РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ПУТЕШЕСТВЕННИКА И МОТИВА ЛИЧНОСТНОГО ПОИСКА И ПРЕОДОЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ГУМИЛЕВА

Батищева Екатерина Вадимовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
преподаватель Кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному

Аннотация
Актуальность работы продиктована неослабевающим интересом современного читателя к личности и творчеству Н. Гумилёва и в связи с этим необходимостью рассматривать его поэтические поиски в тесной связи с фактами биографии. Творчество Н. Гумилёва – это поэтапное развитие его лирического героя, его внутренние поиски, постепенная трансформация образов и мотивов. Все это теснейшим образом связано с биографией поэта, его путешествиями и глубокими личностными переживаниями. Мы исследуем несколько сборников поэта: от самых ранних, таких как «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы», до опубликованного уже после смерти поэта «Шатра», рассматриваем эволюцию мотивов и образов его лирического героя. Мы анализируем романтические мотивы в творчестве Н. Гумилёва, идеи борьбы и преодоления в его работах.

Ключевые слова: акмеизм, Африка, от Руси до России


THE DEVELOPMENT OF THE IMAGE OF THE TRAVELER AND THE MOTIVE OF PERSONAL SEARCH AND OVERCOME IN THE WORK OF N. GUMILEV

Batishcheva Ekaterina Vadimovna
Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Lecturer, Department of intensive teaching Russian as a foreign language

Abstract
Actuality of work is dictated by the unflagging interest of the modern reader to the person and work of N. Gumilev and in this regard the need to consider his poetic quest in close Association with the biographical facts. Creativity N. Gumilev is the gradual development of his lyrical hero, his inner quest, a gradual transformation of images and motifs. All this is closely connected with the biography of the poet, his travels and deep personal experiences. We examine several collections of the poet: from the earliest such as "the Way conquistadores" and "Romantic flowers", to published after the poet's death a "Tent", consider the evolution of the motives and images of his lyrical hero. We analyze romantic themes in the works of N. Gumilev's ideas of struggle and triumph in his works.

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Батищева Е.В. Развитие образа путешественника и мотива личностного поиска и преодоления в творчестве Н. Гумилева // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77555 (дата обращения: 28.03.2024).

ВВЕДЕНИЕ

Серебряный век – это уникальное явление в русской литературе, которое породило множество новых имен и образов, внесло в общий литературный контекст новые мотивы и переосмысление прежних ценностей. Этот, безусловно, значимый период русской литературы связан для нас с такими именами, как Анна Ахматова, Александр Блок, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус и многие другие. Но вне всякого сомнения, одно из самых значимых и ярких – это имя великого Николая Степановича Гумилёва.

Н. Гумилёв, мэтр акмеизма, исследователь Африки, великолепный поэт, искатель и путешественник, внес настолько большой вклад в поэзию того периода, что без изучения его творчества картина литературы Серебряного века будет неполной.

Актуальность работы продиктована неослабевающим интересом современного читателя к личности и творчеству Н. Гумилёва и в связи с этим необходимостью рассматривать его поэтические поиски в тесной связи с фактами биографии. Творчество Н. Гумилёва – это поэтапное развитие его лирического героя, его внутренние поиски, постепенная трансформация образов и мотивов. Все это теснейшим образом связано с биографией поэта, его путешествиями и глубокими личностными переживаниями. Мы исследуем несколько сборников поэта: от самых ранних, таких как «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы», до опубликованного уже после смерти поэта «Шатра», рассматриваем эволюцию мотивов и образов его лирического героя. Мы анализируем романтические мотивы в творчестве Н. Гумилёва, идеи борьбы и преодоления в его работах.

В отечественном литературоведении данная тема, на наш взгляд, разработана достаточно глубоко, но не всегда в полной мере отражает эволюцию творчества Н. Гумилёва и романтические мотивы в его стихотворениях. Огромный вклад внесли такие выдающиеся исследователи, как Н. А. Богомолов, В.В. Бронгулеев, Ю.В. Зобнин, С.В. Чупринин и многие другие.

Научная новизна работы заключается в том, что мы рассматриваем поэтическое творчество Н. Гумилёва, мотивы и образы его лирики, с точки зрения синтеза романтических, символистских и акмеистических принципов, сопоставляем его личностные переживания и ориентированность на героический пафос с их практической реализацией.

Цель работы – выявить романтические мотивы борьбы и личностного преодоления в творчестве Н. Гумилёва и проанализировать их трансформацию в различных сборниках поэта.

Для достижения заявленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. выявить схожие черты в идейных программах романтизма, символизма и акмеизма;
  2. рассмотреть эволюцию взглядов Н.С. Гумилёва от символизма и романтизма к акмеизму;
  3. проанализировать художественные особенности лирики Н. Гумилёва с позиций романтизма и акмеизма;
  4. определить место мотивов борьбы и личностного преодоления на различных этапах творчества Н. Гумилёва.

Объектом исследования являются различные этапы творчества Н. Гумилёва и эволюция мотивов и образов лирического героя в них.

Предметом исследования служат мотивы преодоления и личностной борьбы в творчестве поэта, их трансформация и романтический контекст на разных этапах творчества Н. Гумилёва, а также глубокое влияние биографии поэта на его творчество.

Методы, используемые при исследовании: теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, метод литературоведческого анализа.

Данное исследование состоит из двух глав, теоретической и практической, каждая из которых подразделяется на три параграфа, выводов по главам, введения, заключения и списка научной и справочной литературы.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в комплексном подходе к анализу, а также в возможности использовать материал работы и выводы по нему для практических занятий по русской литературе начала 20 века.

В жизни Николая Гумилёва Африка занимала особое место. За свою жизнь он совершил четыре поездки в Северную и Восточную Африку, самой продолжительной из которых была поездка в Абиссинию в1913 г. Весь март был в хлопотах, связанных с предстоящим отъездом. Прежде всего надо было добиться согласия Российской Академии наук на оплату такой поездки и принятия маршрута. Большая помощь в организации экспедиции была оказана давним знакомым семьи Гумилёвых, и в их числе академиком В.В. Радловым.

В качестве этнографа Н. Гумилёва интересовали предметы культуры народов, населявших африканский континент. Именно в Африке поэту открылось понимание того, что человек выражает себя через слова, поступки и через те вещи, которые он создает и которые окружают его на протяжении всей его жизни.

Впрочем, взор Н. Гумилёва обращается не на Тибет, а в Африку, которую он полагает мистической прародиной, надеясь в Абиссинии найти «золотую» старину, прошлое, столь блестящее, чтобы его блеска хватило озарить и его судьбу.

Судьба Н. Гумилёва полна загадочности, его многократные поездки в Африку, с точки зрения Н.А. Богомолова, не случайны, т.к. преследовали более глубокую цель, нежели удовлетворение обычного туристического интереса. «Проблема связи творчества Н. Гумилёва с разного рода мистическими учениями современной ему эпохи — проблема совершенно очевидная, зафиксированная многочисленными документами и наблюдениями». [10, 37] В 1906-08 гг. Н. Гумилёв находится в Париже и слушает курс лекций в Сорбонне. Он активно занимается общественной жизнью, издает журнал «Сириус», посещает литературные вечера и, среди прочего, увлекается оккультизмом. Достоверность данного факта подтверждается как современниками поэта, так и самим Н. Гумилёвым.

Так В. Брюсов в своем дневнике за 1907 год пишет: «15 мая. Приезжал в Москву Н. Гумилёв. Одет довольно изящно, но неприятное впечатление производят гнилые зубы. Часто упоминает о «свете». Сидел у меня в «Скорпионе», потом я был у него в какой-то скверной гостинице, близ вокзалов. Говорили о поэзии и оккультизме» [14, VII, 304]

Н. Оцуп так отзывался о Гумилеве: «Он нес в себе и веру, и суеверие, сближающие его с поэтами средневековья. Гумилев почитал астрологов, изучал каббалу, верил в заклинательную силу амулетов. Современники помнят его веселым, общительным.» [29, 297]

А.А. Гумилева вспоминает, что поэт был очень суеверен, чем часто вызывал смех у родных «…верно Абиссиния заразила его этим» [12, 46]

Помимо этого, сам Н. Гумилёв в письмах к В. Брюсову заявляет о своем новом увлечении. Из письма Брюсову от 29 октября/11 ноября1906 г.: «Теперь я вижу, что оригинально задуманный галстук или удачно написанное стихотворение может дать душе тот же трепет, как и вызыванье мертвецов, о котором так некрасноречиво трактует Элифас Леви …» [23, III, 307]

Из письма к В. Брюсову от 8 января 1907 года: «Эзотерическая тайна привела меня в восторг и я её принимаю вполне. Мой демон нашептывает мне ещё разные мелкие сомнения, но я отложу их до нашего свидания, тем более, что, как я слышал, Вы собирались приехать в Париж. Очень благодарю за сообщенные адреса, но боюсь, что они окажутся мне бесполезны. Дело в том, что я получил мистический ужас к знаменитостям» [23, III, 311]

Вот в таком удивительном образе предстает перед нами Н. Гумилёв в эти годы. Образ героя, жаждущего приключений, рыцаря в блестящих латах, давно сменил образ путешественника и познавателя. Он стремится достичь истин бытия уже не в борьбе за идеалы, но в понимании сути явлений, их сверхъестественной сущности. И лирический герой, и сам поэт ищут новые образы и слова, отголоски истины и рая. Именно это стремление гонит его в Африку. Она, являвшаяся континентом, где обитали наследники предшествующих цивилизаций, рассматривалась им как хранилище важнейших данных о магических корнях современного «тайного знания».

При изучении происхождения и развития оккультизма легко просматривается параллель: религия – магия. Гумилев же приводит другую параллель: религия – поэзия. Так как поэт увлекался мистицизмом и магией не поверхностно, а достаточно глубоко, он не мог не знать того, что магия выделилась из религии. Становится очевидным, что для писателя поэзия вполне могла ассоциироваться с магией, так как по словам поэта в процессе творчества появляется ощущение, «что творишь совершенные сочетания слов, подобные тем, которые некогда воскрешали мертвых, разрушали стены» [23, III, 460]

Как же были воплощены в стихотворениях те знания, тот опыт, те эмоции, которые Н. Гумилёв почерпнул из своих удивительных и мистических поездок в Африку?

Стремление к неведомому сопровождало Гумилёва всю жизнь. С ранних лет его манит Восток, Африка, путешествия в тропические страны и даже желания достать парусный корабль и плавать на нем под черным флагом. В детстве Н. Гумилёв читал много приключенческой литературы.

Даже близкие поэту люди порой иронизировали над его «африканскими страстями». Между тем никто из русских поэтов не воспел, как он, Африку, не передал так зримо и необычайно рельефно ее неповторимый колорит (цикл «Абиссинские песни», «Африканская ночь» и др.), Гумилёв посвятил африканской теме книгу «Шатер» (1921):

Оглушенная ревом и топотом,

Облаченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небеса говорят серафимы… [23, II, 256].

Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника к великому Югу, его людям и культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Н. Гумилёве. Его африканские стихи, вошедшие в сборник «Шатер», и точная проза дневника – дань его любви к Африке.

Итак, каким предстает перед нами образ Гумилёва-путешественника? Прежде всего, он искатель и созерцатель. Для лирического героя путешествие – это вечное стремление к обретению рая на земле. И Африка видится ему, как отблеск райских кущ. Н. Гумилёв здесь путешественник-философ. Он размышляет о том, что цивилизация вносит в нашу жизнь комфорт и спокойствие, но она же и разрушает нас. Африка же, наоборот, предстает перед странником в своем бескрайнем величии. Хозяином здесь является не изнеженный европеец, властелин здесь сам «Адам». Нельзя здесь не отметить, что идеи об Адаме, первом человеке и его образе были очень близки акмеистам. Возможно, еще и эти идеи так манят Н. Гумилёва. Ведь Адам – это человек, который живет в полной гармонии с природой и окружающей его действительностью. Это ли не рай, который так ищет поэт-путешественник?

Все здесь наполнено магическим и чудесным, особенно пейзажи:

Краски взяв у пустынных закатов,

Попугаям он перья раскрасил,

Дал слону он клыки, что белее

Облаков африканского неба,

Льва одел золотою одеждой…

 

…И ушел на далекие звезды –

Может быть, их раскрашивать тоже. [23, II, 264]

Лирический герой здесь словно странник, которому удалось заглянуть за завесу некой вселенской тайны, некоего таинства и священнодействия, которому он стал счастливым свидетелем.

Герой, как и сам Н. Гумилёв, был настолько поражен бескрайними песками Африки, ее саваннами, разнообразием дикой природы, мистическими оккультными тайнами, что он просто не может остановится в своем путешествии, возвращаясь сюда снова и снова. Для Н. Гумилёва Африка – это родина всех человеческих племен. Поэтому здесь уместно говорить не только о нейтральном образе путешественника, но и о проникнутом трепетом и страстью образе «паломника». Стоит еще упомянуть, что Африка удивительным образом стала прародительницей русской поэзии. Конечно же, речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине, к личности и творчеству которого Н. Гумилёв относился с безграничным почтением.

Африканский континент был настолько близок и дорог поэту, что даже после его расстрела один из его друзей, утешая мать поэта Анну Ивановну, придумал легенду о том, что Н. Гумилёву удалось спастись и он инкогнито бежал в Африку. До конца своих дней Анна Ивановна ждала письма или открытки со штемпелем Каира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать вывод: символизм и акмеизм, имеют тесную связь с романтическими традициями, что нашло свое живейшее отражение в творчестве Н. Гумилёва в образах его лирического героя и мотивах его произведений.

Именно с именем этого поэта, прежде всего, связано эстетическое самоопределение акмеизма, на которое существенное влияние оказали, с одной стороны, отказ от «чувственной оболочки» поэзии символизма, с другой – стремление к раскрытию подлинного смысла подлинной «предметности» окружающего художника мира.

Акмеисты, и в частности Н. Гумилёв, восприняли от художественной практики символизма противостояние сильной личности и мира, раскрыли его через мотивы борьбы, странствия и личностного противостояния окружающей действительности.

В поэзии символизма мотив странствий в качестве странничества духа являясь знаком процессов, происходивших внутри человеческого «я», приобретает значение поиска духовных ориентиров в борьбе с хаосом вселенной. Будучи воспринят акмеистами, мотив странствий и преодоления приобретает черты личностного подвига преодоления как пространства внутреннего (человеческое «я», душа), так и пространства внешнего (представление о вещности мира).

Особое развитие мотив странствий получает в художественной практике Н.С.Гумилева, выступая в качестве характерологической категории его поэтического мира.

Эволюционируя на протяжении всего творчества поэта, мотив странствий и личностной борьбы проходит следующие этапы:

  • романтическое постижение жизни как индивидуального подвига («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга»);
  • бродяжничество («Романтические цветы», «Жемчуга»);
  • «экзотические», африканские путешествия («Чужое небо»)
  • воинский подвиг («Колчан», «Костер»)
  • странничество духа («Шатер», «Огненный столп»)

Рассмотрение эволюции мотива странствий, борьбы и личностного преодоления в качестве категориальной характеристики художественного мира Н. Гумилёва, позволяет представить поэтический мир художника как сложную незамкнутую систему, включающую в себя комплекс онтологических и философских представлений.


Библиографический список
  1. Pro et contra: Николай Гумилёв. Русский путь. – Сост. Зобнин Ю.В. СПб., 2000.
  2. Айхенвальд Ю.И. Поэты и поэтессы. М., 1922. Цит. по: http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/libraries/books/blium/ilp/kritik/?id=571
  3. Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.
  4. Ахматова А. «Самый непрочитанный поэт» // Новый мир. 1990. № 5.
  5. Ахматова А.А. Сочинения в 2-х т. М., 1990.
  6. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М., 1989.
  7. Блок А.А. Собрание сочинений в 7 тт. М., 1965.
  8. Блоковский сборник 3. Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Тарту, 1979.
  9. Богомолов Н.А. От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской поэзии. М., 2004.
  10. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Батищева Екатерина Вадимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация