УДК 346.7

ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Логинова Марина Валерьевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы по формированию конкурентных преимуществ в определенном секторе сферы услуг, а именно – в сфере образования. Так же обосновано, что обострение конкурентной борьбы в среде учреждений сферы образования способно привести к поиску конкретных методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями.
Все это в перспективе сможет помочь укрепить ее собственные позиции в конкурентной борьбе за потребителя данного вида услуг.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Логинова М.В. Перспективы становления и развития конкурентного права в системе современной науки и образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84240 (дата обращения: 04.10.2017).

Конкурентное (антимонопольное) право – это правовые нормы и  нормативные акты, которые направлены на то, что бы ограничить свободу предпринимательской деятельности и свободу договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения касаются создания картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков. Так же они направленны против крупных слияний и действий, что могут значительно увеличить возможность продавцов изменять цену товара или услуги. На сегодня такие антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

При этом, по мнению сторонников антимонопольного законодательства, конкурентным правом защищаются экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию отрасли. В то же время, по мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Вместе с тем, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к обособлению конкурентного права. Хотя об образовании новой отрасли права не говорится, но отмечается формирование новой отрасли законодательства. При этом постепенное отделение конкурентного права от предпринимательского можно заметить сегодня так же и в образовательной сфере.

Нужно помнить, что рыночные механизмы в сфере образовательных услуг имеют определенные особенности. В настоящее время в основе развития рынка образовательных услуг лежит свободный выбор потребителем профиля и типа конкретного учебного заведения и права всех граждан получать в нем профессиональное образование, а так же повышать свою квалификацию по инициативе работодателя, службы занятости или по собственному желанию. Именно поэтому  на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования  формируется конкуренция, так как такие услуги предлагают разные образовательные учреждения и потребляют различные работодатели. Сформированными на рынке спросом и предложением формируется конкурентная рыночная образовательная среда [1, c.29]. Ростом конкуренции в борьбе за потенциальных студентов обусловлена необходимость расширения образовательного пространства в учебных заведениях Российской Федерации. Однако необходимо помнить, что основной тенденцией на рынке образовательных услуг в последние годы – это снижение количества потенциальных абитуриентов [2, c.174].

Основная деятельность вузов – это предоставление конкретных образовательных услуг. Все образовательные услуги отличаются по качеству и содержанию. Каждый студент желает поступить в достойный ВУЗ и получить хорошее образование, поэтому спрос на образовательные услуги будет различным.

Повышая конкурентоспособность своих образовательных услуг, ВУЗ не должен расставаться со своими выпускниками, а может предоставлять дополнительные услуги по повышению квалификации и переподготовке. Качество предоставляемых услуг должно удовлетворять потребителя, предполагая, что на смену выпускникам обязательно могут прийти их дети и знакомые.

На сегодняшний день образовательные учреждения выступают в роли субъектов, которыми формируются предложение, а так же оказываются и продаются образовательные услуги. В функции образовательных учреждений входит:

- обучающийся получает услуги по приобретению (передаче) им желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

- оно производит и оказывает сопутствующее образовательные услуги, а так же оказывает воздействия, которые формируют высококвалифицированную личность будущего специалиста;

- оказывают информационно-посреднические услуги потенциальным и реальным обучающимся и работодателям (при этом обязательно согласовывая условия будущей работы, размеры и источники финансирования предоставляемых услуг и т.д.) [3]

Однако при этом посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока еще находятся на стадии формирования и развертывания собственной маркетинговой активности. К ним зачастую относится служба занятости, различные образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, а так же специализированые образовательные центры и др. Но они не могут в полной мере оказать конкуренцию самим образовательным учреждениям. Они создают здоровую конкуренцию и способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на соответствующем рынке и могут выполнять следующие функции:

- накапливать, обрабатывать и продавать информацию о конъектуре рынка образовательных услуг, а так же проводить консультирование других субъектов;

- участвовать в процессе аккредитации других образовательных субъектов;

- участвовать  в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществлять рекламную деятельность и юридическую поддержку такого заведения;

- формировать каналы сбыта, организовывать заключение и содействовать выполнению сделок, что касается образовательных услуг и многое другое [4].

Для развития образования, как и любой отрасли, здоровая и честная конкуренция – это очень сильный стимулирующий фактор. Поэтому иногда образовательным учреждениям, которые пока не видят конкурентов или не имеют их, рекомендуют «как бы придумать себе их», что бы больше и  эффективнее рассматривать собственные конкурентные преимущества и лучше их удовлетворять. Равнодушие и безразличие к конкуренции в образовании и конкурентам в современных условиях ведет учреждения образования к застою и утрате ими ранее завоеванных позиций.

Строя собственные отношения с реальными или потенциальными конкурентами очень важно стремиться не к конфронтации с ними, а к сотрудничеству, поиску компромисса и партнерству в рамках более широких образовательных систем.  Естественно не нужно забывать при этом об собственных и интересах и поставленных целях.

Таким образом, современные учреждения сферы образовательных услуг все чаще и чаще сталкиваются с  возрастающими потребительскими требованиями, которые являются результатом усиления конкурентной борьбы.  Сюда еще необходимо отнести укрепление позиции конкурентов на этом сегменте рынка, укрепление дифференциации платежеспособного спроса,  изменение отраслевых границ и профилей их деятельности [2,173].

Конкуренцией выдвигаются условия, при каких учреждения сферы образовательных услуг должны все более оперативно и высокопрофессионально приводить собственную деятельность в соответствие с новыми условиями и требованиями. Для этого необходимо постоянно внедрять разные организационные, технологические, социальные и управленческие инновации.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что сегодня необходимо обеспечить определенные сбалансированные взаимодействия между различными уровнями самой системы образования в частности и конкурентоспособности отечественной экономики в целом.


Библиографический список
  1. Кабанова Е.И. Недобросовестная конкуренция в сфере высшего профессионального образования. / Е.И. Кабанова. // Конкурентное право, 2013. – С. 28–30.
  2. Мнацаканян М.Р. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг. / М.Р. Мнацаканян. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2010. – № 4. – С. 171–173.
  3. Сотникова Н.В. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг. / Н.В. Сотникова. // Высшее образование сегодня, 2014. – 11 декабря.
  4. Сушинский С. Стратегия развития конкуренции в образовании. /С. Сушинский. // Советник Президента, 2013. – № 11.– [Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.sovetnikprezidenta.ru/111/2_obrazovanie.html.


Все статьи автора «Логинова Марина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: