УДК 37

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Гревцев Иван Анатольевич
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
магистрант 1 курса физико-математического факультета, специальность «Прикладная информатика»

Аннотация
Данная статья посвящена мировозренческим аспектам преподавания информатики в условиях развития информационного общества. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гревцев И.А. Мировоззренческие аспекты преподавания информатики в школе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84182 (дата обращения: 01.10.2017).

Новые стандарты основного общего образования в Российской Федерации четко регламентируют структуру преподавания информатики в школе [6]. Выработаны необходимые требования, предъявляемые современными условиями к методам и технологии обучения. Этим вопросам посвящено множество публикаций в специализированных периодических изданиях, выступлений на всевозможных научно-практических мероприятиях [1, 3, 4]. Наряду с другими дисциплинами, проблемы преподавания информатики в современной российской школе являются темой актуальных дискуссий в профессиональном сообществе [2, 5, 7, 8]. Исходя из этого, можно утверждать, что информатике принадлежит особое место в системе современного образования. Обусловлено это вполне объективными причинами.

Общество XXI века практически повсеместно трансформируется. Индустриальный характер отношений неуклонно перестраивается в постиндустриальный. Чаще используется термин «информационное общество», в котором подчеркивается специфика новых социальный связей. Последние несколько десятилетий характеризуются все большим проникновением элементов системы информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека и отрасли общественного производства. Многие аспекты жизни современных людей стремительно виртуализируются.

В этих условиях возрастает роль специалистов в области информационных технологий, способных квалифицированно управлять значительными массивами дигитальной информации и контролировать работу постоянно увеличивающегося машинного парка.

Наряду с этим, перед курсом информатики стоят не менее актуальные задачи распространения общей компьютерной грамотности, которая является необходимым условием компетентности специалиста каждого профиля деятельности, занятого практически в любой отрасли.

Разумеется, решение указанных задач не может быть линейным. Оно должно включать в себя не только подготовку высококвалифицированных кадров через систему профильного педагогического образования, но и значительное техническое переоснащение образовательных учреждений, а также содержать философско-мировоззренческие элементы.

В сознании современного человека происходит парадигматический сдвиг. Коренным образом меняются представления о возможностях современной науки и связанных с ней технологий. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось фундаментальными открытиями в области естественнонаучных дисциплин. Расширяется и углубляется научная картина мира на мега- и микроуровнях. Неуклонно набирает темп прогресс в области производительности микропроцессоров. Все это погружает современного человека в специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как растерянность, неспособность вместить в границы индивидуального сознания невероятный по объему массив информации. Как следствие, мы можем наблюдать возрождение массового мифологического сознания, наполненного модернизированной мистикой. Пробелы в понимании окружающего мира заполняются теми же мифологическими образами, что и в древности, но уже осовремененными. На обслуживании этого нового мифологического сознания паразитируют производители соответствующего контента, включающего в себя истории о палеоконтакте, инопланетном разуме, технологическом могуществе исчезнувших цивилизаций и т.п.

Указанный комплекс проблем носит, скорее субъективный характер, так как он проистекает из недостатков или пробелов в школьном образовании индивида. Однако можно указать и на объективные трудности схожего содержания. К их числу можно отнести проблему «технологической сингулярности», которая заключается в утрате контроля над прогрессом технологических решений в ближайшем будущем. Речь, конечно, не идет о «восстании машин», но развитие технических устройств, по-видимому, начнет опережать его понимание человеком.

Современная молодежь, подростки и даже дошкольники окружены электронными девайсами. Компьютер является неотъемлемой частью жизни тинейджера нашего времени. По отношению к своим «цифровым друзьям» школьник не испытывает страх. Скорее, характер отношений можно назвать зависимостью. Игры, социальные сети, мессенджеры заполняют каждую свободную минуту подростка. Данная зависимость практически полностью исключает осознание подрастающим поколением тех рисков, которые несет в себе «технологическая сингулярность». Решение этой проблемы – также актуальная задача школьного курса информатики.

Таким образом, урок информатики в современной российской школе призван не только готовить грамотных пользователей электронной техники и обучать основам программирования. Хотя потенциал российских школьников и студентов в полной мере раскрывается на международных соревнованиях, что не может не вселять оптимизм. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы в профессиональном сообществе педагогов-информатиков сформировалось осознание мировоззренческой важности их трудовой деятельности.


Библиографический список
  1. Андрусенко Е.Ю. Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся на лабораторных работах по информатике и ИКТ // ИСОМ. 2015. №1 С.180-184.
  2. Давыдов Д.А., Коповой А.С. Подготовка учителя информатики к формированию у школьников культуры медиапотребления в условиях модернизации образования // СИСП. 2012. №9 С.59.
  3. Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Известия ВГПУ. 2011. №8 С.62-68.
  4. Макарова Н.В., Нилова Ю.Н., Титова Ю.Ф. Современная парадигма обучения информатике на основе нового стандарта // Педагогическое образование в России. 2014. №1 С.150-155.
  5. Макарова Н.В., Титова Ю.Ф. Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе // Педагогическое образование в России. 2012. №5 С.88-95.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 12.03.2017)
  7. Цыбикова Т.С. Обучение информатике в школе в условиях ФГОС // Вестник БГУ. 2014. №15 С.60-64.
  8. Шаповалова М. С. Психологические аспекты подготовки специалистов-информатиков в рамках технологии модульного обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-2 С.266-269.


Все статьи автора «Гревцев Иван Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: