящегося под опекой у государства;
  • поиск и подбор достойных опекунов или родителей для детей;
  • дальнейший контроль и проверка семей, которые усыновили или взяли под опеку детей [2, с. 23].

Конечно же, приоритетной задачей государства является поиск кандидатов на роль будущих родителей, так, как только в семье ребенок может нормально социализироваться и получить необходимое воспитание. Для данной задачи государство использует различные методы и технологии, позволяющие вести всесторонний поиск опекунов.

В первую очередь необходимо рассказать о Банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Существуют различные воспитательные организации, в которых временно или до достижения совершеннолетия помещают детей, которые остались без попечения родителей. Одним из таких учреждений, являются детские дома семейного типа.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Организатором детского дома семейного типа не могут быть лица:

  • находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
  • лишенные родительских прав;
  • не дееспособные или ограниченно дееспособные и др .

Рассмотрев данную форму, можно прийти к выводу, что детские дома семейного типа имеют преимущество над такими учреждениями, как детские дома и интернаты, так как воспитатели в этих учреждениях физически не могут уделить достаточную заботу и внимание каждому ребенку [3, с. 67].

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в структуре этих учреждений (социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) могут создаваться семейные воспитательные группы [4].

Семейная воспитательная группа является одной из форм социально-реабилитационной работы, которая предусматривает краткосрочное устройство детей в возрасте с 3 до 17 лет в условия семейного воспитания. Данная семейная воспитательная группа находится на базе центра и ее деятельность направлена на защиту прав и интересов детей сирот, а также на предоставление им возможности жить нормальной и полноценной жизнью.

Это временная семейная форма жизнеустройства детей, при которой дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, помещаются в семью на период реабилитации. Дети, не имеющие установленного юридического статуса сироты, но помещенные на воспитание в социально-реабилитационные центры или приюты органов социальной защиты населения, могут временно, на срок до установления юридического статуса, помещаться в семьи граждан, которые становятся при этом воспитателями этих приютов или центров. Воспитатель СВГ является сотрудником специализированного учреждения и получает заработную плату в соответствии с трудовым договором и пособие на содержание воспитанника. В одной семейной воспитательной группе может содержаться от 1 до 3 несовершеннолетних.

СВГ получает профессиональное сопровождение специалистов учреждения, при котором она открыта. По окончании срока трудового договора или при установлении юридического статуса ребенка принимается решение о дальнейшем жизнеустройстве ребенка. Это может быть возвращение ребенка в кровную семью или в учреждение, переоформление СВГ в иные формы устройства (усыновление, опека, приемная семья).

Семейные воспитательные группы позволяют сохранить за родителями родительские права, и в случае улучшения домашней обстановки вернуть ребенка в семью. Для детей, оставшихся без попечения родителей, семейные воспитательные группы – это возможность получить позитивный опыт семейной жизни; приобрести положительные социальные навыки, овладеть социальными ролями, не теряя связи с кровной семьей.

Кроме того, СВГ является экономически эффективной формой жизнеустройства, поскольку содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте. В настоящее время данная форма устройства детей применяется в 78 регионах РФ [5, С. 34].

Однако для развития потенциала, направленного на стимулирования у общества желания брать детей, необходимо создавать и реализовывать масштабные и инновационные проекты.

Департаментом социальной защиты населения г. Москвы, был разработан инновационный пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей, которые взяли на воспитание пятерых детей.

Данный проект ведет свою работу на основе Положения от 23 января 2014 года  №8-ПП «О порядке  проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов», а так же на базе приказа Департамента социальной защиты города Москвы от 07 февраля 2014 №52 «О мерах по реализации пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов».

Основными критериями отбора приемных семей для участия в пилотном проекте является нахождение граждан (приемных родителей) в браке не менее 3 лет. Граждане могут быть из любого региона РФ, при этом дети, передаваемые на воспитание в семьи должны быть из банка детей при Департаменте социальной защиты в г. Москвы, так же обязательным условием является то, что трое из пятерых детей должны быть из трудно устраиваемой категории, это дети-инвалиды и дети старшего возраста.

С заявителями, в отношении которых будет принято решение о возможности участия в пилотном проекте, Департаментом социальной защиты населения города Москвы будет заключено соглашение об условиях участия в пилотном проекте, так же семьи должны заполнить заявление об участии в пилотном проекте.

В срок не позднее 60 календарных дней со дня заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте заявители должны пройти обязательную психологическую диагностику, которая представляет из себя информационно-ориентационного консультирование и психологическое обследование заявителей, и включает следующие тесты и методики:

  • полуструктуированное интервью;
  • опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90R) для диагностики психопатологии;
  • опросник  А-тест для диагностики проблемности зоны, связанной с употреблением алкоголя;
  • опросник диагностики легитимизированной агрессии (ЛА-44);
  • опросник «Диагностика характера и уровня агрессивности»;
  • опросник «Диагностика семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3);
  • тест жизнестойкости;
  • тест семейных ресурсов.

Таким образом, мы видим, что данная психологическая диагностика подробно раскрывает психологическое состояние семьи и готовы ли они взять на себя такую ответственность. На основе результатов, выдается заключение и с помощью, которой комиссия решает, решает одобрять участие семьи в пилотном проекте или нет.

В 2016 году введена практика отчетности участников пилотного проекта на заседании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот.

Сопровождение приемных семей имеет следующие особенности:

  1. Закрепление за каждой семьей двух специалистов: куратора семьи (специалиста по работе с семьей) и психолога в социальной сфере;
  2. Межведомственный характер – привлечение к работе с семьей организаций образования, здравоохранения и др. (проведение межведомственных консилиумов, участите в педагогических советах школ, в которых обучаются дети из пилотных семей);
  3. Внутриведомственное взаимодействие со специалистами органов опеки и попечительства, центров содействия семейному воспитанию и др. (проверка условий жизни ребенка, переданного на воспитание в семью специалистами органов опеки и попечительства совместно с сотрудниками уполномоченной организации, проведение внутриведомственных консилиумов, участие в заседаниях Комиссий по защите прав подопечных и др.).
  4. Сплочение членов замещающей семьи через организацию совместного полезного семейного досуга (организация для замещающих семей экскурсий, путешествий, посещений театров, выставок и других мероприятий).
  5. Повышение педагогической компетентности замещающих родителей (проведение родительских собраний, обучающих семинаров и др.).
  6. Индивидуальная, групповая и фронтальная работа с замещающими семьями (супервизии, тренинги, клубная деятельность).
  7. Организация взаимопомощи замещающих родителей через клубную деятельность и Общественный совет опекунов, попечителей, приемных родителей города Москвы.

Жилые помещения участникам пилотного проекта будут предоставляться по договорам, безвозмездного пользования, который будет действовать 10 лет, а затем переходит в собственность участников-усыновителей[6].

Таким образом, на сегодняшний день, данный проект считается одним из инновационных. Он тщательно проработан, не имеет недостатков, а только надежду на то, что с помощью него, детей-инвалидов и детей старшего возраста не останется в специализированных детских учреждениях.

В век информационных технологий Департамент труда и социальной защиты активно пользуется его преимуществами. Так, видеопортфолио всех московских детей, проживающих в детских домах, будут размещены на специальном интернет-портале, где потенциальные приемные родители смогут узнать о них всю информацию, посмотреть художественные фото и даже 15-минутные документальные фильмы о каждом ребенке.

На тех видеороликах, что уже выложены на портале, о каждом ребенке можно узнать гораздо больше, чем из сухой анкеты. Дети рассказывают, какие у них любимые уроки, нравится ли им учиться, кем бы они хотели стать в будущем. Помимо интервью в коротком фильме есть кадры, как каждый ребенок проводит свой день – играет, читает, общается со сверстниками. О детях также рассказывают психологи и воспитатели – вспоминают, какими были воспитанники, когда попали в детский дом, какими стали теперь, какие проблемы испытывают, чего боятся, что больше всего любят. Специалисты говорят о судьбе ребенка и его особенностях, ничего не скрывая, чтобы потенциальные родители еще на этапе просмотра видео понимали, готовы ли они стать родными для этого маленького человека. О здоровье детей рассказывают врачи-педиатры. 15 минут вполне хватает, чтобы сформировать подробное представление о характере, привычках, судьбе ребенка.

На ресурсе также есть интерактивная карта столицы, на которой можно найти все учреждения, связанные с устройством детей-сирот в новые семьи – детские дома, школы приемных родителей и центры сопровождения семьи. В ближайшее время на портале планируется запустить и сервис онлайн-консультирования – через него можно будет задать свои вопросы психологам, юристам и педагогам.

Следом за этим нововведением, также подтянулись различные детские центры, так, к примеру, ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» и телеканала «Москва Доверие» разработали совместный проект «Выбери меня», целью которого является популяризация и развитие семейного устройства детей-сирот, для этого информация о воспитанниках ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» размещается как социальная реклама на телевидении, также в рамках проекта воспитанники ГБУ ЦССВ «Полярная звезда» приняли участие в цикле телепередач. В результате подготовлено и показано на телеканале 26 роликов о воспитанниках ГБУ ЦССВ «Полярная звезда».

Таким образом, можно сделать вывод, что время не стоит на месте и требует решительных мер. Для того, чтобы повысить эффективность в устройстве детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо использовать все доступные механизмы, и средства связи, где таким образом решение проблем выходит на новый уровень.


Библиографический список
  1. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы [Текст] / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 9. С.5
  2. Дейкина Л.И. Организация охраны материнства и детства, опеки, попечительства и усыновления. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.-135 С.
  3. Жансеитова Г.Г. Опека и попечительство – один из путей решения проблемы социального сиротства / Г.Г.Жансеитова, М.А.Тулегенова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. – 2016. – № 2-2. – С. 121-125.
  4. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 10.03.2017)
  5. Инновационные методы практики социальной работы: Учебное пособие для магистров / Г.Х Мусина-Мазнова, И.А. Потапова, О.М. Коробкова и др. -  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 320 с.
  6. Постановление Правительства Москвы от 23 января 2014 г. № 8-ПП «О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов»// http://www.dszn.ru/


Все статьи автора «albink-a»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: